«Война токов», «Сиротский Бруклин» и «Аэронавты» - главные новинки кино этой недели в нашем обзоре

Начало современного мира

Зимний киносезон стартует в отечественном прокате без ярких или долгожданных премьер: историческая биографическая драма «Война токов». Криминальная детективная драма от Эдварда Нортона «Сиротский Бруклин» и приключенческая историческая мелодрама «Аэронавты».

Война токов

(12+)

Реж. – Альфонсо Гомес-Рехон

В ролях – Бенедикт Камбербэтч, Том Холланд, Майкл Шеннон, Николас Холт, Кэтрин Уотерстон, Мэттью Макфэдиен, Таппенс Мидлтон, Вуди Норман, Саймон Маньонда, Дэмиен Молони

Производство – США

Историческая биографическая драма, основанная на реальных событиях. Режиссером картины стал малоизвестный Альфонсо Гомес-Рехон, из работ которого можно выделить лишь весьма неплохую подростковую драму «Я, Эрл и умирающая девушка». «Война токов» вышла в мировой прокат еще в 2017 году, но до российских кинозалов добралась лишь сейчас.

Действие фильма стартует в 1880 году, когда весь мир застыл в ожидании революционных перемен. Пока что повсеместно для освещения применяется огонь, Томас Эдисон (Бенедикт Камбербэтч) изобретает лампу накаливания и постоянный ток. При поддержке банковского магната Моргана (Мэттью Макфэдиен), он начинает продвигать свою технологию внутри некоторых городов. Его главный конкурент - Джордж Вестингауз (Майкл Шеннон) сомневается в целесообразности применения постоянного тока и старается наладить технологию производства тока переменного. Тем временем Эдисон принимает на работу молодого инженера-иммигранта по имени Никола Тесла (Николас Холт), который предлагает несколько революционных идей. Эдисон его идеи не разделяет, поэтому Тесла решает уйти и заняться частным бизнесом в области патентов и передовых разработок.

Видео не может быть загружено.

На продвижение и кассовые сборы «Войны токов», как ни странно, повлияла "война" Харви Вайнштейна, которого в 2017 году обвинили в сексуальных домогательствах. А ведь именно его компания занималась продвижением и созданием кинокартины, которая утонула в волнах обоснованных и необоснованных обвинений в харрасменте. Посему "Война токов" осталась незамеченной в мировом прокате и получила сомнительные отзывы кинокритиков.

Альфонсо Гомес-Рехон зарекомендовал себя как неплохой постановщик сериалов по ТВ, который, тем не менее, может показать себя и в инди-проектах. Тем любопытнее было посмотреть на его работу над вполне классическим байопиком о борьбе двух выдающихся ученых позапрошлого века.

Фильм не тратит время на экспозицию, коротко обрисовывая обстановку в мире парой строчек текста. Затем действие срывается с места и погружает зрителя в круговорот событий. Режиссер сразу задает очень высокий (для исторических байопиков) темп повествования - герои поочередно сменяют друг друга, на бэкграунд и знакомство со зрителем времени не остается. Благо, что сценарий прописан достаточно неплохо, чтобы можно было сходу вникнуть в дело, не растрачивая силы на дополнительные вопросы. Количество информации, которое выливает на зрителя лента, просто зашкаливающее - почти каждая сцена несет в себе определенный мини-сюжет, рассказывая о том или ином аспекте противостояния постоянного и переменного токов. Не остаются в стороне и отстраненные темы из личной жизни ученых.

Фильм концентрирует внимание на противостоянии Вестингауза и Эдисона, но попутно проходится по семейной жизни последнего, его отношениях с детьми и трагической судьбе его возлюбленной супруги.

«Война токов» не имеет определенного антагониста и протагониста. Режиссер старается показать те события со стороны, не занимая позицию Эдисона или Вестингауза. Каждый из этих персонажей имеет свои сильные и слабые стороны, что делает эти образы ближе к реальным людям.

Для подобного проекта, лишенного какого бы то ни было продвижения, фильм имеет весьма и весьма внушительны кастинг. Главные партии исполнили здесь Бенедикт Камбербэтч и Майкл Шеннон, оба по-своему харизматичные, но чрезвычайно разные в своих образах. Камбербэтч предстает в не столь давнем для себя амплуа, которое он уже примерял в роли Алана Тьюринга («Игра в имитацию») - это все еще принципиальный до крайности и столь же преданный своему делу ученый-новатор. Шеннон, напротив, невероятно спокоен и рассудителен в этой роли, отличаясь от большинства своих предыдущих образов. Николас Холт утонченен и холоден в роли Теслы, чья новаторская, оригинальная и гениальная личность подчеркивается на экране изящными костюмами. К сожалению, Тесла присутствует здесь лишь как двигатель сюжета, полноценным персонажем его назвать нельзя - слишком невелико время, отведенное этому талантливому ученому на экране. На их фоне присутствует уже нынешняя звезда «Мстителей» и новый Человек-паук Том Холланд, но его партия здесь весьма скромная и незаметная.

