В СССР был создан боевой автожир, участвовавший в двух войнах

Вертолеты и автожиры Второй мировой войны. СССР и Германия

Читатели знают о воздушных боях, которые гремели в небе над всеми фронтами Второй мировой войны. Все слышали об истребителях Яковлева, Микояна, штурмовиках Ильюшина, бомбардировщиках Туполева. Знакомы и самолеты союзников и немецкой Люфтваффе – Спитфайеры, Мессершмитты, Аэрокобры и «Летающие крепости» Боинга. Но в войне участвовали и необычные тогда летательные аппараты – вертолеты и автожиры. Вертолеты только начинали своё развитие, а автожиры оказались тупиковой веткой в истории авиации.

В этой статье мы расскажем об этих летательных аппаратах, и об их участии во Второй мировой войне.

Боевые автожиры Камова

Автожир – это летательный аппарат, у которого было два винта – один обычный, тянущий, расположенный в носовой части автожира и предназначенный для обеспечения горизонтального полета. Второй винт, называемый ротором, находился в верхней части, как на современных вертолетах. На первых автожирах он был самовращающимся под действием набегающего потока воздуха. Изобретателем автожира был испанский инженер Хуан де ла Сильва. Он разработал принцип авторотации, и в 1923 году построил первый автожир. В 1934 году Сильва впервые в мире посадил свой автожир на палубу испанского гидроавианосца «Дедало». Об этом смотри статью «История гидроавианосцев. Высшая лига». Надо сказать, что автожир был безопасным летательным аппаратом – в случае отказа двигателя (а в те годы это случалось достаточно часто) он производил посадку в режиме авторотации. Кроме этого, у него была малая длина разбега при взлете, и он был относительно дёшев в производстве. Были у него и недостатки – меньшая, чем у самолетов скорость, и невозможность зависать в одном месте, как вертолеты (верхний винт был без двигателя и работал от набегающего потока воздуха).

В Советском Союзе этой идеей заинтересовались сразу. Первый автожир был построен Николаем Камовым (будущим Генеральным конструктором морских вертолетов) и Николаем Скрижинским в 1929 году. Его назвали КАСКР-1 «Красный инженер». Через год появилась его модификация КАСКР-2. В их конструкции использовали фюзеляж от поликарповского самолета У-2 и двигатель мощностью 120 л.с.

А-7

А-7 зимой (фото: topwar.ru)
А-7 на полевом военном аэродроме (фото: topwar.ru)
Автожир А-7 на сельхозработах (фото: airwar.ru)

В 1934 году была создана удачная конструкция, получившая обозначение А-7. Автожир развивал скорость 218 км/ч, имел продолжительность полета 4 часа и мог достигать высоты 4 700 метров. Вооружение А-7 состояло из переднего пулемета, спаренного пулемета у стрелка в задней кабине, четырех авиабомб ФАБ-100 и шести неуправляемых реактивных снаряда РС-82. На нем могли быть установлены специальные фотокамеры. Военные хотели, чтобы в перспективе А-7 мог базироваться на военных кораблях. Сравнивая его с автожирами в других странах, можно сказать, что А-7 был самым крупным и скоростным летательным аппаратом этого типа в мире. Николай Камов сразу стал искать для своего детища практическое применение. Вначале с А-7 проводили опыление полей и садов. В 1938 году, во время операции по спасению папаницев с льдины, у одного из судов, участвовавшего в спасательной операции – ледокола «Ермак» – на палубе находился готовый к взлету А-7. Его помощь тогда не потребовалась. Участие в спасении говорит о том, что эксплуатационная надежность А-7 была высока. В те годы вся создаваемая авиационная техника должна была соответствовать требованиям военных. Первое боевое применение А-7 состоялось в 1939 году, во время Финской войны. Два А-7 исполняли роль корректировщика артиллерийского огня советских войск. Кроме этого, автожиры использовались в разведывательных полетах под Выборгом. Пилотировали А-7 не военные, а летчики-испытатели А.Ивановский и Д.Кошиц.

В 1939 году на станции Ухтомская был построен авиазавод по серийному производству автожира А-7. Интересный факт: директором завода и Главным конструктором стал Николай Камов, а его заместителем Михаил Миль – будущие Генеральные конструкторы всех вертолетов, производимых в Советском Союзе.

