Зюганов и Жириновский идут в Думу в последний раз – в партиях начался торг за мандаты

Трясут стариной

Похоже на то, что мы наблюдаем «последнюю гастроль» партии Владимира Жириновского. Игорь Лебедев объявил об уходе из политики. Таким образом, партия остаётся без преемника, а возраст у её лидера что ни на есть пенсионный. Вот и Геннадий Зюганов, которому недавно стукнуло 77, понимает: нынешние выборы в Думу для него последние. А раз так, то нужно напоследок сорвать банк, ведь обе партии – это не только политический проект, но ещё и финансовый. Вот только не выходит: системную оппозицию сотрясают скандалы, каких, пожалуй, у них ещё не было.

Ходили слухи, что Лебедев принял решение, выбирая между зарубежными активами и отечественными перспективами. Что же тогда будет с партией? А на неё, поговаривают, уже нашлись покупатели – называют неких торговцев армянского происхождения. Так как идеология у ЛДПР напрочь отсутствует, покупка, подобно разношенной обуви, новым хозяевам ног не натрёт. Но и далеко они в ней не уйдут – партия одного-единственного яркого лидера с его уходом, несомненно, прикажет долго жить.

Покатались и продали

Если верно то, что Жириновский продаёт партию (а об этом в один голос заявили несколько политологов), то поступает он, как всегда, практично. Видимо, в думских коридорах уже вовсю носится ветер перемен, только не все его пока ощущают. Вообще, отношение главной либерал-демократической семьи к своей партии всегда напоминало отношение лихого наездника к купленной по «палёным» документам машине. Есть возможность – ещё покатаюсь. Один созыв, другой, третий. Так и быть, побудем ещё – над нами не каплет! Что, пора сматывать удочки? Ладно, встаём и уходим. А машина? А что – машина? Покатались и бросили, что с неё толку-то? Ну, а если её кто-то пожелает купить – отчего нет? Жириновский всегда умело монетизировал свою партию, продавая места в списках и подавая депутатские запросы за мзду – так почему бы не собрать напоследок кассу?

«Учитывая то, как много пишут о баснословном состоянии семьи Жириновского и коммерческой ориентации Игоря Лебедева, его отказ от участия в следующей предвыборной гонке можно воспринимать как долгожданную вольную», – прокомментировал ситуацию политолог Павел Данилин. А политолог Алексей Мухин добавил: «Для рядовых активистов это маячок. Как известно, крысы бегут с тонущего корабля. А именно такая ассоциация сейчас больше всего и напрашивается». Едва ли при таком раскладе птенцы Жириновского смогут вспорхнуть выше третьего места, хотя тот же Мухин вообще усомнился, что партия сможет преодолеть пятипроцентный барьер.

Дрессировать эсеров доверят Аскольду Запашному?

Пока в ЛДПР по-семейному пакуют манатки, эсеры готовятся потеснить прочих «системщиков» в новом составе Думы, сдав себе двух тузов – кинорежиссёра Владимира Меньшова* (для избирателей постарше) и писателя Захара Прилепина. Прилепин – участник войны в Донбассе, а в прошлом соратник Эдуарда Лимонова. Не сказать, что он ах как популярен у молодёжи (у тех нынче свои кумиры – Даня Милохин да Ольга Бузова), но молодые избиратели его хотя бы различают. В общем, Прилепин с Меньшовым – два удачных «живца». В противовес двум балластным «грузилам» – Геннадию Семигину и Александру Бабакову. Персонажи они зажиточные, с этим не поспоришь, но уж больно характеры у обоих неуживчивые. Бабакова преследовали скандалы в составе «Родины», а Семигин так и вовсе чуть было не расколол КПРФ в начале нулевых. Коммунисты устояли, но кусок от них, помнится, отвалился изрядный (в лице «Патриотов России»). А припомнилось это вот к чему: два денежных мешка эсеров не отличаются покладистостью, имеют обыкновение перетягивать одеяло на себя и не слишком-то соблюдают порядки, установленные вышестоящим лидером. Семигин и Бабаков даже не два медведя в одной берлоге – скорее два слона в одной посудной лавке. До выборов-то они, пожалуй, вместе дотянут, а вот дальше едва ли, так что в новом составе Госдумы у эсеров может оказаться две фракции.