Снят фильм опытным оператором Чон Чжон-хуном, работавшим с Альфонсо Гомес-Рехоном над «Я, Эрл и умирающая девушка», а также «Сочувствие госпоже Месть», «Оно», «Служанкой» и потрясающим «Олдбоем». Авторский стиль съемки придает ленте современный вид - плавные пролеты камеры, беглый монтаж, минимум статичных кадров. Визуал подчеркивается качественными декорациями и костюмами. Задает атмосферу выразительный саундтрек, к которому приложил руку сам Макс Рихтер - маэстро неоклассики и минимализма в музыке.

Эпикриз: «Война токов» будет приятным зрелищем для зрителя любознательного, способного полтора с лишним часа сидеть во внимании и собирать общую картину происходящего из множества разрозненных сцен. Массовый зритель найдет такую специфику фильма - чрезмерную перегруженность фактами и крайне высокий темп действия, утомительной.

Сиротский Бруклин

(18+)

Видео не может быть загружено.

Реж. – Эдвард Нортон

В ролях – Эдвард Нортон, Гугу Эмбата-Ро, Алек Болдуин, Бобби Каннавале, Уиллем Дефо, Брюс Уиллис, Итан Сапли, Черри Джонс, Даллас Робертс, Джош Пэйс

Производство – США

Криминальная детективная драма – вторая режиссерская работа талантливого актера со сложным характером Эдварда Нортона. Фильм основан на одноименном романе Джонатана Летема.

В центре сюжета находится частный детектив Лайонел Эссрог (Эдвард Нортон), который не совсем успешно расследует дела, несмотря на собственный недуг - синдром Туретта. При странных обстоятельствах погибает его близкий друг и работодатель Фрэнк Минна (Брюс Уиллис). Много лет назад Фрэнк приютил молодого Эссрога, впоследствии сделав его работником собственного детективного агентства. Чтобы распутать огромный клубок хитросплетений и выйти на убийцу, Лайонелу придется пройтись по всем слоям обитателей Нью-Йорка - от типичных представителей гетто, до "небожителей", заправляющих городом, во главе которых стоит колоритная фигура Роберта Мозеса (Алек Болдуин) - самого властного застройщика города.

Нортон почти что 20 лет назад дебютировал в качестве режиссера на съемках не сильно успешной романтической трагикомедии "Сохраняя веру". Тогда фильм мягко, но сдержанно был принят критиками, а среди зрителей не произвел ожидаемого ажиотажа. Сразу после съемок "Сохраняя веру", Нортон задумал очередной режиссерский проект, приобретя права на экранизацию романа Джонатана Летема. Но подготовка к съемкам, поиск инвесторов и написание сценария (последнее Нортон взял в свои руки) затянули производство фильма до 2018 года. Взяв за основу сюжет романа, действие которого происходит в 80-х годах, Нортон перенес на 30 лет раньше - в 50-е, чтобы придать своему фильму оттенки старого доброго нуарного детектива. Этот жанр был крайне популярен в конце 30-40-хх годах, но уже к середине 50-х полностью изжил себя. Многие киноманы возлагали большие надежды на то, что амбициозный актер и не менее амбициозный режиссер в одном лице сможет переосмыслить жанр, осовременить его и вдохнуть свежее дыхание.

Эдвард Нортон прославился, в первую очередь, как талантливый актер, выжимающий из себя всё и могущий идти на острую конфронтацию с режиссерами, отстаивая собственное видение своих персонажей или же сюжета в целом. Как режиссер же он сам куда более консервативен - "Сиротсикй Бруклин" выглядит как осторожное заигрывание с жанром, в который Нортон практически ничего нового не привносит. Эта картина выдержана в старом стиле, отличия кроются лишь в исполнении, мелочах и плохо замаскированном социально-политическом подтексте.

Сюжет вполне вписывается в каноны детективного нуара - сыщик-неудачник старается выйти на след убийц своего друга, попутно помогая роковой женщине. Интриги здесь ровно столько, сколько нужно, чтобы поддерживать зрительский интерес после завязки до самого финала картины. Отличается ли она чем-то оригинально особенным? Нет. Но, тем не менее, режиссеру удается поддерживать необходимую динамику фильма, что для двух с половиной часов хронометража просто жизненно необходимо (неподготовленный зритель может "уйти в астрал" от просмотра культовых классических нуарных лент с Хамфри Богартом, Бертом Ланкастером, Ритой Хейворт, Ингрид Бергман или другими не менее шикарными актерами Золотого века Голливуда). На руку динамике и настроению играет и привнесенный в образ главного героя синдром Туретта, который с одной стороны добавляет комичности некоторым моментам, с другой отлично дополняет личность главного героя, причиняя ему огромные неудобства на, казалось бы, ровном месте. Сопереживать такому персонажу проще. И вообще, Нортон сделал своего героя настолько объемным, ярким и целостным, что на его фоне теряются второстепенные персонажи, воплощенные актерами первой величины – Алеком Болдуином, Уиллемом Дефо и Брюсом Уиллисом.

