В российские школы вернутся уроки политинформации?

Политпросвет

Фракция КПРФ в Госдуме намерена внести законопроект о возвращении в школьную программу урока политинформации. Предполагается, что он будет идти два раза в неделю и даже попадёт в список экзаменационных предметов. Это должно помочь развитию патриотизма у подрастающего поколения, причём в «правильном русле». В развитие этой инициативы парламентарий от «Единой России» Олег Савченко хочет обязать местных депутатов ежемесячно посещать школы и «обсуждать с детьми наиболее острые политические темы». Кроме того, он предлагает повсеместно организовать факультативные занятия, на которых школьникам будут транслировать советские фильмы: «документальные либо художественные, но близкие к историческим фактам». Помогут ли школьные уроки политинформации воспитанию патриотизма?

Александр СУРМАВА, доцент Академии социального управления, кандидат психологических наук:

– Нагрев головы в пробке у керченской переправы, депутаты Госдумы принялись увлечённо обсуждать способы введения патриотического единомыслия в России. Начать они решили со школ, в которых предлагается ввести уроки патриотической политинформации. Какое-то время они были, правда, слегка дезориентированы разговорами о том, что Российская Конституция запрещает насаждение единой идеологии и что наши заклятые враги нам больше не враги, а партнёры.

И вот наконец историческая справедливость восторжествует. Патриотизм вновь, как в советские времена, станет главным школьным предметом. То, что практика идеологической накачки детей противоречит Конституции – дело легко разрешимое. Думские патриоты, если начальство поставит перед ними такую задачу, легко и Конституцию подкорректируют, и сочинят новый закон, предусматривающий уголовное наказание за непатриотический образ мыслей.

Андрей ДЕМИДОВ, сопредседатель профсоюза «Учитель», школьный учитель истории:

– По собственному педагогическому опыту могу сказать, что старшеклассники политикой интересуются, но официозная точка зрения их интересует мало, так как они её каждый день и так слышат по всем госканалам. Оптимальным вариантом была бы организация дискуссии, где были бы представлены как минимум две точки зрения, но это никому из инициаторов законопроектов не нужно. Политинформация в понимании КПРФ и ЕР должна представлять собой трансляцию официальной точки зрения в казённом учреждении за казённый счёт. Что касается педагогов, то большинство будет абсолютно не мотивировано и ограничится зачитыванием некоей «типовой» методички. С 2014 года и так небольшая оплата труда классного руководства перенесена на региональные и местные бюджеты, в результате чего во многих регионах она стала ещё меньше прежнего. Так что на энтузиазм большинства педагогов рассчитывать трудно. Результат предсказуем: школьники возненавидят официоз на всю жизнь. Аналогия с советским опытом в данном случае вполне уместна. А те педагоги, кто действительно интересуется политикой и готов обсуждать эти вопросы с детьми, находятся под дамокловым мечом закона «Об образовании», который грозит увольнением учителю, сообщившему учащимся «заведомо недостоверные сведения». Понятно, что определять, что достоверно, а что нет, будут «компетентные органы».

Вадим СОЛОВЬЁВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству (фракция КПРФ):

– Я считаю, что надо возрождать советские традиции, когда школьники обсуждали с учителями вопросы патриотического характера и выступали перед своими товарищами с докладами о политической ситуации в стране. Можно приглашать ветеранов войны, героев труда, каких-то других знаковых людей. Школа должна быть не только образовательным учреждением. Её функция – это в первую очередь воспитание патриота, готового к защите своей Родины. Пора нам уходить от западных стандартов, готовящих высококачественного потребителя, и возвращаться к лучшим традициям российской и советской школы. Увы, нынешние ученики, даже старшеклассники, не знают о том, чем живёт наша страна. Та тревожная ситуация, которая сейчас существует на территории Украины, диктует срочную необходимость развития патриотического воспитания. Надо, чтобы ребята понимали, что у России есть не только друзья, но и враги, которые готовы уничтожить нашу страну ради своих интересов. Причём приобщать школьников к таким занятиям нужно ещё с младших классов.

Павел КУДЮКИН, доцент Высшей школы экономики, сопредседатель Центрального совета профсоюза «Университетская солидарность», член исполкома Союза социал-демократов:

– С одной стороны, политинформация – штука полезная, поскольку может приучить школьников к тому, что в мире происходит много интересного и важного, за чем хорошо бы следить. С другой стороны, сам отбор того, о чём будет говориться в политинформации, всегда связан с некоей идеологической нагрузкой. А это противоречит Конституции РФ, которая гласит, что ни одна идеология не может устанавливаться в виде государственной. Да и советский опыт показывает, что уроки политинформации часто вырождаются в такую тягомотину и формалистику, которая только отбивает интерес к политике. Вместо этого нужно пересмотреть и методы преподавания, и содержание всего комплекса школьных дисциплин, связанных с общественными вопросами: литературы, истории, обществознания. Важно создавать условия для развития разного рода школьной общественной волонтёрской активности. Патриотизм воспитывается не обилием слов, а конкретными делами.

Александр СУРМАВА, доцент Академии социального управления, кандидат психологических наук
Андрей ДЕМИДОВ, сопредседатель профсоюза «Учитель», школьный учитель истории
Вадим СОЛОВЬЁВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству (фракция КПРФ)
Павел КУДЮКИН, доцент Высшей школы экономики, сопредседатель Центрального совета профсоюза «Университетская солидарность», член исполкома Союза социал-демократов

Игорь Дмитриев

22.08.2014 18:42

Просмотров: 2264