Версия // Конфликт // Европа ищет способ блокировать поставки российской нефти через Балтику

Европа ищет способ блокировать поставки российской нефти через Балтику

2338

Дания против танкеров

Европа ищет способ блокировать поставки российской нефти через Балтику (фото: АР/ТАСС)
В разделе

Дания по поручению Евросоюза может проверять и при необходимости задерживать танкеры с российской нефтью, проходящие через её воды без страховки в западных компаниях. Отсутствие договора со страховщиком даёт повод странам ЕС подвергать проверке суда, которые могут представлять угрозу для окружающей среды. Об этом сообщила газета Financial Times (FT) со ссылкой на источники в Брюсселе.

По Балтийскому морю через узкие датские проливы идёт порядка 60% всего морского экспорта российской нефти. Еврочиновники считают требование надлежащей страховки оправданным, поскольку многие поставки осуществляются на «теневых флотах», состоящих из старых судов, у которых повышен риск поломки или разлива, «что может привести к крупной экологической катастрофе».

А вот российские эксперты связывают инициативу с попытками заставить Москву соблюдать ценовой потолок. Европейцы вынуждают Россию экспортировать нефть исключительно по своим правилам, предполагающим поставки сырья по цене 60 долларов за баррель и ниже. При этом в октябре средняя цена на экспортный сорт Urals достигала 80 долларов за баррель, пишет та же FT. Сейчас танкеры с российской нефтью страхуют либо отечественные, либо азиатские компании. Западные этого не делают, поскольку соблюдают санкционный режим.

Кремль, комментируя возможность блокировки российских танкеров, призвал Копенгаген и ЕС соблюдать правила международного судоходства. Вице-адмирал, бывший первый замком Балтийским флотом Александр Бражник заявил, что подобные действия будут расцениваться как пиратство. Среди вероятных ответов на нововведение называется сопровождение танкеров военными кораблями.

Между тем при невозможности свободно вывозить нефть РФ сократит экспорт, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. В результате начнётся дефицит на мировых рынках и цены уйдут выше 100 долларов за баррель. «Кто от этого пострадает? Правильно, те же США и Европа. А мы за счёт оставшихся объёмов экспорта заработаем фактически столько же. Поэтому в этом вопросе у России вполне крепкая позиция», – полагает он. По его мнению, публикация FT – «вброс» с целью прощупать, как на это будет реагировать Россия. На амбразуру решено бросить Данию, причём уже не первый раз. В своё время её использовали для замедления реализации проекта «Северный поток – 2».

Константин Симонов, гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности

– Перекинуть эти поставки нефти с Балтики на Чёрное море нельзя, а наш любимый знаменитый Севморпуть сейчас не готов к перевозке таких объёмов. Поэтому в моменте у России нет логистических альтернатив балтийским маршрутам.

Николай Топорнин, директор Центра европейской информации

– Проверить-то они могут, а что они дальше будут делать? Разворачивать танкер обратно? Арестовывать его? Возникает много вопросов, на которые сейчас ответа нет. Мне кажется, что датчане сами этим очень сильно озабочены. Тот факт, что правительство Дании отказалось от комментариев, подтверждает, что они сами не знают, что с этим делать. Думаю, если датчане не будут согласны, то они просто откажутся. Обязать Данию осуществлять такие проверки Брюссель не сможет.

Сергей Разгуляев, политолог

– Я считаю, что ответом на подобные выходки могут быть только жёсткие меры, например, проведение учений и усиление военного присутствия в Балтике. Не надо никаких санкций и тем более поисков альтернативных путей для экспорта нефти. Также не считаю нужным искать поддержку у мирового сообщества – Запад понимает только язык силы.

Логотип versia.ru
Опубликовано:
Отредактировано: 24.11.2023 15:27
Комментарии 0
Еще на сайте
Наверх