Впрочем, подопечных Миронова подкарауливают и другие угрозы. Просматривая списочный состав, поданный московской ячейкой, Прилепин, как он выразился, испытал недоумение, узрев там Бориса Надеждина, одного из лидеров либерального Союза правых сил – соратника Чубайса с Немцовым и Гозмана с Минцем. Прилепин призвал соратников «переосмыслить» присутствие Надеждина в списках эсеров, однако примечателен сам факт: чтобы оказаться в списках «Справедливой России», необязательно, выходит, разделять партийные принципы и идеалы. Но если для ЛДПР это норма, то мироновцы, признаться, неприятно удивили. И не только Надеждиным. Списки эсеров настолько эклектичны, что поневоле закрадывается сомнение в наличии у партийцев единства. Судите сами: тут тебе и откровенный клерикал Николай Бурляев, и ура-патриот Сергей Михеев, и «имперец» Семён Багдасаров, и адепт плановой экономики Михаил Делягин. А рядом – дагестанский миллионер Гаджимурад Омаров, столичный миллиардер Алексей Шепель и бизнесмен индийского происхождения Камруззаман Сайед. Не пестровато выходит? Прибавьте сюда нескольких довольно известных политтехнологов и политиков, которых помотало чуть ли не по всем бывшим и нынешним парламентским партиям. Плюс Екатерина Гордон с Глебом Пьяных (тот самый, который «скандалы, интриги, расследования»). Гремучая смесь, а не фракция. И даже Аскольд Запашный (он тоже, выходит, эсер) со своим опытом дрессировщика тигров едва ли с такой совладает.

Просматривая списочный состав, поданный московской ячейкой, Прилепин, как он выразился, испытал недоумение, узрев там Бориса Надеждина (фото: Валерий Шарифулин/ТАСС)

Незваный гость хуже Прилепина

Однако сами эсеры склонны воспринимать свои перспективы куда как самоуверенно. Настолько, что Прилепин незваным гостем заявился на съезд коммунистов – с предложением объединиться в некий «левый фронт». Левые-то они, конечно, левые, и те и другие, но табачок-то у них всегда врозь. Хотя в зале сидел друг и коллега Прилепина по «Свободной прессе» Сергей Шаргунов. Тем не менее со съезда «писателя-фронтовика» проводили безо всякого приличествующего пиетета.

Коммунистам и своих бузотёров хватает. Их, правда, запрятали в списки поглубже – хотя было мнение, что яркого и непредсказуемого, как китайский фейерверк, Валерия Рашкина стоило бы в первую тройку включить. Но он и два других «анфан терибля» с районов, Анатолий Локоть и Сергей Левченко, двинут во власть по региональным спискам. Зато в первой тройке оказался клубничный магнат Павел Грудинин, тот самый директор Совхоза имени Ленина, что пошёл в президенты России от коммунистов, да так и не дошёл. В первой тройке Грудинин оказался не волею случая – Зюганов должок отдаёт накануне ухода на пенсию. А столько денег, сколько вбухал в КПРФ считающийся прижимистым Грудинин, не вкладывал, кажется, даже щедрый Видьманов. В общем, одно место в первой партийной тройке, похоже, ушло за долги.

Интрига же в следующем. Если Зюганов – в силу солидного возраста – не сможет сжимать партийный штурвал столь же крепко, как в былые годы, в его партии тут же возникнет несколько самодостаточных группировок. Первая – Рашкин, Локоть и Левченко. Вторая – под управлением Грудинина. Третья – Шаргунов и близкая ему молодёжь, готовая к смычке с более радикальными левыми в лице несистемщика Удальцова (не зря же его регулярно публикует «Свободная пресса» Прилепина – Шаргунова). Это только навскидку, а есть ещё и недовольный пребыванием на вторых ролях Афонин, вечный преемник Зюганова Мельников, звезда социальных сетей Николай Бондаренко – вот сколько их. Как удержать их, таких разных, вместе?

Избиратель этого тоже не знает. Зато избиратель метко замечает, каковы реальные перспективы оппонентов «ЕдРа». И как прикажете голосовать за таких, непредсказуемых и скоропортящихся?

Георгий Филин

05.07.2021 11:00

Просмотров: 7756