Только на создание инфраструктуры свободных экономических территорий государство потратило 45 миллиардов рублей
Обустроили зону
Решение о создании РосОЭЗ было принято российскими властями в 2005 году. За образец после непродолжительных споров взяли «свободные экономические зоны» в Китае и Южной Корее. В этих азиатских странах именно они стали толчком для бурного развития национальной экономики. Поэтому в России, так же как и в «азиатских тиграх», было решено организовать территории, где зарегистрированные там предприятия-«резиденты» обладали бы налоговыми и таможенными льготами. Выгоду, и немалую, от их существования имели и местные власти, которые получали гарантированное и весьма солидное бюджетное финансирование на обустройство зон.
Почему же история РосОЭЗ оказалась столь недолговечной и потерпела фиаско? Чтобы ответить на этот вопрос, вначале проведём краткий ликбез. Согласно федеральному закону «Об особых экономических зонах в РФ» ОЭЗ делятся на четыре вида: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные. Лишь две ОЭЗ имеют «широкий профиль» – в Калининградской и Магаданской областях.
Специальная конкурсная комиссия, составленная из чиновников РосОЭЗ, Минэкономразвития и профильных министерств, постепенно отбирала из десятков субъектов РФ, претендовавших на вожделенный статус, 16 самых достойных. Четыре ОЭЗ относятся к технико-внедренческим (в подмосковных Зеленограде и Дубне, городах Санкт-Петербурге и Томске). Две ОЭЗ отобраны для развития промышленного производства – в Липецкой области и Республике Татарстан. При этом на данных территориях запрещаются добыча и переработка полезных ископаемых.
Были утверждены три портовые ОЭЗ – аэропорты Емельяново в Красноярске и Ульяновск-Восточный в Ульяновске, морской порт Советская Гавань в Хабаровском крае. Например, Емельяново получило право на особый статус из-за мощного заправочного комплекса и грузового терминала. Среди преимуществ Ульяновска-Восточного комиссия отметила длинную взлётно-посадочную полосу и современное светосигнальное оборудование. Советская Гавань была выбрана из-за выгодного географического положения – на самом конце БАМа. Наибольшее количество ОЭЗ – семь – находится в туристско-рекреационном секторе в Краснодарском, Алтайском и Ставропольском краях, Калининградской и Иркутской областях, Республиках Алтай и Бурятия.
РосОЭЗ было обязано бдительно следить за тем, чтобы резиденты занимались именно тем видом деятельности, который соответствует данному виду ОЭЗ, и выгонять злостных нарушителей из зоны. При этом условия для развития бизнеса вроде бы сказочные. Строительство всей инфраструктуры берёт на себя государство. А ведь это, как правило, составляет большую часть затрат при раскрутке любого солидного дела. Поэтому и в Китае, и в Южной Корее предприниматели просто ринулись в «свободные зоны», где вскоре уже стало не протолкнуться.
С формальной точки зрения и в России всё выглядит тоже неплохо. Например, При этом бюджетное финансирование на развитие зон, и весьма солидное, продолжало исправно выделяться. До 2010 года российская власть намеревалась потратить на создание инфраструктуры ОЭЗ 148 (!) млрд. рублей. Но как заявил «Нашей Версии» экс-руководитель РосОЭЗ Андрей Алпатов, «общий объём бюджетного финансирования строительства инфраструктуры ОЭЗ за все эти годы составил 44 млрд. рублей».
Согласно докладу Генпрокуратуры, руководство РосОЭЗ «не обеспечило результативное и эффективное использование десятков миллиардов рублей, выделенных из федерального и регионального бюджетов на обеспечение функционирования ОЭЗ». Деньги, дескать, попросту размещались на депозитных вкладах в банках под 3%, 3,5% и 5,5% годовых. Проценты, как видно, крайне низкие, ниже реальных рыночных ставок, что давало повод заподозрить чиновников в корыстном сговоре с банкирами.
Ещё нагляднее имитация бурной деятельности проявляется в туристско-рекреационных ОЭЗ. Так, в Республике Алтай презентованы сразу два проекта – «Алтайская долина» и «Манжерок». Только представьте себе величие замысла, например, «Алтайской долины»… Курорт на искусственных (!) островах вокруг искусственного же озера с трёх-, четырёх- и пятизвёздочными отелями, развлекательными и торговыми центрами, спортплощадками, бассейнами, ресторанами, охотничьей деревней. В «Алтайской долине» должны были появиться проспект Четырёх Стихий, улицы Резидентов, Прохладная, Бирюзовая, Малой Медведицы, Глиняная, белокаменные набережные, а также большое количество бульваров, среди которых аллея Потерянного Времени, Пляжная аллея, бульвар Серебряных Родников, бульвар Хороших Людей и другие. Уже известно, что расходы федерального бюджета на инфраструктуру составят 7,5 млрд. рублей. А резиденты – девять компаний из Москвы, Новосибирска и т.д. – инвестировали в проект на сегодняшний день… 28 млн. рублей!
