Взятки и откаты ставят больницы и врачей на грань выживания
Медицина заболела коррупцией
Что примечательно, подсчёты делались без поправки на нехватку врачей. Если предположить, что кадровый дефицит удалось бы преодолеть, то уже в нынешнем году системе потребовалось бы дополнительно 133,2 млрд рублей, а в 2025-м – ещё 139,7 млрд рублей.
Столь гигантские объёмы недофинансирования далеко не всегда связаны именно с нехваткой средств. Оказалось, что чиновники на местах порой просто не вникают в потребности системы здравоохранения. Например, нормативы по оказанию медпомощи в регионах устанавливаются ниже, чем это предусмотрено на федеральном уровне. Понятно, для чего – по отчётам оказывается, что региональные власти выполняют свои обязательства, а то, что попасть к врачу местным жителям почти невозможно, Москва не знает.
При этом о проблемах недофинансирования системы здравоохранения в Счётной палате говорят из года в год. Так, в 2021 году аудиторы предупреждали, что в случае резкого подъёма заболеваемости регионы физически не смогут увеличить объёмы медпомощи. А в 2020 году были обнародованы цифры рекордного дефицита бюджета территориальных программ ОМС: в 56 регионах он тогда составил 51,3 млрд рублей. Казалось бы, что должен сделать в такой ситуации Минздрав? Как минимум взяться за решение проблемы. Однако в ведомстве Михаила Мурашко на ситуацию взирают, похоже, с олимпийским спокойствием.
Фиктивный рост зарплат
Недавно Михаил Мурашко представил в Госдуме отчёт о нарушениях финансирования скорой помощи. Оказалось, что 9,5 млрд рублей было «отвлечено на другие цели», а ещё 16 млрд рублей должны были поступить из региональных бюджетов, но не поступили. При этом министр почему-то лишь ограничился констатацией этих фактов, ничего не сказав о мерах, которые будут приняты. И это при том, что тема недофинансирования скорой помощи стала актуальной в связи с массовыми протестами медиков, недовольных тем, что в правительственном постановлении о назначении повышенных социальных выплат их служба не указана.
Разрулить ситуацию, судя по всему, поручили Росстату, представившему на днях отчёт о средней зарплате медиков. По официальным данным оказалось, что в среднем российские врачи зарабатывают около 116 тыс. рублей в месяц, медсёстры – 58 тыс., а санитары – чуть более 50 тысяч. Нетрудно догадаться, что в реальности дела обстоят несколько иначе. По данным опроса, проведённого RNC Pharma совместно с отраслевым ресурсом «Медвестник», зарплата каждого шестого медработника в стране не только не выросла на 7%, как уверяла госстатистика, но даже снизилась. Разность в подсчётах объясняется просто. В феврале президент поручил увеличить долю оклада медработников в структуре выплат до 50%. Во исполнение наказа в Минздраве выпустили рекомендации, согласно которым медучреждениям разрешалось «пересмотреть перечень стимулирующих выплат и условий их назначения». Также говорилось о возможности «замены выплат в процентном отношении от оклада на фиксированные размеры». То есть по факту оклад вырос, что и констатировал Росстат. Но общая сумма доходов медиков, получаемая на руки, снизилась.
«Зарплата только падает. В отделении реанимации, например, она за год сократилась более чем на 30%, – рассказала местным СМИ сотрудница Братской горбольницы № 5. – У руководства одно объяснение: все же в отпуска уходят, отпускные как-то нужно выплачивать».
Нет больницы – нет долгов
У администраций больниц своя правда. Из-за дефицита финансирования некоторые стационары сегодня оказались на грани банкротства. Такая ситуация, например, сложилась в медучреждениях Магаданской области. Весной кредиторская задолженность медорганизаций региона перевалила за 2,5 млрд рублей, а в отношении областной больницы приставы даже возбудили исполнительное производство о взыскании задолженности по налогам и сборам на сумму более 1 миллиарда. Также 17 млн больница задолжала своим сотрудникам. «Причина сложившейся ситуации – недостаточность финансирования. На территории региона организация обязательного медицинского страхования осуществляется за счёт субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Тарифы фонда заведомо недостаточны», – объяснялся местный минздрав.
