Вода из-под крана обходится россиянам всё дороже и дороже
Чистая изжога
Ключевое событие последних лет на рынке бутилированной воды – введение её обязательной маркировки куар-кодами системы «Честный знак». Это происходило поэтапно в 2021–2022 годах.
Обоснование такой меры приводилось следующее: по оценкам ФНС, объём теневого рынка воды мог достигать 30% и рынок этот следовало обелить. Что касается минеральной воды, то была в ходу подделка брендов, наименование продукта и оформление бутылок вводили в заблуждение потребителей, нарушали права обладателей торговых марок. Относительно же неминеральной воды эксперты Роскачества утверждали: недобросовестные производители присваивали своей воде не соответствующие ей характеристики, например, содержание кальция, магния, степень очистки и происхождение.
Вода живая и мёртвая
В результате введения маркировки рынок должен был стать более прозрачным и освободиться от фальсификата. Если это произошло, то пока вовсе не на 100%. Отсутствие прозрачности бросается в глаза сразу. При подготовке этого материала нам не удалось найти всеобъемлющих данных Росстата либо регулярных отчётов «Честного знака» о производстве и продаже бутилированной воды. Так что мы вынуждены опираться на заявления следящих за рынком аналитиков. Их данные говорят о том, что в России производство бутилированной воды растёт – и довольно быстро. В 2022 году прирост составил 4,3% в литрах, в 2023-м – 17,7%, в 2024-м – 10,9%.
При этом доля минералки снижается и будет снижаться, по прогнозам. В 2023 году она составляла около 25%. Одно из возможных объяснений состоит в том, что постоянные потребители лечебных и лечебно-столовых вод стареют и уже не могут себе позволить эти напитки, которые в последнее время изрядно подорожали. Таким образом, можно сделать вывод, что зачастую россияне покупают воду в бутылках, чтобы просто утолить жажду, не доверяя водопроводной воде, даже прошедшей фильтрацию. Но нужно понимать, что в купленной бутылке зачастую можно найти как раз такую воду – фильтрованную водопроводную. И понятно, что характеристики воды в конкретной бутылке будут зависеть от того, насколько чисты были фильтры в момент её выпуска.
Что касается фальсификации воды, то оценить масштаб этого явления трудно. Вода, которую берут из скважин, озёр или ледников, а не из водопровода, должна маркироваться как «природная». Но у бизнеса есть огромный соблазн разбавить её водопроводной, ведь дебит скважин ограничен, а продать хочется больше. Как раз с помощью маркировки с этим и предполагалось бороться. Данные об объёмах продаж предполагалось сопоставлять со сведениями Роснедр и «Росгеолфонда» о разрешённом использовании скважин. Этим анализом поручено заниматься частной структуре – оператору системы «Честный знак» Центру развития перспективных технологий (ЦРПТ). Насколько эффективно будет работать эта схема – покажет время. Но видно, что простор для жульничества со стороны производителей здесь огромный.
«Короли фильтрации»
Качество водопроводной воды не устраивает россиян не только в разрезе употребления внутрь. Замечено, что содержащиеся в воде примеси раньше времени выводят из строя бытовые приборы – стиральные машины, посудомойки, бойлеры и т.п. На этом явлении живёт целая отрасль производителей бытовых фильтров (см. Справку).
Потому оторванными от реальности кажутся документы, посвящённые федеральному проекту «Чистая вода». Согласно паспорту проекта с 2018 по 2024 год доля населения России, обеспеченного качественной питьевой водой из систем центрального водоснабжения, должна была вырасти с 85,5% до 88,8%. По итогу реализации программы некоторые регионы отчитались даже о перевыполнении намеченных показателей. Бюджет федерального проекта составил 177,3 млрд рублей, в том числе расходы федерального бюджета – 129,7 млрд рублей.
На эти деньги каждый год строились тысячи объектов водоснабжения по всей стране – водопроводы, очистные сооружения и т.п. Но почему же тогда россияне по-прежнему не доверяют воде «из-под крана» и вынуждены тратиться на фильтры и бутилированную воду? Возможно, ответ на этот вопрос содержится в бюллетене Счётной палаты, который был подготовлен по теме «Питьевое водоснабжение» в конце 2024 года.
