Восточная Азия не должна недооценивать угрозу политического кризиса
Придерживаться традиций
В Эквадоре протесты против мер жесткой экономии, включая сокращение субсидий на топливо, вынудили президента Ленина Морено ввести чрезвычайное положение. В Чили небольшое повышение платы за проезд в метро Сантьяго вызвало широкомасштабные демонстрации. Позже протестующие также подняли проблемы неравенства, слабости системы образования и пенсионного обеспечения.
В Аргентине граждане выразили свое экономическое разочарование в ходе голосования, избрав в президенты перониста Альберто Фернандеса.
В Боливии выборная система оказалась скомпрометирована: президент Эво Моралес нарушил конституцию, выдвинувшись на четвертый срок, объявил о победе, несмотря на обвинения по поводу подтасовки результатов, а затем подал в отставку после нескольких недель протестов.
Хотя детали различаются, у всех этих событий есть общая нить: многие правительства не заботятся о простых людях. Как ранее отмечали политологи, в латиноамериканских странах интересы богатых и элит являются приоритетом. По всему региону неравенство стремительно растет, и нет никаких оснований ожидать, что власти откажутся от лояльности к элитам ради решения этой проблемы. После многих лет экономической стагнации и даже кризиса терпение общественности иссякло.
Безусловно, многие латиноамериканские лидеры в последние десятилетия пришли к власти на обещаниях изменить ситуацию. И их вмешательство - включая перераспределение доходов, фискальную и денежную экспансию, протекционизм, дискриминационное регулирование и контроль капитала - принесло некоторые краткосрочные выгоды, особенно для бедных.
Но такие меры часто страдали от популизма и, в конечном итоге, приносили больше вреда, чем пользы. Опираясь на доходы от сырьевых товаров для финансирования социальных программ, эти политики не смогли диверсифицировать национальную экономику или улучшить базовые параметры. Чрезмерная фискальная и монетарная экспансия усилили нестабильность экономик. Дефицит текущего счета вырос, что привело к частым валютным кризисам.
Сочетание социальной поляризации, неадекватность институтов и слабой экономической базы стало препятствием даже для тех правительств, которые были ориентированы на реформы. В этом контексте «неолиберальные» реформы, такие как быстрое экономическое развитие и финансовая либерализация, продвигаемая Международным валютным фондом, сделали экономику еще более уязвимой для внешних потрясений.
Венесуэла является тому примером. С 1999 по 2013 годы популист Уго Чавес использовал нефтяные доходы, чему способствовал рост мировых цен на сырьевые товары, для финансирования крупномасштабных программ социального обеспечения, а не для инвестиций в новые отрасли. Его преемник Николас Мадуро попытался пойти по его стопам. Но когда в 2014 году мировые цены на нефть резко упали, дефицит бюджета резко возрос. Последующая денежная экспансия способствовала гиперинфляции, в результате чего миллионы венесуэльцев не могли позволить себе основные товары, включая продукты питания и лекарства. Венесуэла сейчас погрязла в гуманитарном кризисе, который уже заставил более четырех миллионов человек бежать из страны.
Аналогичная история произошла в Аргентине, где президент Кристина Фернандес де Киршнер, вступив в должность в 2007 году, использовала доходы от сырьевых товаров для увеличения социальных расходов и занятости в государственном секторе, тем самым повышая уязвимость экономики перед внешними шоками. Когда Маурисио Макри вступил в должность в 2015 году, экономика находилась в тяжелом положении и имела лишь ограниченный доступ к международным рынкам капитала. Однако избиратели сопротивлялись необходимым реформам из-за их краткосрочных издержек. Макри не смог преодолеть это сопротивление, и сможет ли преуспеть в этом Фернандес, чьим вице-президентом так и не стала Киршнер, также большой вопрос.
Экономики Восточной Азии избежали многих из этих ошибок за последние полвека, реализуя тщательно выверенные планы экономического развития, которые способствовали росту конкурентоспособности экспорта и техническому прогрессу. На протяжении всего этого процесса сильные и инклюзивные институты обеспечивали эффективное функционирование рынков, поддерживали рациональное макроэкономическое управление и верховенство права.
В результате восточноазиатские экономики достигли «роста за счет справедливости», что способствовало повышению доходов местных жителей. В 1970 году доходы на душу населения в Гонконге, Сингапуре, Южной Корее и на Тайване были ниже, чем в Аргентине и Венесуэле; сегодня они намного выше.
Но Восточная Азия не должна недооценивать угрозу политического кризиса. В последние десятилетия потенциал долгосрочного роста региона сократился, а распределение доходов ухудшилось - в чем население хотя бы частично винит политических лидеров. Не удивительно, что популизм на подъеме.
В Южной Корее администрация президента Мун Чжэ Ина стремится повысить минимальную заработную плату и расходы на социальное обеспечение. Как наглядно продемонстрировал опыт Латинской Америки, в то время как фискальные трансферты могут помочь поддержать вялую экономику и укрепить систему социальной защиты, быстрый рост непроизводственных расходов может ослабить экономические основы в долгосрочной перспективе.
Ситуация в Гонконге несколько иная. Там целью гнева протестующих является центральное правительство Китая, которое, как они утверждают, нарушает соглашение «одна страна, две системы», которое определяет отношения города с материком. Но основные источники недовольства населения - высокие цены на недвижимость, усугубляющие неравенство, также знакомы местным жителям.
Чтобы избежать политических кризисов в стиле Латинской Америки, правительства стран Восточной Азии должны обеспечить поддержку справедливого роста. Их приоритеты должны включать повышение производительности и конкурентоспособности экспорта, стимулирование технического прогресса, развитие внутреннего спроса и сферы услуг, создание надежных сетей социальной защиты и реализацию перераспределяющей политики налогообложения и трансфертов.
Фискальная устойчивость также имеет решающее значение. В то время как экономический застой требует фискальной экспансии, правительства должны тратить разумно. Это означает инвестирование в потенциал долгосрочного роста, скажем, путем углубления человеческого капитала и укрепления социальной инфраструктуры, а не совершения неустойчивого роста расходов на социальное обеспечение.
Наконец, Восточная Азия должна обеспечить строгую подотчетность политических лидеров. С этой целью страны должны продолжать укреплять свои институты (включая независимую судебную систему), защищать свободные и независимые средства массовой информации и развивать активное гражданское общество.
Восточная Азия славится дальновидностью и продуманностью реализуемой политики. Во времена растущих экономических, политических и социальных проблем придерживаться этой традиции особенно важно.
Просмотров: 615