За первое полугодие «чёрные» автоперевозчики убили 579 человек, покалечили 6,5 тысячи и заработали миллиарды рублей
Смертельный маршрут
Результаты июльского рейда таковы. За три дня был выявлен 181 нелегальный, то есть не согласованный и не утверждённый столичными властями маршрут. Из 816 транспортных средств, проверенных гаишниками и осуществляющих нелегальные пассажирские перевозки, 415 оказались с техническими неисправностями, ещё 28 были без талона техосмотра. 1226 водителей были оштрафованы за нарушение ПДД. Из них 637 – за нарушение правил остановки, стоянки в зоне остановочных пунктов. Двух водителей маршруток столичные инспекторы застукали на встречной полосе.
Даже в ГАИ признают, что это плачевные результаты. Ведь помимо рейда по борьбе с нелегальными маршрутками инспекторы проводят дважды в год операцию «Автобус», в ходе которой проверяют исправность всего пассажирского автотранспорта и соблюдение водителями правил дорожного движения. И если в сфере регулируемых пассажирских перевозок удалось более или менее навести порядок – крупные компании регулярно проводят медицинские осмотры водителей и следят за техническим состоянием автомобилей, — то нелегальные перевозчики выявляются каждый раз и одни и те же нарушители часто встречаются во время следующей проверки.
Всё дело в том, что наказать нелегальных перевозчиков так, чтобы они уже не вышли на маршрут, в ГАИ не могут. Они могут воздействовать на перевозчиков только штрафными санкциями за нарушение ПДД. Также действия нелегальных перевозчиков попадают под статью 14.1 пункт 2 КоАП «Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)». За это Ространснадзор может оштрафовать частника на сумму от 2 до 2,5 тыс. рублей, а юридическое лицо – от 40 до 50 тыс. рублей с конфискацией орудия преступления, то есть машины. Сумма штрафа небольшая, да и от конфискации старой гнилой «Газели» нарушитель много не потеряет. Обороты таковы, что конфликт с органами можно смело посчитать накладными расходами.
Есть ещё и региональные законы, которые устанавливают дополнительные санкции за незаконные транспортные перевозки. Но и они бессильны по отношению к нелегальным перевозчикам. Просто это выгодный бизнес, который приносит миллионы прибыли.
Сейчас в Москве 5,5 тыс. легальных частных маршруток и столько же государственных автобусов Мосгортранса. Они перевозят ежедневно до 1,5 млн пассажиров. Минимальная цена за проезд начинается от 25 рублей, а ежедневный оборот перевозок составляет не менее 375 млн рублей.
Кроме них, по данным Московского транспортного союза, , а также не следят за техническим состоянием своего автопарка. Без лицензии они не платят налоги, могут не соблюдать Трудовой кодекс и не проводить предрейсовый медицинский и технический осмотры. Без лицензии её нельзя лишиться, и максимум, что можно получить, – несущественный для компании штраф.
Специалисты, впрочем, в проблеме обвиняют милицию, которая не принимает особых мер для борьбы с нелегалами. Столичные автоинспекторы могут выявить таковых и без специальных рейдов. Как правило, это старые на вид «Газели» с дополнительно установленными креслами для пассажиров, без ремней безопасности. В то же время сейчас легальные перевозчики пересели на иностранные микроавтобусы. Однако, как заявляют некоторые эксперты, в ГАИ часто закрывают глаза на работу таких компаний из-за коррупции.
Ещё одна причина обилия нелегальных маршрутов – проваленная программа развития московского пассажирского автотранспорта. Перевозчики создают новые маршруты, которые удобны пассажирам, иначе их услуги не пользовались бы спросом. Значит, на таких маршрутах просто нет легальных перевозчиков. Например, в период с 2007 по 2009 год из столичного бюджета выделялись средства на строительство троллейбусного парка в Митине, однако он до сих пор не построен.
Не работает в большинстве случаев и выделенная полоса для движения пассажирского автотранспорта. Она появилась только на некоторых участках московских дорог (первая – на Волоколамском шоссе) и в идеале должна давать автобусам и маршруткам проезд без пробок. Но и там, где полоса есть, она часто используется обычными водителями. Больше того, из обещанных 10 полос для общественного транспорта работы ведутся только по 3.
Впрочем, если в Москве даже нелегалы из-за высокой стоимости проезда могут поддерживать автопарк в более или менее нормальном состоянии, то в регионах, где плата за проезд едва превышает 10 рублей, людей перевозят на совсем гнилых машинах. И это резко влияет на безопасность на дороге, а тысячи человек ежедневно подвергают свою жизнь повышенной опасности.
За первую половину 2010 года из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств юридических лиц произошло почти 5 тыс. ДТП, в которых 579 человек погибли и 6,5 тыс. получили ранения. Сколько из них стали жертвами нелегальных перевозок – в ГИБДД не считают.
Просмотров: 1968