Мутные дела
Аудитор Наталья Трунова отметила, что помимо названного федерального проекта с 2019 по 2023 год работал ещё ряд госпрограмм и финансовых инструментов, направленных на улучшение водоснабжения. Общие расходы федерального бюджета по ним составили 215,8 млрд рублей.
«Несмотря на улучшение отдельных показателей в среднем по стране, в сфере водоснабжения по-прежнему сохраняется ряд системных проблем и сдерживающих факторов, – сказано в отчёте Натальи Труновой, – в том числе накопленный износ инфраструктуры, недостаточная инвестиционная привлекательность и низкий уровень цифровизации, а также несовершенство действующего законодательства в этой сфере».
Аудитор утверждает, что «реализация широкого перечня мероприятий по строительству и реконструкции объектов питьевого водоснабжения имеет разрозненный характер и системно не взаимоувязана по целям, задачам, срокам, показателям и исполнителям». Проще говоря, выглядит всё так, будто деньги распылились между разными интересантами и успешно ими освоились, а на качестве воды в квартире множества россиян это никак не отразилось. Типичный пример – в регионе ремонтируют станции водоподготовки, но трубопроводы остаются старыми и очищенная вода в них тут же загрязняется.
Впрочем, справедливости ради нужно сказать, что аудитор отмечает и позитивные изменения: по водопроводной сети доля проб, не соответствующих норме по санитарно-химическим показателям, снизилась с 16,6% в 2019 году до 8,7% в 2022 году; доля проб, не соответствующих норме по микробиологическим показателям, снизилась с 3,7% в 2019 году до 2,0% в 2022-м. Правда, принцип проведения проб не раскрывается. И даже при такой подвижке к лучшему получается, что примерно каждая десятая проба показывает отклонение от нормы.
А вот это, пожалуй, ключевые цифры в отчёте: накопленный по состоянию на 2023 год износ объектов водозабора составляет 66,9%, сетей водоснабжения – 75%; темпы замены сетей водоснабжения в целом по Российской Федерации за период с 2021 по 2023 год составили 1%. Понятно, что при таких показателях обновить водопроводные сети в обозримой перспективе не выйдет. Чтобы скорость работ нарастить, потребуется увеличить финансирование. Вопрос в том, откуда взять деньги и будут ли они потрачены эффективно.
Сейчас латать дырявые водопроводы приходится за счёт вливаний из бюджетов. По сравнению с 2018 годом в 2022-м доля средств федеральной казны, инвестированных в сферу водоснабжения, увеличилась с 27,4% до 54,2%. Управляющие водопроводами предприятия зачастую сами не могут вкладываться в их развитие. Убыточных водоканалов в стране больше половины. И вот тут возникает вопрос к региональным властям и надзорным органам. А не происходит ли так, что начальству этих компаний, обычно муниципальных или региональных, очень удобно сидеть в убытках, пропуская через себя огромные финансовые потоки?
За примером далеко ходить не надо: на слуху уголовные дела, возбуждённые против ряда управленцев ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Как считает следствие, предприятие переплачивало за электричество и расходные материалы и в то же время недополучало платежи от застройщиков. В общей сложности речь идёт о потерях, исчисляемых суммой более миллиарда рублей. Менеджеры, вероятно, могли иметь в этих схемах собственный интерес (в этом сейчас разбирается следствие и суды). Насколько распространены такие махинации в отрасли и если распространены, то как скоро систему удастся санировать?
Справка
По подсчётам аналитиков рынка, продажи бытовых фильтров для воды с 2016 по 2020 год выросли на 20,9% – с 71 до 86 млн штук. Также рынок фильтров вырос во время ковидного карантина. В 2020 году продажи прибавили 1,5%. За 2019–2023 годы производство бытовых фильтров для питьевой воды в России выросло на 14%: с 84 до 96 млн штук (получается, что фильтр есть в каждой семье). Крупнейший отечественный производитель фильтров «Аквафор» показывает впечатляющие финансовые результаты. С 2022 по 2024 год выручка выросла с 7 до 8,3 млрд рублей, чистая прибыль – с 992 млн до 1,16 млрд рублей. На пятки ему наступает «БВТ Барьер Рус» с годовой выручкой в 8,5 млрд рублей и чистой прибылью 589 млн рублей.
Просмотров: 74