В России могут ввести ОКВЭД для блогеров, коучей и других инфобизнесменов
Марафон в законе
2023 год ознаменовался целым рядом громких «блогерских» дел. Валерия Чекалина, продававшая фитнес-марафоны, и ее супруг Артем Чекалин попались на неуплате 318 миллионов рублей налогов, и несколько месяцев оставались под подпиской о невыезде и не могли пользоваться интернетом. «Королева марафонов» Елена Блиновская была помещена под домашний арест за неуплату 918 миллионов рублей, причем недавно сообщалось, что долг перед налоговой уже приблизился к полутора миллиардам рублей. «матерь бложья» Александра Митрошина, которая также стала фигуранткой уголовного дела, быстро погасила задолженность, и обошлось без санкций. Наконец, основатель «Like Центра» и одна из наиболее заметных фигур инфобизнеса Аяз Шабутдинов был арестован по обвинению в мошенничестве при продаже образовательных курсов – претензии против коуча выдвинули несколько учеников, и, возможно, пятнадцатью эпизодами дело не ограничится.
Объем инфорынка в России, по информации за 2022 год, составил порядка 52 миллиардов рублей. В 2023 году эта цифра, согласно прогнозам, может увеличиться до 70-80 миллиардов рублей. Это весьма значительная часть экономики, и оставлять ее в нынешнем виде, без регулирования, нецелесообразно.
Код для всех
В Госдуме готовы проработать вопрос о создании отдельного кода для блогеров в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД). Об этом заявил вице-спикер нижней палаты парламента Петр Толстой во время круглого стола «Актуальные вопросы законодательного регулирования наставничества, консультирования и иных услуг образовательного характера».
По словам парламентария, для создания кода ОКВЭД понадобятся некие законодательные решения на федеральном уровне. Толстой обратил внимание, что в данный момент аудитория многих блогеров во многом превышает аудиторию печатных СМИ и даже телеканалов, однако закон никак не регулирует их деятельность.
Петр Толстой: «Понимаете, что качественно отличает, так это то, что СМИ ограничены определенным законом, они обязаны нести ответственность за ту информацию, которую они распространяют. У блогеров таких обязательств нет. Никто не может такие обязательства на них возложить».
Вопрос о «блогерском» ОКВЭД обсуждают еще с весны этого года. На данный момент среди блогеров много ИП, и они выбирают ОКВЭД 59.11 «Производство кинофильмов и телевизионных программ». Отдельный код нужен инфлюенсерам для того, чтобы те, кто продает свои образовательные услуги в сети, могли существовать в рамках правового поля и регистрироваться в ФНС. За счет его отсутствия они как бы оставались вне правового поля. И, возможно, именно это и спровоцировало волну упомянутых выше дел о неуплате налогов и мошенничестве.
Депутат Госдумы Яна Лантратова по итогу круглого стола сообщила о создании рабочей группы, которая займется разработкой законопроектов, регулирующих блогерскую деятельность. Она пообещала, что будут приглашены все заинтересованные стороны – представители инфобизнеса, Минцифры, Росстандарта, ФНС, МВД и других ведомств.
Войти в правовое поле
Согласно информации Ассоциации блогеров и агентств (АБА), которую приводит газета «Известия», в России в 2022 году насчитывалось более 1 тысячи блогеров, чья аудитория превышала 1 миллион человек. Рынок услуг в сфере инфобизнеса крайне обширен: это и тренинги, и курсы, и лайф-коучинг, и всевозможные фитнес-марафоны и «марафоны желаний», и экзотика вроде астропсихологии, и не только. Присвоение этой деятельности кода ОКВЭД не только узаконит ее, но и, как полагают в АБА, даст возможность представителям данной сферы получать поддержку от государства.
Зачастую блогеров склонны ставить в один ряд с мошенниками, треш-стримерами и другими персонажами, чью деятельность общественность оценивает негативно. Поэтому в АБА заинтересованы в урегулировании блогосферы и установлении определенного стандарта. В ФНС, в свою очередь, указывают, что для инфобизнеса даже возможен и особый налоговый режим, но этот вопрос требует дальнейших обсуждений. Не стоит забывать, что одна из главных претензий к блогерам со стороны налоговиков – дробление бизнеса
На сегодняшний день те, кто ведет блог не для получения дохода, а в качестве хобби или саморекламы, могут вообще не регистрировать эту деятельность – она не несет прибыли. Но как только это начинает приносить доход, необходим юридический статус, уплата налогов и ведение отчетности. У блогеров есть ряд вариантов: оформление самозанятости, ИП или юрлица. Самозанятость доступна для тех, кто зарабатывает менее 2,4 миллиона рублей в год.
Регулирование необходимо?
С одной стороны, блогеры могут оказывать большое влияние и на экономику, и на политику, и в перспективе оно, судя по всему, будет только увеличиваться. Есть мнение, что без регулирования здесь не обойтись. Это может сыграть на руку не только властям, но и самим представителям инфобизнеса – сейчас они, к примеру, не защищены от пиратства: их оригинальные разработки присваиваются и искажаются, а в итоге блогеры теряют доход, а потребители получают некачественный продукт.
С другой стороны, есть мнение, что с ужесточением регулирования представители отрасли уйдут в тень, а качество контента ухудшится.
В Росстандарте указывают, что отдельный код ОКВЭД для блогеров – не единственный вариант. Также возможно внесение в код «Рекламная деятельность» подкода по блогерству и разработка стандарта такой деятельности, который в перспективе может превратиться в отдельный код ОКВЭД. В то же время в ведомстве обратили внимание, что код ничего не регулирует сам по себе и представляет собой только один из инструментов.
В Минэкономразвития поддерживают присвоение ОКВЭД блогерской деятельности и инфлюенс-маркетингу. В Минцифры также положительно настроены на этот счет и отмечают, что инициатива должна реализовываться при участии бизнес-сообщества и с учетом интересов всех заинтересованных сторон.
Блогеры и СРО
В начале декабря в России была создана первая саморегулируемая организация (СРО) блогеров, которую зарегистрировал Росреестр. Это еще один шаг по вхождению в правовое поле представителей данной сферы деятельности. Организация создана на базе АБА, и сейчас в нее входит более 50 тысяч человек. Членство в ассоциации – это возможность получить представительство интересов на уровне государства, а также участие в антимонопольном разбирательстве. Также АБА может обжаловать в арбитражном суде правовые акты органов власти, применять в отношении блогеров меры ответственности, прописывать стандарты и правила в рекламе, рассматривать жалобы и не только.
Наконец, одна из важнейших функций СРО – быстрое продвижение блогерских инициатив к организаторам тендеров в сфере инфлюенс-маркетинга. При этом блогеры не обязаны вступать в СРО – членство является сугубо добровольным делом, не предусматривает никаких специальных правил о налогообложении, отчетности и так далее.
Просмотров: 1909