Запад готов к военному столкновению с Россией, а нам «нужно быть готовыми ко всему»

«Если завтра – война»

Все страны НАТО сегодня воюют с Россией, откровенно признал Владимир Путин, выступая на Валдайском форуме. Инструкторы альянса принимают участие не только в обучении украинских военных, но и «в реализации решений». Но если у кого-то возникнет желание потягаться с нами в военной сфере – вольному воля. Ответ на милитаризацию Европы не заставит себя ждать, Российская армия – самая боеспособная в мире.

А ещё несколько дней назад отмечали, что, мол, Сергей Лавров резко сменил риторику на «ястребиную» – мол, Россия воюет не с Украиной, а с НАТО. Да глава МИДа ещё мягко выразился, в дипломатической традиции, просто признав очевидное. А тезисы Путина на «Валдае» были и жёстче, и чётче. В нынешней ситуации в мире «нужно быть готовыми ко всему», и «ставки чрезвычайно высоки». Против лома нет приёма, окромя другого лома. Некоторые страны хотят заставить наш народ страдать. У нас же нет агрессивных намерений, но Россия никогда не проявит слабость и нерешительность. Попробуйте разберитесь с «бумажным тигром» (накануне Дональд Трамп так назвал нашу страну). Это был краткий пересказ ответного ультиматума Западу президента Владимира Путина. Услышать – услышат, вот только поймут ли? И захотят ли хоть что-то изменить? Все хотят принять участие в «историческом событии – нанесении России стратегического поражения», отметил Путин. «Но этого не будет».

В Брюсселе «готовы к войне»

У валдайского выступления российского президента имелся фон – и «фонило» изрядно, ещё с начала прошлой недели. Президент Франции Макрон предложил массово задерживать танкеры «теневого флота России», срывая поставки российской нефти. «Я предлагаю в рамках «коалиции желающих», в тесном сотрудничестве с НАТО оптимизировать совместные действия». То есть Париж призывает перейти к массовым блокировкам российских поставок под эгидой НАТО. Прибалтика и Швеция блокируют выход российских кораблей в Балтийское море, начинается ползучая аннексия Калининградской области (сперва – блокада, затем – вторжение). Большинство поляков поддерживают идею сбивать российские самолёты: по данным опроса, проведённого компанией SW Research, 67% жителей страны высказались за. Но в Варшаве случился раздрай: премьер повоевать с Россией не прочь, а вот президент страны категорически этого не желает. «Первое сбитие русского самолёта, вероятнее всего, произойдёт в ближайшие 14 дней на Балтике, – пророчит военный эксперт Владислав Шурыгин, – или у польско-калининградской границы. По мнению экспертов, там «политический импульс множится на минимальное время реакции и складывается с максимальной ценой ошибки». «Вариантов исхода ровно два, – отмечает Шурыгин, – «квиты – инцидент исчерпан» либо лавинообразная эскалация».

«Обстрел Белгорода западным оружием носит явный демонстративный характер, – в тон Шурыгину высказывается другой военный эксперт, Роман Сапоньков. – И показывает, что все предыдущие запреты или договорённости обнуляются. Западным оружием нас обстреливали и раньше, но тут ключевой момент, что обстреляли не подстанцию или КП, а ключевой объект инфраструктуры». И отвечать нам придётся максимально жёстко, ведь, зная типичные наши реакции на подобные инциденты, Запад, вероятнее всего, начнёт «дожимать», высказывает предположение военкор Алексей Живов. «И вот что случится потом. Сразу после этого объединённый контингент «коалиции желающих» легализует свой заход на Украину и в Молдавию, а то и вовсе проведут операцию по захвату Приднестровья». Или – в Калининградской области. То есть при любом раскладе нас ждёт эскалация? Но, быть может, эксперты перегибают палку? А что говорят политики – те, кого принято считать серьёзными и не бросающими слов на ветер? «Ситуация серьёзная, – признаёт венгерский премьер Виктор Орбан. – На столе лежат откровенно провоенные предложения, хотят передать фонды Евросоюза Украине, пытаются ускорить её вступление с помощью юридических ухищрений, финансировать поставки оружия. Все эти инициативы ясно показывают, что брюссельская элита готова к войне». «Сегодня Балтика остаётся единственным каналом связи России с Калининградом – по морю и воздуху, – описывает ситуацию политолог Алексей Ярошенко. – Закрытие этих коридоров превращает регион в осаждённый эксклав. Это подготовка к агрессии. Запад системно создаёт условия, при которых Калининград окажется окружён. Провокации с якобы «российскими беспилотниками» в Польше лишь ширма для реальной цели, попытки аннексии. Запад систематически и целенаправленно создаёт угрозу, чтобы вынудить Россию начать операцию по созданию сухопутного коридора в эксклав». «Видимо, скоро ситуация с войной станет ещё более острой, – рассуждает философ Александр Дугин. – Не случайно в городах России проводились учебные тревоги. Каждый должен знать, где ближайшее бомбоубежище».

