Владелец НЛМК Владимир Лисин продал таганрогский порт загадочной компании «Лемар»

Ушёл на глубину

О планах продать «Таганрогский морской торговый порт» структуры Владимира Лисина сообщали ещё в 2015 году, однако довести переговоры до сделки тогда не удалось. Решение продать ТМТП в «Первой Портовой Компании» связали с желанием сосредоточиться на развитии мощностей в глубоководных портах. Эксперты не считают порт привлекательным из-за сложностей с ежегодным уменьшением глубин. Но, пожалуй, главное в этой истории – фигура покупателя, за которым может скрываться неназванный интересант.

«Первая Портовая Компания» крупного бизнесмена и металлургического олигарха Владимира Лисина, который, по информации Forbes, в 2022 году занимал первую строчку в рейтинге российских долларовых миллиардеров с состоянием $18.4 миллиарда, осуществила продажу 91,63% акций ТМТП. Покупателем доли стало ООО «Лемар», о котором не известно почти ничего.

Представители ППК отметили, что решение Владимира Лисина, основной актив которого – акции Новолипецкого металлургического комбината, продать свою часть продиктовано стремлением сфокусироваться на развитии мощностей в глубоководных бассейнах. В периметре её бизнеса в 2023 году по-прежнему остаются стивидорные компании в портах Туапсе, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Процесс продажи акций компании миллиардера Владимира Лисина «Лемару» завершился в октябре 2022 года, но СМИ обратили на это внимание только сейчас.

В «СПАРК-Интерфакс» есть информация о десятке юридических лиц с названием «Лемар». Четыре организации связаны с грузоперевозками, но лишь у одной из них годовая выручка превышает 10 миллионов руб. Эта компания – московское ООО «Лемар», которое было создано в 2021 году. Выручка за первый год работы достигла 126,3 миллионов руб., а чистая прибыль – 21 тыс. руб. Владелица компании – некая Наталия Аббас. За период своего существования «Лемар» трижды менял собственников.

На интернет-сайте, который, насколько можно понять, принадлежит этой компании, указано, что её головной офис находится в Москве. Также там говорится, что группа работает более пяти лет и предоставляет транспортно-экспедиторские услуги на международном уровне. Информации на сайте немного: сообщается о наличии офисов в Дубае, Женеве и Санкт-Петербурге, но адреса представительств не приводятся. Также пустует страница с лицензиями и сертификатами.

По мнению источника ростовского СМИ «Город N», «Лемар» могла заключить соглашение в интересах иного лица, которое не хотело обозначать себя в публичном пространстве. Собеседник не смог предположить о ком именно может идти речь.

Падение грузооборота

Кипрский офшор Chupit Limited, представлявший интересы бизнесмена Владимира Лисина, приобрёл 80,31% Таганрогского порта в 2005 году у Александра Денисова, владеющего агропромышленной компанией «Каравай Плюс». Стоимость актива не приводилась, но, по некоторым данным, речь могла идти о 35 миллионах долларов. Впоследствии часть главы НЛМК в компании была увеличена.

В 2021 году грузооборот таганрогского порта стал оцениваться в 1,23 млн тонн. Там шла перевалка чёрных металлов (31% грузооборота), угля (24%), зерна (16%), руды и кокса (12%), ещё 7% составляли наливные грузы. Порт имеет семь грузовых причалов, а также 7,4 тыс. кв.м. крытых и 39,2 тыс. кв.м. открытых складов.

По данным «СПАРК-Интерфакс», в 2021 году выручка порта Владимира Лисина достигла 684,2 млн рублей, что на 10% больше показателей 2020 года. Чистая прибыль снизилась в 3,6 раза и стала составлять 37,7 миллиона рублей. Информации о прибыли и выручке ТМТП за 2022 год пока опубликованы. При этом известно, что в первые месяцы прошлого года грузооборот порта начал стремительно снижаться. В марте он составил всего 35,9 тыс. тонн, для сравнения: в марте 2021-го было перевалено 267,3 тыс. тонн грузов.

Гендиректор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов в беседе с изданием «Город N» отметил, что не рассматривает порт как привлекательный для бизнеса актив. Он пояснил, что в России менее удобным для работы портом, чем таганрогский, является только порт в Дудинке. По его мнению, остальные порты лучше, чем морпорт Таганрога. Минусом порта является ежегодный намыв ила из Дона, что уменьшает глубину. Этот порт невыгоден государству, так как налоги и тарифы не покрывают расходов на работы по углублению дна. Безбородов предположил, что цена таганрогского порта примерно равна цене земли, на которой он расположен.

Лишнее звено

В 2005 году, комментируя внимание структур металлургического олигарха Владимира Лисина к ТМТП, эксперты считали, что порт нужен прежде всего для расширения собственной логистической базы. «Все, чем занимается меткомбинат, направлено на увеличение рентабельности экономических операций. Размеры порта и его техническое состояние для меткомбината не важны. НЛМК или его владелец сделают порт любым, какой будет нужен», – сказал газете «Коммерсант» гендиректор Hatch-РБС Либеров. Однако теперь уместно предположить, что порт, который постоянно нуждается в доноуглубительных работах, стал для Владимира Лисина чем-то вроде чемодана без ручки, и новоиспеченному собственнику придётся вложить в развитие гавани немалые средства. В перспективе ТМТП может открыть прямой выход на ближневосточные рынки, в том числе на рынок Ирана. Правда, воспользоваться этим путём, по всей видимости, смогут лишь те российские бизнесмены, которые равнодушно относятся к западным санкциям.

Кстати

Европейская пресса выяснила, как самый богатый российский бизнесмен Владимир Сергеевич Лисин, олигарх и миллиардер, избежал попадания в санкционный лист в 2022 году. Если верить EUobserver, которое ссылается на неназванные источники, исключение для Владимира Лисина пролоббировали власти Бельгии. В этой стране расположены два завода из металлургической империи НЛМК, на которых работают 1200 человек. Также у НЛМК есть заводы в Дании, Франции, Италии и Штатах. Америка, кстати, тоже не объявляла санкции против Владимира Лисина, хотя он стал 50-м в так называемом Кремлёвском докладе ещё пять лет назад, в 2018 году. Интрига в том, будет ли Запад требовать что-то от российского металлургического олигарха Лисина в качестве платы за лояльность.

Владимир Лисин родился 7 мая 1956 года. Место рождения – город Иваново. В 1979 году он окончил Сибирский государственный металлургический институт, получив образование инженера-металлурга. Впоследствии учился в аспирантуре и докторантуре. В течение шести лет работал в Казахстане на Карагандинском металлургическом комбинате заместителем сначала главного инженера, потом – генерального директора под руководством Олега Сосковца – будущего вице-премьера правительства РФ. Лисин имеет несколько патентов в области металлургии.

В 1992 г. Владимир Лисин стал сотрудником компании Trans Commodities, а после ее ухода с рынка присоединился к российской компании Trans World Group (TWG). В 2001 году стал единственным крупным акционером Новолипецкого металлургического комбината, за который конкурировал с Потаниным, в итоге дав заводу новую жизнь.

Среди активов Лисина есть комплекс для активного отдыха, стендовой и пулевой стрельбы «Лисья нора» – бизнесмен любит охоту, стрелковый спорт ему также не чужд. Помимо этого, он активно вкладывает деньги в транспортные активы.

Предприниматель женат, у него трое детей.

Александра Иванова

16.03.2023 15:30

Просмотров: 35888