В 1940 году завод приступил к работе над первой партией серийных А-7бис – пять машин. С началом Великой Отечественной войны из этих пяти автожиров была сформирована отдельная эскадрилья. Вместе с автожирами на фронт отправился и Михаил Миль. Его задача была в обеспечении ремонта поврежденных машин в боевых условиях. А-7 использовали как машины связи, они вели фоторазведку вражеских позиций и корректировку артиллерийского огня. Автожиры разбрасывали листовки и поддерживали связь с партизанскими отрядами. Летать приходилась, в основном, ночью, так как в начальный период войны в небе господствовали немецкие самолеты. Кроме этого, у А-7 был один демаскирующий признак – несущий винт издавал сильный звук, что демаскировало автожир в небе. У А-7 имелись и два положительных качества – это была очень живучая машина, и ей требовалось для взлета и посадки площадка, меньше, чем нужна была для По-2. Немецкие солдаты дали А-7 прозвище «летающий комбайн».

В 1941 году, когда вся промышленность была эвакуирована на восток, на новом месте (поселок Билимбай в Свердловской области) не удалось наладить серийное производство автожиров. Надо сказать, что были эвакуированы не только рабочие и документация, но и недостроенный АК – автожир-корректировщик. Эта машина уже имела черты современного вертолета. У него имелся автомат перекоса, который управлял несущим винтом. Камов и Миль возобновили свои работы только после Победы, но это были уже вертолеты. Время автожиров закончилось.

Идея автожира получила распространение не только в СССР. Экспериментальные военные автожиры были построены в США, Франции, Великобритании, Германии и Японии. Были даже несколько эпизодов, когда их пытались применить в боевых условиях. Но первым и единственным боевым автожиром, участвующим в двух войнах, был советский А-7. Сравнивая его с автожирами в других странах, можно сказать, что А-7 был самым крупным и скоростным летательным аппаратом этого типа в мире.

Вертолеты Люфтваффе

В Германии автожиру тоже отдали должное, но этот период они прошли быстрее. И, если первым боевым автожиром был советский А-7, то первым вертолетом мира стал немецкий Focke-Wolf Fw-61. Первый полет вертолета состоялся в 1938 году. К началу Второй мировой войны в стране было создано два типа вертолетов, которые участвовали в боевых действиях.

«Колибри»

Flettner-282 взлетает с немецкой подводной лодки (фото: topwar.ru)

Этот вертолет построил талантливый немецкий авиаконструктор Антон Флеттнер. Он получил обозначение Flettner FI-282 «Kolibri». Это был второй вертолет конструктора. Первый - FI-265. Всего построили шесть таких машин, которые использовались в Люфтваффе как экспериментальные. На них отработали режим авторотации при аварийной посадке (Камов на своем А-7 также отрабатывал такой режим). Все вертолёты Флеттнера строились по схеме синхроптера, то есть вертолёта с перекрещивающимися роторами. Первый полет «Колибри» состоялся в 1941 году. После испытаний небольшим вертолетом заинтересовался Кригсмарине. Флоту нужны были воздушные разведчики. Испытания продолжились уже в интересах военных моряков. Они планировали использовать вертолет в качестве палубной машины. На одной из орудийных башен лёгкого крейсера «Кёльн» была оборудована вертолетная площадка («Колибри» имел небольшие размеры). Испытания проводились в Балтийском море, и, в целом, прошли успешно. После испытаний небольшая серия вертолетов поступила на вооружение морской авиации и стала базироваться на аэродромах побережья Средиземного и Эгейского морей. Фактически, это стало продолжением испытаний вертолетов, только в боевых условиях. «Колибри» летали на разведку в интересах защиты немецких конвоев от авиации союзников.