Эпикриз: «Сиротский Бруклин» - неплохой сам по себе неонуар, выполненный в старых традициях. Поклонникам Эдварда Нортона смотреть обязательно – это первая полноценная главная роль актера за более чем пять лет. От самого фильма многого ждать не стоит, но любители жанра получат то, зачем идут.

Аэронавты

(16+)

Видео не может быть загружено.

Реж. – Том Харпер

В ролях – Фелисити Джонс, Эдди Редмэйн, Химеш Патель, Том Кортни, Фиби Фокс, Энн Рейд, Тим Макиннерни, Роберт Гленистер, Ребекка Фронт

Производство – Великобритания, США

Приключенческая мелодрама, основанная на реальных событиях от Тома Харпера, известного по фильмам: "Книга скаутов для мальчиков", "Женщина в черном 2: Ангел смерти", "Дикая роза", а также сериалам: "Острые козырьки", "Война и мир", "Электрические сны Филиппа К. Дика".

Действие картины происходит в середине XIX столетия в Англии. Молодой амбициозный ученый по имени Джеймс Глейшер (Эдди Редмэйн) организовывает полет на аэростате, чтобы подтвердить и отшлифовать собственную теорию о погодных изменениях. Всё бы ничего, но Джеймсу необходим воздушный шар. Получив множество отказов от научного общества Англии, он обращается с просьбой к молодой аристократке Амелии Врен (Фелисити Джонс), которая после долгого раздумья предоставляет свой воздушный шар в распоряжение молодому ученому. Но только в качестве пассажира - пилотировать Амелия будет собственноручно. В надежде на новые открытия, а также лелея мечту побить мировой рекорд высоты полета (который тогда удерживали французы) пара устремляется в небеса.

"Аэронавты" по своему содержанию вполне соответствует собственному названию - фильм получился легким, практически невесомым, с парой драматических, эмоциональных моментов. История начинается со старта полета на аэростате, который организован с целью изучения погодных явлений и попытки создать теоретико-практическую базу для предсказывания погодных явлений. Так сказать, положить основу современной метеорологии. Это уже второй фильм об ученых из XIX века в сегодняшнем списке кинопремьер. Здесь масштаб куда меньше, а содержание в разы проще и понятнее. Сами научные изыскания здесь выступают лишь фоном, на котором развивается история взаимоотношений двух главных героев, волей судьбы оказавшихся в одной корзине. Флэшбеки, то и дело прерывающее рассказ и отправляющие зрителя в прошлое, повествуют о тяжелой судьбе каждого из центральных персонажей. Презрение научного сообщества идей одного и личная семейная трагедия другого.

Фильм хорош романтической обстановкой - молодые люди, в которых как никогда силен дух авантюризма, бороздят небесные, живописные просторы. Мечтатели, ставящие на кон собственные жизни в погоне за высшими целями. Картина берет за основу реальный полет английского метеоролога Джеймса Глейшера, но привносит сильные художественные штрихи, для пущей красочности. А как раз ее в фильме много – на большом экране простое, лишенное ярких спецэффектов путешествие на воздушном шаре заставляет вспомнить о классических приключенческих романах, прочитанных в далеком детстве.

Главные роли исполнили Эдди Редмэйн и Фелисити Джонс, которые несколько лет тому назад уже играли вместе в Оскароносной (особенно для Редмейна) драме «Вселенная Стивена Хокинга». Пара талантливых актеров еще не успела растерять экранную химию своих героев. От этого смотреть на их совместное путешествие в тесной корзине аэростата куда занимательнее.

Эпикриз: «Аэронавты» - крайне простой, незамысловатый и ничем разительно не выдающийся фильм, который на своем поле отвечает всем возложенным на него требованиям. Картина подойдет для молодых романтиков, влюбленных людей и просто всех, кто давно не витал в облаках.

Финансовые итоги недели складываются следующим образом: первое место по кассовым сборам за прошлые выходные уверенно взяла анимационная картина студии «Disney» «Холодное сердце 2», что было вполне ожидаемо. Вторую строчку занял комедийный детектив «Достать ножи». Замыкает тройку лидеров российского кинопроката спортивная биографическая драма «Ford против Ferrari».

Хороших выходных и приятного просмотра!

Сергей Чугунов

06.12.2019 17:00

Просмотров: 7453