Волжский автозавод стал конвейером по производству нелегалов
Мигранты против ВАЗа
Массовый ввоз работников для АвтоВАЗа из ближнего зарубежья, ставший одним из способов решения проблемы нехватки персонала, превратился в ещё одну схему легализации мигрантов в России. Причём иностранные граждане, преимущественно среднеазиаты, активно пользуются предприятием не только для того, чтобы за его счёт приехать в Россию. Часть сотрудников, не отработав положенный год, исчезают вместе с полученными бонусами.
По данным Mash, мигранты массово уходят с предприятия раньше срока. Некоторые горе-работники буквально сбегают, не оформляя увольнение официально. Предприятие пытается бороться с этим явлением: за первую половину года лидер отечественного автопрома подал больше полусотни исков к бывшим сотрудникам с требованием вернуть подъёмные и расходы на обучение. Почти все эти требования (более 95%) были предъявлены мигрантам. Уже удовлетворено 19 исков на общую сумму почти 300 тыс. рублей.
Местные СМИ пишут, что в 2024–2025 годах работники-иностранцы поставили на поток следующую схему отъёма денег у АвтоВАЗа: получив бонус-приветствие в размере 30 тыс. рублей (а ведь работодатель также тратится и на авиаперелёт недобросовестного гастарбайтера, и на положенные сборы с него, и на компенсацию за жильё), человек просто пропадает, так что администрации ничего не остаётся, кроме как уволить его за прогул. Хорошо ещё, что часть выплаты удаётся компенсировать при окончательном расчёте, а вот за оставшейся частью АвтоВАЗ как раз и идёт в суд, где получает заочное решение, вероятность исполнения которого приближается к нулю.
Источники самарского издания «Обозрение» затрудняются определить масштаб проблемы с бегством гастарбайтеров, но, по их примерным оценкам, из каждой тысячи привлечённых мигрантов в течение месяца отсеиваются 100–200 человек. Получается, Тольятти стал для фактических нелегалов порталом, позволяющим телепортироваться в другие регионы нашей страны?
Между тем история с завозом среднеазиатов в автоград изначально казалась сомнительной. Пару лет назад, когда она только начиналась, местные жители выражали недовольство приездом чужаков, риторически спрашивая, а не стоило ли лучше привлекать на производство коренное население.
Теперь же, когда АвтоВАЗ определённо испытывает трудности со сбытом продукции, отчего уже ввёл четырёхдневную рабочую неделю, трудоустройство иностранных специалистов начинает выглядеть и вовсе избыточным.
Недавно директор Агентства миграции при правительстве Узбекистана Бехзод Мусаев сообщил, что с начала года в России получили работу более 106 тыс. граждан среднеазиатской республики. Около половины из этого количества стали сотрудниками стратегических предприятий, в том числе ЛУКОЙЛа, КАМАЗа, АвтоВАЗа. И кажется, что серьёзные проблемы с мигрантами испытывает только последний. А вот набережночелнинский гигант, видимо, сумел наладить работу с гастарбайтерами. Как признавался гендиректор компании Сергей Когогин, «мигранты, которых мы пригласили на КАМАЗ, приезжают именно работать, и досуг для них мы организовываем сами. Они остаются под нашим контролем с момента заезда в страну до момента выезда».
И здесь нелишне будет полюбопытствовать, как так получилось, что руководство именно тольяттинского предприятия провалило работу с «мигрантским призывом»? Переоценило свои менеджерские навыки, оказалось достаточно наивным, чтобы угодить в имеющую мошеннические признаки схему, или можно предположить что-то ещё более неприятное?
Волжский автозавод стал конвейером по производству нелегалов
Михаил Матвеев, депутат Госдумы
– Может быть, уже пора вводить какие-то изменения законодательного характера, которые будут рассматривать такого рода кульбиты как мошенничество. Не как перемену жизненных планов человека, который пришёл, получил подъёмные, а потом передумал работать. Или прилетел по оплаченному билету, получил оплаченный патент, а потом резко решил жизнь поменять и поехать по России работу искать. А уже это квалифицировать в качестве мошеннической схемы. Тогда это будет повышать ответственность.
Евгений Самсонов, адвокат адвокатского бюро «Яблоков и партнёры»
Евгений Самсонов, адвокат адвокатского бюро «Яблоков и партнёры»
– Сложно судить о том, являются ли такие действия по приёму на работу и последующему досрочному увольнению работников согласованными действиями группы лиц в целях хищения денежных средств с АО «АвтоВАЗ», с учётом незначительности сумм, которые работники должны возвратить предприятию. Но, принимая во внимание значительное количество таких однотипных ситуаций, они подлежат проверке как минимум внутри самой организации.