В борьбе с глобальным потеплением необходим не только оптимизм, но и реальные достижения

Позитивного мышления недостаточно

Мировые лидеры начали излучать настоящий оптимизм от предпринимаемых ими усилий по решению проблемы глобального изменения климата. Во всем этом беспокойство вызывает тот факт, что человечество по-прежнему продолжает загрязнять атмосферу выбросами углекислого газа. И хотя считается, что этот процесс может быть взят под контроль, пока, к сожалению, это не так.

Парижское соглашение по борьбе с изменением климата, которое подписали более 180 стран мира, вступило в силу 4 ноября. Некоторые экономисты полагают, что оно может, в перспективе, стать причиной конфликтов между странами, особенно если те, кто не выполнит его, столкнется с наказанием (например, торговыми санкциями).

В то же время еще одна крупная международная договоренность была достигнута в рамках соглашения о поэтапном сокращении выбросов парниковых газов – отказ от использования фреона в холодильных системах. Кроме того, все прочнее в жизнь современного общества входят солнечные батареи, энергоэффективность которых с каждым годом растет.

При всем прогрессе разрыв между тем, что должно произойти, и что происходит, остается большим.

Рассмотрим, например, как сильно реальные выбросы углерода отстают от плановых показателей, при которых - согласно данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата - глобальное потепление будет оставаться ниже 2 градусов. Даже при самом пессимистичном сценарии человечество уже должно сокращать выбросы. Тем не менее, в рамках обязательств, принятых странами в Париже, выбросы будут продолжать расти по крайней мере до 2030 года.

Этот разрыв, вероятно, даже больше, чем его рисуют статистические данные. Климатологи Кевин Андерсон и Глен Петерс утверждают: в прогнозы МГЭИК закрался элемент оптимистического мышления. В частности, они в значительной мере полагаются на предположение, что новые технологии позволят людям удалять углекислый газ из атмосферы в больших количествах, в результате чего удастся добиться отрицательных показателей выбросов где-то во второй половине этого столетия. Это может произойти, но пока человечество не знает, как это сделать.

Сценарии МГЭИК, по существу, игнорируют огромную неопределенность - технологию, которая еще не существует. Кроме того, даже если она появится, неизвестно, сможет ли человечество использовать ее в требуемых масштабах.

Для того, чтобы убрать из атмосферы то количество углерода, которое планируется, по словам геофизика Эндрю Скьюса, потребуется примерно в три раза больший объем производства, чем у всей нынешней нефтяной промышленности - и создать его необходимо быстро. Есть ли вероятность того, что это возможно?

Вероятно, люди выдают желаемое за действительное, поскольку слишком зависят от ископаемого топлива и боятся, что отказ от него будет сложным и мучительным. На самом деле, если мы не чувствуем изменений, мы, вероятно, делаем недостаточно.

Алексей Свищёв

25.11.2016 11:00

Просмотров: 2864