Flettner-282 доставшийся американцам на испытаниях (фото: Wikimedia Commons/Stahlkocher)
Модель вертолета Flettner-282 (фото: Wikimedia Commons/Raboe001)

Посмотрев на результаты испытаний, Люфтваффе заказало серию из тысячи вертолетов для ВВС. Их планировалось использовать как корректировщиков артиллерийского огня. Скорость «Колибри» была 150 км/ч. Для ВМФ планировалось использовать одноместный вариант, для ВВС – двухместный. На Средиземном море «Колибри» базировался на противолодочном корабле «Drache» – захваченном и переоборудованном югославском транспорте гидроавиации «Zmaj». По сути, это был противолодочный корабль с вертолетом палубного базирования. Об этом смотри статью «История гидроавианосцев. Малые формы». Кригсмарине проводило эксперименты по базированию «Колибри» на подводных лодках. Вертолеты в разобранном виде хранились внутри лодки. При проведении воздушной разведки, лодка всплывала, вертолет собирали, и он взлетал. В 1944 году несколько «Колибри» было переброшено на Восточный фронт. Они базировались на аэродроме городка Рангсдорф. Документально известно о некотором количестве боевых вылетов «Колибри» против советских войск. К весне 1945 года последний вертолет этого типа был уничтожен. Часть вертолетов сбили из зенитных орудий, часть истребителями. Тогда же в 1944 году с заводом БМВ был подписан контракт о производстве таких вертолетов. Но этот завод был разрушен авиацией союзников, поэтому от серийного производства FI-265 отказались. Войну пережили только три экземпляра «Колибри». Два из них достались США, один – Советскому Союзу. Вертолет, естественно, был изучен советскими инженерами и конструкторами. «Изюминка» машины – перекрещивающиеся винты (схема синхроптера) была признана нашими авиационными специалистами слишком сложной. В 1947 Флеттнер выехал в США.

«Дракон»

Вертолет Focke Achgelis Fa-223 Achgelis (фото: airwar.ru)

Второй вертолет Focke Achgelis Fa-223 «Drache» («Дракон») был намного больше миниатюрного «Колибри». «Дракон» так же был спроектирован в конце 30-х годов. На тот момент это был самый большой вертолет в мире (хотя, надо понимать, что тогда вертолетов в мире было не много). Первый полет «Drache» совершил 3 августа 1940 года. По своей схеме эта машина повторяла Focke-Wolf Fw- 61 – вертолет имел два несущих винта. После испытаний, которые не решили всех проблем нового вертолета, «Дракон» начали строить серийно. Было построено 10 машин, но в 1942 году союзники разбомбили завод «Focke Anghelis», на котором планировали серийно выпускать «Дракона». Небольшими партиями «Дракон» стали выпускать с 1943 года на заводе в Лаупхайме. Авиация союзников уничтожила и этот авиазавод, поэтому крупная серия «Драконов» так и не была построена.

«Дракон» был выдающимся по тем временам вертолетом. Это была тяжелая транспортная машина. На внешней подвеске она могла транспортировать лёгкомоторный самолет «Физелер Шторх» («одноклассник» советского Як-12) или фюзеляж истребителя «Мессершмидт» Bf109. Манёвренность вертолета была такова, что груз на внешней подвеске опускали точно в кузов стоящего грузового автомобиля. Несмотря на то, что была выпущена только небольшая партия этих машин, она стала использоваться для эвакуации сбитых немецких самолетов. Кроме этого, два вертолета были направлены в учебный центр горных егерей Вермахта, где они совершили 83 полета с грузом на высотах до 1 600 метров над уровнем моря.

Конец войны застал уцелевшие вертолеты на аэродроме в Айнринге, где американцы захватили три машины. Один из вертолетов немецкий летчик успел уничтожить, два были в исправном состоянии. Один вертолет немцы передали Великобритании. 6 сентября 1945 года немецкий военнопленный Хельмут Герстенхауэр перегнал трофейный «Дракон» через Ла-Манш в Великобританию.

Во время испытаний этот экземпляр потерпел крушение. Во Франции на базе «Дракона» был создан вертолет SE-3000. Всего было построено три вертолета данного типа, которые летали до 1948 года. Из комплектов, которые были захвачены в Чехословакии, были собраны два вертолета, которые несколько лет служили в чехословацких ВВС.

Но самые масштабные работы по созданию боевых вертолетов и их участию во Второй мировой войне, проводились в США.

Продолжение следует

Андрей Максимов

23.05.2022 12:40

Просмотров: 7246