«Идёт подготовка к прямому противоборству»

(фото: Сергей Булкин/ТАСС)

Поначалу складывалось ощущение, что Запад намеренно наращивает ставки, отчаянно при этом блефуя, хотя на руках у него карты так себе. Но, по всей видимости, подготовка к войне идёт полным ходом, и у наших западных соседей постепенно складывается ощущение, что на их удар мы можем и не ответить. Речь Путина на «Валдае» лишает их этой иллюзии, всё сказано прямо: ответим, и жёстко. Но маховик-то уже запущен. «Ситуация выглядит очень странно, – анализирует происходящее политолог Дмитрий Евстафьев. – Со стороны Запада идёт «нагнетание вой­ны», а от нас – «нагнетание мира». Если честно, у западных оппонентов пока получается убедительнее. Запад не видит для себя иной стратегии выживания, нежели решительная победа над Россией и своё «восстановление» за счёт раздела российского наследства. За последние месяцы там сделано два важнейших шага условно «вперёд». Первый – повысился уровень операционной консолидации. Второй – достигнуто понимание, что для решения геополитических задач уже недостаточно победить Россию в борьбе за сохранение пространства Украины. Запад вынужден двигаться в направлении прямого военно-силового воздействия на Россию, выходя за рамки «гибридной войны». Идёт подготовка к прямому противоборству. И уже сильно зашли за крайний рубеж военно-силового противостояния холодной войны». Евстафьев известен умением крайне аккуратно подбирать выражения, не перебарщивая в риторике, но уж если и он говорит о неизбежности войны, остаётся развести руками.

Напряжения добавляет не слишком заметная неспециалистам, но крайне тревожная ситуация на противоположном, так скажем, фланге. «Пока всё внимание общества и российской прессы приковано к СВО и противостоянию с Западом, Турция планомерно закрепляется на Каспии, прибирает к рукам Кавказ и Среднюю Азию и создаёт внутри самой России подконтрольные ей исламские структуры, – отмечает востоковед Евгений Сатановский. Мы по-прежнему всерьёз верим, что четвёртому Риму не бывать? Или его строительство уже ведётся турками прямо на наших глазах и при нашем же молчаливом согласии?»

Важное заявление Путина на «Валдае», к сожалению, не привлекло должного внимания, хотя именно оно расставляет все точки над «ё» касательно нашего возможного оппонента в готовящемся военном противостоянии. «Россия, – заявил Путин, – в прошлом году заработала около 800 млн долларов на продаже урана США». Уран – не просто стратегическое, а военное сырьё. «Наша Версия» уже не раз разъясняла, что там к чему в этом вопросе, – и про обогащённый уран в том числе, который американцы сами разучились обогащать. Но если мы продолжаем продавать американцам российский уран, следовательно, мы не воспринимаем Америку в качестве вероятного противника, разве нет? И сказанное Путиным про Трампа и нынешнюю администрацию Белого дома в этом контексте не оставляет сомнений с США мы воевать не собираемся, а они, вероятно, – с нами. Вот, кстати, свежая новость: Белый дом отказался комментировать статью Wall Street Journal о готовности США делиться разведданными с Киевом для ударов по России: «Это было бы безответственно». Да и новость о поставках американских «Томагавков» киевскому режиму тоже из разряда досужих слухов. Про ракеты все слышали, а что там про пусковые установки? У Киева их нет, а США продавать их Украине не собираются. Вот и все новости, собственно. Есть, правда, Европа, а у европейских стран пусковые установки имеются. И они могут передать их Киеву. «Трамп, чей главный политический инстинкт – не лезть в чужой огонь, вдруг якобы разрешил Киеву стрелять по России американским оружием? Серьёзно? – недоумевает политолог Павел Данилин. – Если бы это было правдой, это был бы не шаг к эскалации, а прыжок в бездну. А Трамп, напомню, не самоубийца, наоборот, он – выживальщик». «Пока что нет официального разрешения США на нанесение ударов по России в глубь территории, – подчёркивает эксперт. – Есть заявление спецпредставителя Келлога по поводу заявлений Вэнса и ранних намёков Трампа, а также статья в Wall Street Journal. Всё! Поэтому говорить о принятом решении Белого дома пока неправильно».

