Этих советских актрис узнают в лицо до сих пор, но мало кто знает, что они ещё в 70-х годах уехали за границу

Сбежавшие звёзды

В 70-е – 80-е годы из СССР эмигрировало немало тогдашних кинозвёзд, но отчего-то отношение к покинувшим Родину женщинам и мужчинам у властей было принципиально разным. Парадоксально, но женские имена не вымарывали из титров кинолент в отличие от мужских, а самих актрис не пытались предать забвению – даже скорее наоборот.

О некоторых таких кинозвёздах написано предостаточно – в первую очередь о Галине Логиновой, матери Миллы Йовович, об Ирине Азер, дочери иранского генерала, или, к примеру, о вышедшей замуж за голливудскую знаменитость Максимилиана Шелла Наталье Андрейченко. Немало шумихи вызвали внезапные отъезды Елены Кореневой и Виктории Фёдоровой, тем не менее фильмы с их участием продолжали крутить в прокате и даже показывать по телевидению, а имена актрис оставались в титрах. В то время как Савелия Крамарова, Бориса Сичкина и других эмигрантов-актёров вымарывали подчистую. Внятного объяснения этому явлению нет, можно только строить догадки. Были, впрочем, и другие примечательные беглянки – их помнят до сих пор, хотя с момента их отъезда из страны прошло более полувека.

Ирина Куберская – невзорвавшаяся секс-бомба

Ирина Куберская
Ирина Куберская

За сравнительно небольшой отрезок времени Куберская успела сыграть немало ролей, но запомнилась, пожалуй, блестящим эпизодом в «Семи невестах ефрейтора Збруева» – проводница международного вагона учила дембеля модному танцу. Там такая пластика и такой задор, что искры из глаз. В середине 70-х актриса вышла замуж за испанца и перебралась в Мадрид, где впоследствии сделала карьеру театрального режиссёра. Куберская время от времени приезжает в Россию со своими постановками, а в Испании она настоящая знаменитость, член-учредитель королевской Академии сценических искусств. Но и в СССР Куберская вполне могла прогреметь на всю страну.

В 1971 году фильм киностудии «Таллинфильм» «Последняя реликвия» неожиданно для всех стал лидером советского кинопроката – его посмотрели 50 млн зрителей. Секрет не в незатейливом приключенческом сюжете и даже не в блистательной игре Ролана Быкова, отнюдь. Советскому зрителю чуть ли не впервые продемонстрировали неприкрытые девичьи прелести, и не мельком, как случалось до этого, а обстоятельно, скажем так. Эстония в СССР считалась чем-то вроде нашей заграницы, там работали варьете с полуодетыми танцовщицами, а в клубах играли рок-музыку, и, по-видимому, боссы советского кино махнули на эротическую сцену рукой, подписав эстонский фильм в широкий прокат по всей стране. Сборы в итоге были такими, что в Таллине всерьёз призадумались, а не повторить ли успех.

Пойти решили тем же, проверенным путём: на главную роль в новом эротическом боевике «Дон Жуан в Таллине» пригласили (как и в случае с «Последней реликвией») актрису из Латвии – Гунту Виркаву. А на другие первые роли красавиц – уже довольно известную Куберскую и двух эстонских дебютанток, которым также предстояло максимально раскрыться, – Юлию Соостер (Чурсину) и Мерле Ару. Только на этот раз союзные цензоры оказались предельно бдительны – из фильма в итоге редакторы выкромсали все фривольности, которые в изобилии наснимал режиссёр Арво Круусемент. Фильм тем не менее собрал неплохую кассу (больше 12 млн кинозрителей в СССР), но задуманного прорыва, как видно, не вышло. Не так давно в Эстонии фильм отреставрировали, и ходили слухи, что в финальную редакцию войдёт наконец всё, что вырезали. Но – увы. Впрочем, свои прелести Куберская всё же продемонстрировала кинозрителям – несколькими годами позже, в испанской ленте «Жена министра» – она там сыграла секретаршу, дав возможность попечалиться о том, чего нашего зрителя лишила советская цензура.

