Террористы нанесли удар в непростое для Франции и Европы время

Терракт в Париже: глобальные последствия

Каждый житель Нью-Йорка и Лондона инстинктивно понимает, что парижане пережили субботним утром: сочетание шока, ужаса, дезориентации и страха за будущее. Тем не менее, память о терактах 2001 года в Нью-Йорке и в Лондоне в 2005 году также демонстрирует устойчивость больших городов. Они могут оправиться от террористических актов с удивительной скоростью, демонстрируя огромную силу.

Констатация факта

Слова о том, что террористы не смогут "победить Париж", не заявление о готовности к борьбе. Это просто констатация факта.

Париж - это город, в истории которого много случаев применением насилия. Французская столица пережила революции, массовые убийства, войны и оккупацию. Не смотря на все это Париж стал символом красоты, спокойствия и творчества.

Но в то же время не может быть никаких сомнений в том, что Париж восстановится, также верно и то, что эти теракты были совершены в особенно чувствительный момент в истории Франции и Европы.

Всего 10 месяцев назад Париж стал жертвой кровавого нападения на редакцию журнала Charlie Hebdo и на еврейский супермаркет, после которых миллионы парижан вышли на улицы. Но число погибших от этих последних атак гораздо больше. Тот факт, что вторая волна пришла так скоро после атаки на Charlie Hebdo, также усилит чувство небезопасности.

Сейчас главными политическими вопросами станут участие Франции в операции на Ближнем Востоке, а также влияние терактов на местные выборы, которые состоятся в следующем месяце. Террористы, как сообщается, во время нападений кричали о войне в Сирии. Франция начала наносить воздушные удары по воинствующим джихадистам ИГ в Сирии в сентябре, и была вовлечена в бомбардировку позиций террористической группировки в Ираке в течение многих месяцев. Маловероятно, что президент Франсуа Олланд после терактов решит отказаться от участие Франции в войне против ИГ. Действительно, в краткосрочной перспективе усиление военного присутствия более вероятно.

Давление будет нарастать

Реакция французских избирателей на произошедшее во время региональных выборов в следующем месяце будет тщательно отслеживаться. Опросы общественного мнения уже показывают, что Марин Ле Пен, лидер ультраправого Национального фронта, победит в регионе Нор-Па-де-Кале; ее племянница, Марион Марешаль Ле Пен, также по некоторым опросам обошла конкурентов в южном регионе Прованс. Национальный фронт, который имеет долгую историю борьбы с мусульманской иммиграцией, и который также выступал за восстановление пограничного контроля, может вырваться вперед после терактов. Некоторые ранее из озвученных его лидерами аргументов уже просачивается в дискурс традиционных центристских партий.

Террористические атаки в Париже произошли в разгар "кризиса мигрантов". Германия планировала принять более миллиона беженцев в этом году - большинство из них покинули свои дома из-за войны на Ближнем Востоке, но сейчас давление на канцлера ФРГ Ангелу Меркель со стороны противников такой политики будет нарастать. Они еще активнее будут требовать от правительства закрытия границ для новых мигрантов. Еще до терактов в Париже, Швеция, принявшая наибольшее число мигрантов на душу населения, чем в любая другая страна ЕС – объявила о частичном закрытии границы для новых беженцев. Как отмечалось, данная мера будет носить временный характер. После пятничных событий у Меркель, безусловно, будет соблазн принять аналогичные меры, чтобы ослабить политическое и социальное давление на ее правительство. Но она также будет понимать опасность данного решения для балканских стран, находящихся на пути движения мигрантов.

Новая политическая стратегия

Когда правоохранители точно установят национальную принадлежность террористов и то, какую группировку они представляли, ход дискуссии, безусловно, изменится. Однако, подтвержденная связь террористов с исламистскими движениями вовсе не обязательно будет способствовать принятию окончательного решения, хотя дебаты о политики Запада на Ближнем Востоке, несомненно, активизируются.

Одним из возможных последствий для западной политики стане еще большая концентрация на попытках уничтожить ИГ, отказавшись от второстепенных целей, таких как свержение президента Сирии Башара аль-Асада. Однако, Франция была одной из тех стран, что утверждали: Асад – корень проблем Сирии. Полный разворот антиасадовской политики представляется маловероятным в ближайшие недели.

Скорее всего, политическая стратегия будет сформирована в ближайшие месяцы, когда Запад оправится от пережитого шока и сделает необходимые выводы.

Алексей Свищёв

16.11.2015 16:04

Просмотров: 2403