«Транснефть» хочет и дальше обогащаться за чужой счёт
Нефть липнет к рукам
Однако на этот раз, как полагают наблюдатели, Николай Токарев, похоже, имеет не самые высокие шансы отстоять статус-кво.
Суть спора проста. «Транснефть», как известно, является крупнейшей в мире трубопроводной компанией, занимающейся перекачкой сырой нефти. 93% всей российской нефти транспортируется по трубам «Транснефти». При таких объёмах компания фактически является монополистом – кем бы ты ни был, но если добываешь нефть и хочешь её продавать, то придётся идти и заключать договор с Николаем Токаревым. И на тех условиях, которые тебе предложат. Или сиди в тайге у буровой со своей нефтью.
Было ваше – стало наше
Когда только от твоей воли зависит чужая судьба, трудно сохранить здравость мышления. Достаточно вспомнить спор по размеру дивидендов по привилегированным акциям «Транснефти» – акционеры были уверены, что их просто обвели вокруг пальца, в разы занизив выплаты. И ладно бы, если это решение затрагивало бы только интересы частных акционеров. Увы, «Транснефть» является слишком крупным игроком на рынке, а потому любое действие компании не может оставаться незамеченным. Недаром Deutsche Bank прямо указал в письме, направленном в правительство РФ: политика «Транснефти» в принципе заставляет инвесторов задумываться, надо ли им связываться с Россией.
Не вкладывая в разведку и освоение месторождений значительных сумм, компания Николая Токарева становится обладателем большого объёма нефти
Но вернёмся к ситуации с перекачкой нефти. Компаниям-добытчикам никуда деваться, потому наверное и придумано правило: часть транспортируемого сырья переходит в собственность «Транснефти». Почему вдруг? На этот счёт монополист нашёл своё объяснение – дескать, при транспортировке в магистральных нефтепроводах остаются так называемые излишки (справочно: рассчитываются как разница нормативных технологических потерь (нормативы утверждает правительство) и реальных потерь при прокачке нефти). Кому их возвращать – непонятно, так как в магистральную трубу разом сливается нефть от разных компаний. Это неидентифицированное сырьё остаётся в хранилищах «Транснефти».
Такой подход партнёров «Транснефти», мягко говоря, не очень устраивает, поскольку счёт потерям идёт на десятки миллионов рублей. Вот что пишет в своей статье на портале «Лента.ру» член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустам Танкаев: «Простой расчёт показывает, что это около миллиона тонн только нефти ежегодно. А есть ещё и нефтепродукты. Около 50 тыс. тонн, а это уже примерно по тысяче долларов за тонну! Это получается, получается… В общем, примерно по объёму топлива столько, сколько потребляет несколько крупных федеральных потребителей. При том, что в этом случае «Транснефть» экономит не только на добыче, но ещё и на переработке. Поразительная, заметьте, эффективность».
В самом деле, особо не выкладываясь в разведку и освоение месторождений, компания Николая Токарева становится обладателем большого объёма нефти, которую можно затем с выгодой продать. С другой стороны, «Транснефть» имеет свою правду: подсчет технологических потерь исключительная прерогатива Минэнерго, и она здесь не причем. Тем более, что прибыль от продажи излишков поступает в бюджет государства.
Бюджет под угрозой
В принципе, как отмечает Рустам Танкаев, подобная практика начала складываться только в наше время. В советскую эпоху остатки нефти всегда возвращали сдатчикам, логично заключая, что брать чужое нельзя. Хотя сравнивать эти периоды не так просто - ведь в советское время не было частной собственности и вернуть нефти с разных месторождений, единожды перемешанные в трубе, можно было только через централизованную экономическую систему. Существующая система сложилась уже в наше время, и сейчас нефтяные компании молча мирятся с произволом. Правительство устанавливает нормативы, а «Транснефть» остается на рынке монополистом, спорить с ними себе дороже. Терпение лопнуло у «Роснефти», которая в преддверии заключения договора на прокачку нефти на 2017 год предложила обсудить формулу расчёта остатков сырья. Но Николая Токарева, судя по всему, это не устроило. В результате возникла реальная опасность, что с 1 января наступившего года монополист просто прекратит прокачивать нефть, которую «Роснефть» направляет за рубеж. Такой демарш фактически приведёт к остановке работы крупнейшего отечественного нефтедобытчика. Во-первых, придётся экстренно прекращать разработку большинства месторождений, поскольку имеющиеся при них резервуары не позволят обеспечить хранение нефти свыше 72 часов. Во-вторых, как подчёркивается в определении суда, «остановка разработки месторождений повлечёт невосполнимый значительный имущественный ущерб как самой компании и её работникам, так и государства (недополученные налоги, пошлины, дивиденды и проч.) и третьим лицам вследствие возникновения острого дефицита на рынках нефти и нефтепродуктов». В последних числах декабря «Роснефть» обратилась в Арбитражный суд Москвы, требуя наложить обеспечительные меры на сохранение статус-кво в её отношениях с монополистом. В результате суд своим решением запретил «Транснефти» прекращать с 1 января 2017 года транспортировку нефти «Роснефти» или сокращать её объёмы. Итак, спор разрешён и справедливость восторжествовала? Как бы не так – в «Транснефти» по-прежнему считают, что действуют в своём праве. А Николай Токарев и вовсе разразился эмоциональной тирадой, заявив ничтоже сумняшеся, что судьи приняли решение в пользу «Роснефти» под давлением и председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву стоит разобраться с ними.
Говоря откровенно, бросаться подобными заявлениями, обвиняя суд, не пристало главе крупной госкорпорации. «Недовольство Николая Токарева чисто по-человечески можно понять: постепенно исчезнет специфический источник обогащения компании за счёт её партнёров», – комментирует ситуацию в «Независимой газете» Алексей Мухин.
Как разрешится конфликт, пока неизвестно: «Транснефть» уже обжаловала решение Арбитражного суда Москвы в вышестоящей инстанции. Впрочем, в этой ситуации гораздо более важным представляется другой момент, который становится очевиден, если отбросить всю лишнюю шелуху. И «Роснефть» и «Транснефть» – компании государственные, а стало быть, обязаны работать в интересах государства. Государству же сегодня крайне необходимы деньги, и продажа нефти является одним из главных способов наполнения казны. Потому в ситуации, когда одна госкомпания прямо препятствует другой в осуществлении действий, которые помогут её же учредителю-государству пополнить бюджет, видится что-то глубоко порочное. Вероятно, ещё лет 50 назад такое поведение назвали бы вредительством.
Уточнение от 24/05/2017: В начале года компании договорились. Роснефть отозвала свой иск. Стороны пришли к компромиссу, договорившись с Минэнерго о поэтапном снижении норматива техпотерь в системе.
Просмотров: 8068