Марина Гуткович – исчезнувшая «франтиха»

Марина Гуткович

Едва ли сегодня кто-то вспомнит, что за актриса такая Марина Гуткович, а в 60-е годы она тем не менее гремела на весь Союз – после дебюта в «Гуттаперчевом мальчике», где вместе с ней снимались тогдашние звёзды первой величины – Алексей Грибов и Андрей Попов. Дебютантке Гуткович было всего 8 лет. Позднее девочку часто и охотно снимали, и казалось, она повторит судьбу другой маленькой кинозвёздочки – Наташи Селезнёвой. Однако, сыграв главную роль в мосфильмовской короткометражке «Когда играет клавесин» (18 лет от роду, в паре с Евгением Стебловым) и мелькнув ещё в нескольких примечательных лентах (среди которых «Председатель» Алексея Салтыкова, «Королевская регата» Юрия Чулюкина и «На полпути к Луне» Джеммы Фирсовой), актриса пропала с экранов. Оказалось, она в Париже!

Марина Гуткович

«В 1969 году я снялась в советской экспериментальной картине «Франтиха», – вспоминала Гуткович. – Снимали её по заказу телевидения Франции. Вместе со мной играла красавица Наталья Климова, жена актёра Владимира Заманского, незабываемая Зоя Монроз из фильма «Гиперболоид инженера Гарина». Одевал нас для съёмок молодой тогда Вячеслав Зайцев. В период съёмок я попала на обложку известного в то время журнала Soviet Woman, и благодаря этому какие-то дальние родственники, которые эмигрировали в Данию до революции, нашли меня и приехали в гости». Гуткович стала часто ездить за границу, где и познакомилась со своим будущим мужем, итальянским аристократом фотографом Франко Джардино (это знакомство произошло в советском посольстве в Польше – Джардино там снимал фоторепортаж о нацистских концлагерях времён Второй мировой). Марина и Франко поселились на вилле в Неаполе, у них в гостях часто бывали известный советский музыковед Святослав Бэлза и актёр Анатолий Ромашин. Марина Гуткович часто бывала в СССР, навещала сестру и родственников, и никаких препон советское руководство ей не создавало. Наоборот – буквально до конца 80-х годов с «Мосфильма» то и дело поступали предложения сняться в той или иной картине. «Я бы с удовольствием полгода проводила в Москве и полгода в Италии, – откровенничала Гуткович в одном из недавних интервью. – Мне и сейчас вот совсем не хочется уезжать! Здесь всё моё родное, я здесь – я. И, несмотря на то что почти две трети своей жизни я прожила в Италии, я очень скучаю и всегда рвусь в Москву».

От Эллочки – Людоедки до поэтессы

Наталья Воробьёва
Наталья Воробьёва

В начале 70-х манекенщицу Наталью Воробьёву в лицо узнавали все кинозрители Советской страны – студенткой ГИТИСа она блеснула в роли Эллочки-людоедки в «12 стульях» у Леонида Гайдая и сыграла приметную роль воспитательницы в «Джентльменах удачи» Александра Серого. А Леонид Быков снял Воробьёву в главной роли в своей картине «Где вы, рыцари?». Воробьёва снималась много – за 5 лет в 15 лентах, играла и в эпизодах, и в главных ролях – жаловаться ей было не на что. А в 1974-м она вышла замуж за хорвата и переехала в Загреб. Там она снялась в главной женской роли в югославской постановке «Трагедия на стадионе» (под новой фамилией Хржич) – фильм дублировали на «Ленфильме» и выпустили в широкий советский прокат. Успеха, однако, он не имел. В 1979 году Воробьёва мелькнула на киноэкране в последний раз – в советской постановке «Ганна Главари» по мотивам оперетты Легара «Весёлая вдова».

