В ноябре 1942 года советские подводные лодки у Панамского канала прикрывали ВВС Гондураса

Неизвестные союзники

Вторая Мировая война оставила нам не только загадки и тайны. Многие факты, которые не являются секретом, практически ушли из информационного поля. В этой статье мы расскажем об одном из «малых» союзников антигитлеровской коалиции, Гондурасе, который кроме своего формального в ней участия, внёс и реальный, посильный для страны, но важный вклад в одном из эпизодов войны на Тихом океане – обороне Панамского канала.

«Малые» члены антигитлеровской коалиции в Центральной Америке

В первой трети ХХ века Центральная и Южная Америка находились под сильным политическим и экономическим контролем США. Еще в 1823 году тогдашний Президент США Джеймс Монро провозгласил основы политики Америки по отношению к латиноамериканским соседям. Если коротко – Центральная и Южная Америки объявлялись зонами американских интересов, в основном экономических, но подкрепленных в случае необходимости военной силой. В 1904-1905 году, Президент США Теодор Рузвельт расширил её, так называемой доктриной «Большой дубинки». Её суть заключалась в том, что если между странами региона возникнут конфликты, или войны, США берут на себя обязательства к их силовому прекращению. Понятно. что небольшие страны Центральной Америки следовали внешнеполитическим фарватером своего североамериканского соседа, и когда США вступили во Вторую мировую войну, многие страны региона стали союзником Америки. Но вот какой был их реальный вклад в победу над нацисткой Германией и Императорской Японией?

Гондурас вступил во Вторую мировую войну 8 декабря 1941 года. Страна объявила войну Японии, Италии и Германии. В некоторых источниках утверждается, что после того, как Гитлер получил эту информацию, он якобы попросил, чтобы ему показали на карте, где находится Гондурас. Страна поставляла каучук и бананы, интернировало немецкое население (в Гондурасе, как и в других латиноамериканских странах, находились активные немецкие колонии), а самое главное, ВВС страны начали патрулирование тихоокеанского побережья. Остановимся на этом подробнее.

Первый боевой самолет появился в Гондурасе в 1921 году. Но официально ВВС страны были созданы в апреле 1931 года. Одна из причин их появления были натянутые отношения с соседом – Сальвадором. Так как страна была маленькой и бедной, то и ВВС включали всего 26 самолетов самых разных марок. Почти все самолеты были учебными, связными, транспортными. С объявлением войны США передали Гондурасу и Сальвадору некоторое количество самолетов, в основном патрульных и транспортных старых моделей. Но и они оказались крайне востребованы.

Всё дело было в Панамском канале. Точнее в его охране и обороне. Американцы впервые столкнулись с необходимостью обороны важных инфраструктурных объектов на континенте. Особо ценным объектом стал Панамский канал, через который американский флот перебрасывал боевые корабли из Тихого в Атлантический океан и наоборот. В Тихом океане подходы к каналу прикрывали американские береговые батареи, но этого было, безусловно, мало. Американские генералы и адмиралы понимали, что атаки японскими тяжелыми артиллерийскими кораблями маловероятны, так как прорваться к каналу было очень сложно. Но против ударов бомбардировочной авиацией с авианосцев надо было что предпринимать. Американцы даже предполагали, что для увеличения дальности полета, японские летчики после нанесения бомбового удара могли сдаваться в плен, то есть это был полет в один конец. Для вывода канала из строя необходимо было добиться нескольких попаданий в камеру одного из шлюзов (например, ближайшего к Тихому океану двухкамерного шлюза «Miraflores»). Авиабомба крупного калибра разрушила бы не только бетонные стены камеры, но и, самое главное, металлические ворота шлюза. При попадании повреждались, или уничтожались механизмы, с помощью которых и проводилось шлюзование. Второй опасностью были подводные лодки, которые могли относительно легко подойти к каналу практически с любого направления в Тихом океане, и осложнить судоходство в этом районе. И Кригсмарине, и Японский Императорский флот имели большие океанские подводные лодки. Некоторые японские субмарины несли на борту гидросамолеты, что резко повышало их боевые возможности. На начальном этапе войны держать на тихоокеанском побережье большую группировку ударных и патрульных самолетов американцы не могли. На атлантическом побережье проблему подводных лодок частично решили большим количеством мобилизованных частных моторных яхт, которые патрулировали Карибское море, и подходы к каналу со стороны Атлантики. Помните роман Хемингуэя «Остров в океане»?. На Тихом океане подобного ресурса не было. По этим причинам, к воздушному патрулированию ближней зоны были привлечены ВВС Гондураса. Боевую ценность эти самолеты имели минимальную, но этого было и не нужно. Они должны были проводить патрулирование, а в случае обнаружения самолетов, или подводных лодок сообщать американцам. Те поднимали в воздух боевую авиацию, или направляли в нужный квадрат противолодочные корабли. Поэтому, фраза о том, что авиация Гондураса охраняла от вражеских подводных лодок и самолетов Панамский канал, соответствует действительности.