Боевитый Мандон и другие

Между тем в Париже военная истерия уже откровенно зашкаливает. Начальник Главного штаба вооружённых сил Франции Фабьен Мандон (отставить ухмылки, его действительно так зовут) предупредил о «неминуемой готовности к боевым действиям высокой интенсивности» – «уже этой ночью». Есть Макрон, а есть Мандон, перепутать – моветон. В ночь на пятницу, впрочем, война так и не началась. Зато Мандону подпел начальник штаба сухопутных сил Франции Пьер Шилль: «Войска должны быть готовы к началу боевых действий в ближайшие часы». Неужели счёт и впрямь пошёл на часы? Или французы, как у них водится, прокукарекали, а там хоть не рассветай? Не менее боевитые эскапады раздаются из Лондона. «Британия, вероятно, уже находится в состоянии войны с Россией», – заявляет бывшая руководительница контрразведки MI5 Элайза Мэннингем-Буллер журналисту The Guardian. Такого же мнения придерживается и бывший советник президента США Фиона Хилл, и контрразведчица на это прямо указывает: «Пока это другой вид войны, но враждебность усиливается». В самом деле, если война уже идёт, какой смысл продолжать её опасаться? Железная логика, в британских традициях.

А вот свежая цитата другого британского «бывшего» – ещё недавно Бен Уоллес возглавлял военное ведомство королевства, то и дело бывая в Киеве у Зеленского. На вопрос о том, что Украина и её союзники могут сделать, чтобы поскорее закончить кровопролитие, Уоллес, как на духу, ответил: «Мы должны помочь Украине получить дальнобойные возможности, чтобы сделать Крым непригодным для жизни. Нам нужно задушить Крым!» Миролюбие прёт, как на танке. Но значительная часть европейской элиты именно так и мыслит. Это особая логика: чтобы помочь, нужно задушить. Зато чувствуется градус общего напряжения – высокий.

При таком градусе несложно ошибиться в решениях. Накануне Служба внешней разведки сообщила, что, по её информации, Киев готовит провокацию в Польше с целью втягивания европейских стран НАТО в конфликт с Россией. Как уточнили в СВР, операция разработана Главным управлением разведки минобороны Украины совместно с польскими спецслужбами с целью «побудить страны Европы к максимально жёсткому, желательно военному, ответу России». И вот уже американский Институт изучения войны (ISW) выдвигает свою версию событий – Россия и Белоруссия якобы готовятся совместно ударить по Польше и свалить всё на Украину. Как ни крути, впору задуматься об очередном разделе Речи Посполитой? «В Варшаве как раз проходит конференция по безопасности с участием представителей министерств обороны и внутренних дел европейских стран, – напоминает левый политик Дарья Митина. – О чём говорят с трибун и в кулуарах? Никто не вспоминает о мире, а дипломатическую имитацию «переговоров» считают обычным фоновым онанизмом. Европа готовится к затяжной войне. Ситуацию на украинском фронте европейцы оценивают как патовую. Нужны дополнительные усилия. Европа намерена поддерживать текущий характер конфликта, но рассчитывает, что Путин должен «устать» первым». По мнению Митиной, пуще других рвётся на фронт Финляндия, «самая оголтелая, самая милитаристская из всех», а с ней – Швеция и Прибалтика. А вот Польша – со своей огромной армией – воевать категорически не готова. Обеспечить тылы, закрыть небо – это да, но и только. «Военные бюджеты при этом верстают на десятилетия вперёд, совсем не до 2028 года».

Что же, события развиваются быстро, и если эскалация продолжит нарастать, хотя дальше уже, кажется, некуда, направление движения взбесившегося европейского паровоза станет очевидным. Российский же бронепоезд, как всегда, на запасном пути. Хорошо, что об этом напомнил всем Путин, выступая на «Валдае».

Руслан Горевой

05.10.2025 12:00

Просмотров: 61