Врачи объявлены главными коррупционерами в России
Халаткост
Чиновники обещают, что рассматривать жалобы будут в кратчайший срок – три дня, после чего жалоба будет ещё направляться на проверку в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). Если факт взяточничества подтвердится, специалисты Росздравнадзора в течение недели рапортуют в министерство о факте мздоимства, после чего соответствующая информация может быть передана в правоохранительные органы для дальнейшего разбирательства.
«Смысл этого приказа состоит в том, что мы в случае письменного обращения граждан должны исходить из того, что в обращении должны быть указаны само лечебное учреждение, его адрес и факт платежа», – пояснила Татьяна Голикова.
Впрочем, из данного объяснения едва ли можно понять сам механизм борьбы с возможными коррупционерами. Не секрет, что незаконные платежи, которые требуют с пациентов в больницах или поликлиниках, почти всегда проходят «мимо кассы». Не говоря уже о том, что зачастую граждане сами выказывают финансовую благодарность врачам. Таким образом, документальная возможность подтвердить факт взятки практически отсутствует.
Уже сегодня аналитики рынка опасаются: план по борьбе с коррупцией приведёт к тому, что проверки Росздравнадзора в медучреждениях либо будут бесполезными, либо будут использоваться исключительно для улучшения статистических показателей по выявлению взяточников.
Впрочем, насколько пристально надзорные органы будут отслеживать обращения бдительных граждан, ещё большой вопрос. Дело в том, что указанный приказ Мин-здравсоцразвития появился как нельзя более кстати – аккурат после того, как генпрокурор РФ Юрий Чайка выступил с докладом в Совете Федерации, в котором указал, что главными взяточниками в России являются милиционеры, преподаватели и врачи.
По подсчётам генпрокурора, в прошлом году в стране было зарегистрировано 12,5 тыс. фактов взяточничества, что на 7,7% больше, чем в 2007 году. А вот «активизации деятельности… по борьбе с коррупцией методами уголовно-правового характера не произошло», расстроился генпрокурор. Статистика, подготовленная в Генпрокуратуре, выглядит тем более странно, если учитывать, что более 80% людей, осуждённых в прошлом году за взяточничество, имели зарплату менее 30 тыс. рублей. А вот среди должностных лиц федерального, регионального и муниципального уровней удалось обнаружить всего 189 взяточников. По мнению главы Национального антикоррупционного комитета Кирилла Кабанова, подавляющее большинство зарегистрированных случаев взяток – это результат провокации.
Примечательно, что позицию Генпрокуратуры поддержали в Верховном суде (ВС) РФ. «Дела со взятками и дела коррупционной направленности наиболее распространены у нас в стране. И наиболее высок процент взяток по категории лиц в среде МВД, в Министерстве здравоохранения, Министерстве образования, в среде налоговых инспекций и Роспожарнадзора», – заявил председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев, оговорившись, однако, что большинство рассматриваемых дел о взятках касается их небольшого размера, в то время как количество осуждённых за взятки в особо крупных размерах или за взятки организованной группы в общем числе составляет всего 7%.
Но в Минздравсоцразвития, похоже, собираются побеждать коррупцию не качественными, а количественными показателями. Глава ведомства Татьяна Голикова не скрывает, что в вышедшем приказе речь в первую очередь идёт именно о нелегальных или так называемых карманных платежах, которые зачастую пациенты сами делают врачам в качестве благодарности за оказанные услуги.
«Установить факт незаконных карманных платежей, конечно, сложно. Однако, если число жалоб на конкретное медицинское учреждение значительно, будет повод для проверки», – не скрывает министр. Степень наказания врача, по её словам, будет зависеть от масштаба выявленного нарушения: от простого выговора или лишения премии до уголовной ответственности. А чтобы пациентам было проще разобраться, в каком случае следует сигнализировать в министерство о незаконных поборах, на сайте ведомства уже вывесили специальную памятку, в которой достаточно подробно расписано, какие бесплатные услуги вправе получить все владельцы полисов обязательного медицинского страхования.
«Граждане зачастую даже не знают, что в медучреждениях платно, что бесплатно», – сокрушается Татьяна Голикова. Впрочем, само знание того, что гражданам обязаны бесплатно предоставлять первичную медико-санитарную, неотложную, скорую и др. помощь, едва ли что меняет.
Например, : быстрее, проще, а главное, результативнее – заплатить.
Ведомственными приказами сломать сложившуюся систему едва ли получится. По словам замгендиректора страховой группы «Межрегионгарант» Александра Варенцова, вся эта затея по борьбе с «серыми» деньгами не имеет смысла, поскольку является борьбой со следствиями, а не с причинами.
«По сути, объявлена война врачам, получающим копеечную зарплату, в то время как для достижения эффекта нужно только одно – глобальное реформирование всей медицинской системы», – отмечает Варенцов.
Хроническое недофинансирование государственной медицины в последние годы, по подсчётам аналитиков Высшей школы экономики, на сегодняшний день привело к тому, что доля нелегальных платежей на рынке сегодня составляет не менее 30%. Эксперты высказывают сомнения и в том, что вышедший приказ сгодится даже для борьбы с мелкими взяточниками.
«Конечно, это шаг вперёд. Но, к сожалению, Минздравсоцразвития пытается заменить собой следственные органы. К чему это приведёт? Да к тому, что виновных врачей, да и само лечебное учреждение будут загодя предупреждать о грядущей проверке», – констатирует председатель Общественного совета по защите прав пациентов Александр Саверский.
Ещё одна проблема заключается в том, что сколь бы продуманной ни была система борьбы с коррупцией, без помощи бдительных граждан, готовых информировать компетентные органы, не обойтись. А вот с этим как раз, похоже, вышла накладка. По данным исследования, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 58% россиян уверены, что «коррупцию полностью победить невозможно».
Примечательно, что причинами коррупции 44% респондентов назвали жадность и аморальность чиновников и бизнесменов, 34% – неэффективность государства и несовершенство законов и только 18% граждан склонны винить в коррупции самих себя, а точнее, «низкий уровень правовой культуры и законопослушания подавляющего числа населения». Другими словами, прекращать давать взятки россияне не собираются. Примечательно выглядят результаты социологического исследования по вопросу о том, кого бы россияне в первую очередь проинформировали, если бы располагали сведениями о коррупции. 15% опрошенных затруднились с ответом, 29% сказали, что не стали бы никуда передавать соответствующие сведения. При этом 10% обратились бы в СМИ, 11% доложили бы лично президенту, и только 22% дошли бы до правоохранительных органов.
Учитывая, что опрос ВЦИОМ касался ситуации в целом, а не только в секторе здравоохранения, можно предположить, что количество желающих сообщить о мздоимстве врачей в реальности куда меньше, чем 22% россиян, готовых доложить в правоохранительные органы о неких абстрактных случаях взяточничества.
Просмотров: 4167