В России меняется политика в отношении мигрантов

Концепция изменилась

15 октября значительная часть российской общественности испытала воодушевление. В этот день Владимир Путин подписал новую Концепцию миграционной политики, рассчитанную на 2026–2030 годы. В документе серьёзно пересмотрены подходы к потокам приезжих, устремляющихся в нашу страну. Однако теперь главная интрига в том, сможет ли правительство реализовать положения Концепции или она будет саботирована?

Утверждённая главой государства Концепция нацелена, в частности, на то, чтобы к означенному году в России стало меньше нелегалов, в том числе ведущих незаконную трудовую деятельность, и снизилось количество совершаемых мигрантами преступлений. Государство намерено, наконец, начать планомерную борьбу с образованием этнических анклавов, заняться той непомерной нагрузкой, которую оказывают приезжие на нашу социальную инфраструктуру. При этом предполагается увеличение доли гастарбайтеров, привлекаемых в нашу страну в порядке целевого набора. То есть миграционные потоки планируется сделать прозрачными и худо-бедно подконтрольными.

До конца текущего года правительство должно подготовить план мероприятий по воплощению положений документа в жизнь. Также кабинету поручено «осуществлять контроль за реализацией Концепции и обеспечивать её своевременную корректировку». Думается, найдётся достаточно желающих внести в программу те или иные изменения, чего, кстати, и опасаются отдельные комментаторы.

Хорошее начало

В целом отзывы на принятую Концепцию были преимущественно положительные. Так, депутат Госдумы Михаил Матвеев отметил, что «безусловно, это шаг вперёд, но есть и минусы». «Ощущение такое, что на 2/3 текст написан силовиками, которые ратуют за ужесточение и контроль, но на 1/3 всё-таки либералами-экономистами», – отметил парламентарий.

Из явных плюсов документа Матвеев отметил, например, то, что он основан «на приоритете безопасности и противодействия экстремизму, а также иным задачам, в том числе экономическим», а также то, что «ежегодный доклад по её реализации президенту, то есть тема миграции будет в ежегодной повестке власти». Среди явных минусов – Концепция не предусматривает установления визового режима, хотя этот вопрос напрямую касается нашей национальной безопасности, не подразумевает ревизии розданных мигрантам паспортов, зато оставляет Россию открытой «для тех иностранных граждан, которые не связывают с ней своё будущее или будущее своих детей и не намерены полностью интегрироваться в российское общество, но стремятся приехать... для поддержания родственных, социальных и культурных связей».

В свою очередь, блогер Сергей Колясников по достоинству оценил следующий ключевой момент Концепции: «Миграция теперь не рассматривается как средство решения демографических проблем». В самом деле, согласно тексту документа «основным источником восполнения населения России и обеспечения национальной экономики трудовыми ресурсами должно оставаться естественное воспроизводство». Это значит, что миграцию всё-таки постараются сделать не замещающей, но действительно трудовой.

Не все рады

Однако у Концепции нашлись и критики. Так, ожидаемо скептически отозвался о пунктах подписанного президентом плана первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин.

Он даже дал пространное интервью, в котором нашлось место довольно спорным тезисам. Например, законодатель фактически дал понять, что Концепция противоречит многочисленным соглашениям России, заключённым в рамках Евразийского экономического союза. Дескать, не для того учреждали ЕАЭС, чтобы в нашу страну не пускали семьи мигрантов. Здесь Затулин сослался на статью 98 договора о создании союза: якобы в ней, словами депутата, сказано, что «те, кто сюда приезжает, пользуются свободой передвижения трудовых ресурсов, капиталов и всего остального». «Если мы запрещаем въезд, мы нарушаем свои собственные обязательства», – отметил Затулин. Отметил, однако отчего-то не допустил, что Россия вольна снять с себя взятые когда-то обязательства, если они становятся угрозой.

Ещё депутат обосновал необходимость сохранения прежних подходов к миграционной политике тем, что «люди, о которых мы сейчас говорим, – это бывшие наши сограждане или потомки их». «Ещё 30 лет назад у них были абсолютно те же права, что и у всех других, кто живёт сегодня у нас в Российской Федерации», – предался Затулин воспоминаниям о прошлом. Вот только можно ли отсылкой к некоему общему прошлому оставить страну в мрачном настоящем, отказав ей в праве на будущее?

Кто работать будет?

Тем не менее Концепция утверждена, теперь всё дело в том, как бы её воплотить в жизнь. Здесь у каждого своя поляна: согласно тексту документа если основы миграционной политики определяются президентом – и они, собственно, определены, то их законодательным обеспечением занимается Федеральное собрание, где в нижней палате и заседает Затулин. В свою очередь, МВД занимается «выработкой и реализацией миграционной политики, а Совбез координирует усилия ветвей власти.

Однако хватит ли сил и средств у ведомства Владимира Колокольцева, чтобы закрыть свой фронт работ? Не далее как в марте министр заявлял о дефиците сотрудников в 172 тыс. человек. Позднее появились сообщения о готовности МВД брать на работу без необходимых аттестаций и проверок. Может быть, проблему нехватки кадров удастся решить с привлечением ветеранов СВО к той самой «реализации миграционной политики». Но пока данный ресурс занят.

Есть опасения, что эффективность работы ведомства будет снижена из-за видимой размытости функций внутри его. Так, с апреля этого года в структуре МВД действует Служба по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан под началом первого зама Колокольцева Андрея Кикотя. Однако главным спикером МВД по вопросам миграционной политики остаётся другой первый зам министра – Александр Горовой. Разве похоже на единоначалие, столь необходимое при системном подходе к разрешению назревшей проблемы?

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета

Кирилл Кабанов, председатель Национального антикоррупционного комитета

– Документ достаточно взвешенный, хотя, может, и покажется кому-то не очень резким. Если хотя бы 80% заявленного в нём будет реализовано с позиции приоритета законных интересов российских граждан и нашей страны, а также с учётом вопросов национальной безопасности, то есть шанс, что мы увидим реальное улучшение миграционной обстановки. Но всегда остаются вопросы именно к реализации, что прекрасно видно на примере отсутствия борьбы с этническими анклавами и массовой высылки нелегальных мигрантов.

Андрей Медведев, журналист

Андрей Медведев, журналист

– Убеждён, что за реализацию Концепции миграционной политики, утверждённой президентом, придётся очень и очень серьёзно побороться. Причём всем. И политикам, и лидерам общественного мнения, и блогерам, и журналистам, и полиции, и самым обычным людям. Потому что желающих, чтобы ничего у нас не менялось, чтобы всё оставалось по-прежнему, чрезвычайно много. Это и крупный бизнес (стройка, маркетплейсы, ретейл), и те, кто с ним связан разными серыми схемами, оттенков которых куда более пятидесяти. И бенефициары этих схем будут делать всё, чтобы все решения остались только на бумаге.

Кирилл Молев

29.10.2025 09:00

Просмотров: 2207