И тогда Воробьёва решила попробовать себя в литературе. Писала стихи и прозу, в конце 90-х годов опубликовала в России свой поэтический сборник и вступила в Союз писателей. «Я жила беззаботной жизнью и долго взрослела, – вспоминает Наталья Хржич. – Была слишком молода, чтобы думать о карьере. С другой стороны, поскольку в актёрской профессии всё у меня получалось слишком легко, я оставила её с большой лёгкостью. Стала заниматься литературными переводами, синхронным переводом, сотрудничала с Хорватским лексикографическим институтом при подготовке восьмиязычного энциклопедического словаря, давала уроки русского языка. Но больше всего люблю свою работу в Хорватском народном театре в качестве консультанта по русскому языку: помогаю исполнителям русских опер. Была также ассистентом режиссёра и думаю, что, если бы не уехала из России, стала бы заниматься режиссурой». «Россия и Хорватия – две мои Родины, и люблю я их одинаково. Когда я в Хорватии, то говорю: «наш Загреб», а когда в Москве: «наш Арбат» или «наш театр». Две страны – Россия и Хорватия – в моей жизни стали одной страной».

Любовь Жоржа Милославского и мужа Галины Брежневой

Лариса Ерёмина

«Иван Васильевич меняет профессию» смотрели, наверное, все: помните боярышню на пиру, засматривавшуюся на персонажа Леонида Куравлёва? Это она, Лариса Ерёмина. Редкий случай, когда советская актриса, перебравшись в Америку, продолжила там вполне успешную актёрскую карьеру. Ерёмина, конечно, не стала за океаном Элизабет Тейлор, ну так и в СССР она тоже была не на первых ролях, хотя и запомнилась зрителям в «Поцелуе Чаниты», где она сыграла главную роль. А ещё были главные роли в «Между небом и землёй» и «На крутизне» и приметное появление у Гайдая в роли Софочки в «Не может быть» и в «Трактире на Пятницкой» – в роли певички Варвары. В конце 70-х Ерёмина познакомилась с известным американским скрипачом-виртуозом Грегори Уэйном и перебралась за океан, где сыграла в нескольких сериалах (среди которых популярнейшие «Молодые и дерзкие» и «Главный госпиталь», снимавшиеся несколько десятилетий и насчитывающие по несколько тысяч серий) и боевиках (например, в «Первом ударе» с Джеки Чаном). Ходила сплетня, что из Союза Лариса сбежала не просто так, её якобы преследовал и не давал жизни бывший муж Галины Брежневой, «цыганский барон» и авантюрист Борис Буряце. Публицист Евгений Додолев упоминал, что якобы Буряце во время тюремной отсидки даже сочетался браком с Ерёминой – хотя сама актриса это отрицала (возможно, супругой Буряце действительно стала одна из актрис, снимавшихся в «Поцелуе Чаниты»).

Лариса Ерёмина

Прояснить ситуацию лет 10 назад обещала сама Лариса Ерёмина, грозясь выпустить книгу воспоминаний и всё в ней рассказать как на духу. «Я безумно люблю свою профессию, – анонсировала Ерёмина свою публикацию на популярном кинопортале, – и хотела быть актрисой с тех пор, как помню себя. Но, как ни странно, всю жизнь для меня самым главным было совершенствоваться в человеческом смысле». Ерёмина поминала добрым словом своего педагога Павла Массальского («аристократ от искусства!»), который, как вспоминали его коллеги, наотрез отказался руководить курсом в школе-студии МХАТ, если на курс не примут Ерёмину («эту девочку из Молдавии»), а также других своих педагогов – Аллу Тарасову, Ивана Тарханова и Александра Комиссарова. Сегодня Ерёмина живёт в Голливуде и 75 лет от роду продолжает сниматься в сериалах. «В Лос-Анджелесе я встретила друга и соратника великого Михаила Чехова, Георгия Жданова, которому Чехов посвятил свою книгу «Техника актёра», – признавалась Ерёмина. – Я была на его уроках, а сегодня мне самой приходится напоминать моим студентам, какой переворот в американском шоу-бизнесе произвёл МХАТ. Надеюсь, я скоро закончу книгу».

Георгий Филин

17.12.2025 12:30

Просмотров: 280