При этом ситуация в Магаданской области не уникальна. Просроченная кредиторская задолженность медорганизаций в этом году составляет порядка 17 млрд рублей, подсчитали в Минздраве. Не забыв при этом похвастаться: дескать, в прошлом году задолженность была целых 20 миллиардов. В итоге ситуацию в ведомстве оценили как стабильную.
Поскольку банкротить госбольницы по закону запрещено, на помощь пришла оптимизация. «Наша Версия» уже рассказывала, как в той же Магаданской области пошли по пути количественного сокращения медучреждений. Как говорится, меньше больниц – меньше задолженность. В результате к областной больнице присоединили онкодиспансер и районные больницы, а также объединили психо- и наркодиспансеры, взрослую и детскую стоматологию. Видимо, этот опыт был признан удачным, отчего быстро распространился на другие регионы. Так, в Хабаровске местный минздрав принял решение об объединении всех трёх имеющихся роддомов.
Вирус взяток
Впрочем, глядя на то, что происходит в территориальных минздравах, совершенно не удивляешься происходящему. Новости, приходящие из профильных министерств регионов, уже давно напоминают криминальную хронику. Вот только малая часть событий, случившихся в августе. В Ингушетии Следком возбудил уголовное дело в отношении бывшего замминистра здравоохранения республики. По версии следствия, используя подконтрольную себе же коммерческую фирму, чиновник закупал медоборудование по завышенным ценам. В Иркутской области в суде слушается дело в отношении экс-министра здравоохранения Якова Сандакова. Он обвиняется во взяточничестве, легализации преступных доходов и злоупотреблении должностными полномочиями. Примечательно, что г-н Сандаков сменил на посту Наталью Ледяеву, которая также закончила свою карьеру, став фигурантом уголовного дела о мошенничестве. В деле Сандакова фигурируют эпизоды, связанные с поставкой оборудования в региональные больницы по завышенной стоимости. Вполне естественно, что при таком раскладе медучреждения оказываются на грани банкротства и не могут платить зарплату сотрудникам.
Неудачи с кадровым составом преследуют и минздрав Хабаровского края. В 2023 году двух помощниц главы ведомства обвинили в махинациях с закупками медоборудования. Причём, как рассказывала «Наша Версия», не исключено, что к схемам был причастен и уволившийся с поста министра здравоохранения края Юрий Бойченко. А недавно фигурантом уголовного дела о получении взятки и злоупотреблении полномочиями стал зампред регионального правительства по социальным вопросам Евгений Никонов.
В сомнительных схемах с госконтрактами на поставку оборудования обвиняется и бывшая замглавы рязанского минздрава Ирина Петина. Следствие считает, что за содействие в заключении госконтрактов на поставки медоборудования в региональные клиники она получила взятки в общей сложности на 75 млн рублей. Похожее дело расследуют и в Удмуртской Республике: замглавы местного минздрава, выяснили в СК РФ, заключила подозрительные контракты на сумму почти 500 млн рублей. В мошенничестве с госконтрактами подозревается и экс-замглавы минздрава Самарской области Асланбек Майрамукаев, усилиями которого в регионе на госзакупки медтехники были допущены только две «правильные» компании.
Конкретно
Всё описанное свидетельствует: система здравоохранения смертельно больна. Не замечать этого невозможно, однако в федеральном Минздраве происходящее на местах, кажется, не видят в упор. Аргумент на это приводится такой: мол, местные медицинские чиновники напрямую федеральному ведомству не подчиняются, это забота губернаторов. Если же речь идёт о крупных закупках или программе оптимизации больниц, Минздрав так или иначе всё равно оказывается задействован в процессе. В итоге Михаил Мурашко каждый раз оказывается ни при чём, региональные власти кивают на Москву, граждане не могут получить положенную им медицинскую помощь, а врачи пытаются понять, где же их «повышенные» зарплаты.
Просмотров: 3909