Переход кораблей Тихоокеанского флота на Северный флот

Самолет ВВС Гондураса NA-16 использовался при воздушном патрулировании (фото: commons.wikimedia.org/ Eduardo Sosa)

К середине 1942 года на Северном флоте сложился дефицит кораблей для сопровождения конвоев и подводных лодок. Северный флот был молодым флотом (он был сформирован в 1933 году), и к началу войны в него входили 8 эсминцев (проекта 7 и старые «Новики»), 15 подводных лодок, 7 сторожевых кораблей (3 сторожевика Северного флота и 4 пограничных сторожевых корабля специальной постройки), 1 минный заградитель и 2 тральщика. Кораблей было немного, и предвоенные планы не рассматривали охранение многочисленных конвоев из портов европейских союзников. К этому надо добавить и потери в корабельном составе, которые, к сожалению, тоже были. Мобилизовали торговые и рыболовецкие суда, но их было недостаточно. Перевести корабли с Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии, по понятным причинам было невозможно. Оставался Тихоокеанский флот. Он не принимал участие в боевых действиях. Там тоже было немного боевых кораблей, но, всё-таки, помочь северянам было можно. Для перехода на Север были выделены лидер эсминцев «Баку» проекта 38 и три эсминца проекта 7 «Разумный», «Разъяренный» и «Ревностный». Эсминцы должны были переходить на Северный флот по Северному морскому пути в рамках Экспедиции особого назначения ЭОН-18. Об этих секретных экспедициях смотри статьи «Экспедиции особого назначения. Первые походы» и «Экспедиции особого назначения. «Холодная война»». Готовились основательно. На однотипном эсминце «Ретивый» была смонтирована специальная «ледовая шуба» – слой из толстых досок в районе ватерлинии, который должен был защитить эсминцы от случайных повреждений льдами во время перехода. Один из бронзовых винтов на каждом эсминце был заменен специальным ледовым, сделанным из стали. Началась экспедиция неудачно. 18 июля эсминец «Ревностный» столкнулся с транспортом «Терней», получил серьезные повреждения, и был отбуксирован в Советскую Гавань для ремонта. Лидер и два оставшихся эсминца благополучно прошли Северным морским путем и прибыли в Полярный, тогда Главную базу Северного флота.