По заключению Генпрокуратуры, сделанному осенью 2008 года, резиденты вообще появились лишь в двух из семи рекреационных зон! В прочих пяти ОЭЗ на тот момент так и не появилось ни одного резидента. Например, до сих пор пуста соответствующая графа на сайте РосОЭЗ о зоне «Новая Анапа» в Краснодарском крае. И это несмотря на то, что её проект уже был представлен на международной выставке в Мюнхене. Дескать, эта ОЭЗ «должна заполнить практически отсутствующее в РФ предложение высокобюджетного пляжного отдыха, включившись в конкуренцию за туристов с курортами северо-восточного Средиземноморья»: пляжный отдых по системе «всё включено», таймшерные апартаменты, отдельно стоящие мини-отели, гольф, аквапарк...
Забавной иллюстрацией маниловщины является ситуация в Иркутской области. РосОЭЗ планировало построить там ещё одну туристско-рекреационную ОЭЗ «Ворота Байкала» близ посёлка Большое Голоустное, хотя губернатор области Дмитрий Мезенцев отмечал, что это место бесперспективно для туризма. В федеральном бюджете уже запланировано 10 млрд. рублей на приведение Большого Голоустного в этакие иркутские Нью-Васюки…
Возможно, РосОЭЗ и не могло работать по-другому просто в силу сугубо аппаратных причин. Сама чиновная структура была выстроена таким образом, что лишала его оперативности и реальной работоспособности. Но есть и другое обстоятельство. Как мы считаем, работу по строительству инфраструктуры в ОЭЗ выполняло не агентство, а некое ОАО «Особые экономические зоны», созданное в 2006 году на базе знаменитого советского внешнеэкономического объединения «Внешстройимпорт».
С самого начала существования ОЭЗ симбиоз двух этих структур – федерального агентства и его коммерческого тёзки – заслуживает особого внимания. Чиновники из РосОЭЗ продавливали в правительстве очередные проекты, а отвечали за их реализацию уже другие. В итоге довольны были жизнью и не бедствовали и те, и другие. Внезапная отставка генерального директора этого ОАО в июне 2009 года стала для многоопытных аппаратчиков РосОЭЗ признаком скорого заката агентства. Дескать, новый гендиректор, 37-летний омич Евгений Метельский, прежде работал всего лишь на фабрике «Гознак»... Предчувствия чиновников не обманули, и в начале октября президентским указом РосОЭЗ прекратило своё существование.
Отныне курировать ОЭЗ будет Минэкономразвития. По предварительной информации, в недрах министерства для этого будет создано сразу два департамента. Уместно вспомнить крылатую гоголевскую фразу: «Я тебя породил, я тебя и убью». Ведь ярым лоббистом создания ОЭЗ и соответствующего агентства был экс-министр экономического развития и торговли Герман Греф. Не случайно, что его заместитель, генерал-лейтенант милиции Юрий Жданов, и был первым руководителем РосОЭЗ. Однако вскоре Греф в аппаратной борьбе потерял контроль над своим детищем. Жданов был уволен, и новым главой РосОЭЗ стал бывший глава Роснедвижимости Михаил Мишустин, а затем – его зам Андрей Алпатов, при котором и поставлена точка в существовании ведомства. Теперь ОЭЗ вновь вернулись под сень Минэкономразвития, только уже во главе с другим министром – Эльвирой Набиуллиной.
Как заявила министр, она намерена привлекать частные управляющие компании и частные инвестиции для формирования инфраструктуры ОЭЗ. Кроме того, она считает возможным передачу зон туристско-рекреационного типа в ведение субъектов РФ, выдавая последним целевые субсидии. Однако далеко не все региональные власти горят радостью по этому поводу. По словам главы Республики Алтай Александра Бердникова, «передача особых зон в регионы без центрального управления нецелесообразна».
По мнению директора департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игоря Николаева, «за почти пять лет действительно мог быть определённый результат, однако в драйверов экономического развития эти территории так и не превратились, да и теперь ждать существенного ускорения реализации проектов не стоит». По его словам, «наибольшие проблемы существуют с созданием зон туристско-рекреационного типа». А директор Института проблем глобализации Михаил Делягин отметил: «В деятельности РосОЭЗ не было видно никакой реальной активности. Если положить на улице пачку купюр, то она наверняка исчезнет, и то же самое у нас наблюдается с проектом развития особых экономических зон. Сама попытка создать госкорпорацию в лице РосОЭЗ была ошибкой и предпосылкой для коррупции».
Просмотров: 2049