Гвардейская подводная лодка С-56 на постаменте во Владивостоке (фото: commons.wikimedia.org/ lite)

Подводные лодки по Севморпути переводить не рискнули. Все шесть подводных лодок – средние океанские типа С «Средняя» серии IX-бис С-51, С-54, С-55, С-56 и большие подводные минные заградители типа Л «Ленинец» серии XIII Л-15 и Л-16. Согласно приказа Наркома Н.Г.Кузнецова «…переход в Полярный произвести скрытный через Панамский канал…». Поэтому, после сбора в Петропавловске-Камчатском лодки шли по маршруту Петропавловск-Камчатский – Датч-Харбор (на Аляске) – Сан-Франциско – Панамский канал – Галифакс – Рейкьявик – Полярный. Поскольку тогда подводные лодки имели небольшую автономность под водой и большую дальность плавания в надводном режиме (для океанских субмарин), то все переходы в Тихом и Атлантическом океане должны были осуществляться в надводном режиме. Уходить под воду разрешалось только при обнаружении и нападении на субмарину. На переходе лодки были разделены на три группы. Первыми шли подводные минные заградители Л-15 и Л-16. Вторая группа состояла из С-54 и С-55, третья – из С-51 и С-56. Несмотря на то, что маршрут лодок был построен так, чтобы не заходить в зону активных боевых действий, первая группа потеряла одну субмарину. При переходе из Датч-Харбора в Сан-Франциско, при следовании в надводном положении Л-16 была потоплена японской подводной лодкой И-25, которая выпустила две торпеды по советской субмарине. Весь экипаж Л-16 погиб. Это была единственная потеря. Остальные лодки дошли до Полярного без происшествий. У историков есть две версии. По одной встреча была случайной – японская подводная лодка возвращалась из района боевого патрулирования в свою базу по дуге большого круга. По другой – японцы получили информацию о переходе советских подводных лодок от своей агентуры в Датч-Харборе и приказали ближайшей субмарине перехватить советские подводные лодки. В 1963 году в Петропавловске-Камчатском открыли памятник экипажу Л-16. Идущие следом «эски» также были несколько раз атакованы, но безуспешно. В этих атаках подозрение падало на американские лодки, командиры которых не были проинформированы о переходе советских субмарин. Американский флот выделил для обеспечения перехода советских лодок значительные силы, но для перехода из приполярных широт к экватору их явно не хватало. Воздушное патрулирование зон подхода к Панамскому каналу во время подхода к нему советских подводных лодок проводили самолеты гондурасских ВВС. После окончания войны С-56 вернулась на Тихоокеанский флот. Сегодня это корабль-памятник, установленный в центре Владивостока.

«Малые» союзники

Памятник экипажу Л-16 в Петропавловске-Камчатском (фото: Андрей Максимов)

Вторая мировая называется «мировой» не просто так. Из 73 существовавших тогда независимых государств в войне принимали участие 62 страны. Конечно, основной вклад в Победу внес Советский Союз и союзники. Но и малые страны, по мере возможности, тоже вносили свою лепту. Торговый флот Гондураса был небольшой. Но и он участвовал в перевозках военных грузов. В архивах Мурманского морского торгового порта есть документы о заходах в порт транспортов «Манна» и «Макавао». Это были пароходы под гондурасским флагом, которые привезли военные грузы для СССР. Правда, справедливости ради, нужно сказать, что документы не дают ответа на один вопрос – суда пришли в Мурманск с грузами из Гондураса, или их зафрахтовали американцы для перевозки своего ленд-лиза? Хотя, наверное, это не так и важно. Эти два парохода были построены в 1920-1921 годах в Нью-Джерси и принадлежали гавайской судоходной компании «Matson Line». Они работали на линии США – Австралия – Новая Зеландия. Гондурас был выбран страной регистрации из-за налоговых льгот.

Заключение

Закончить статью можно одним любопытным фактом, напрямую с Гондурасом не связанным. Принято считать, что союзнические отношения с Кубой начались в эпоху Хрущёва. Это не так. Кубинский диктатор Фульхенсио Батиста, тот самый, которого и свергли бородачи Фиделя Кастро, еще осенью 1942 года установил союзнические отношения с СССР. Конечно, это было сделано по примеру США, но всё же. История Второй мировой войны хранит еще не мало загадок…

Андрей Максимов

27.09.2025 10:10

Просмотров: 32