Суд изъял почти 52% акций Калининградского порта и 370 миллионов у депутата Госдумы Андрея Колесника
Без порта, но с мандатом
12 июля этого года Центральный районный суд Калининграда удовлетворил иск Генеральной прокуратуры РФ к депутату Госдумы от «Единой России» Андрею Колеснику, его супруге и тёще, поданный по поводу незаконного приобретения акций АО «Калининградский морской торговый порт». Кроме этого, суд постановил не только изъять акции порта, но и взыскать с Колесника 370 миллионов рублей незаконного дохода в пользу государства.
Маскировка
По материалам судебного разбирательства, в 2001–2002 годах Андрей Колесник приобрёл 28,5% акций КМТП и оформил их на подконтрольные ему компании «Молк» и «Футшток». В октябре 2006 года по известной в определённых кругах схеме он продал эти акции самому себе. Это позволило ему стать директором порта.
В марте 2011 года Андрея Колесника избрали депутатом окружного совета Калининграда от «Единой России», затем – депутатом Госдумы РФ от ЕР. Естественно, напрямую владеть акциями и руководить портом господин Колесник после этого уже не мог. С целью замаскировать коммерческую деятельность депутат ввёл в совет директоров порта своих родственников и друзей, акции передал по договору управления доверенным лицам. Свои 28,5% акций Колесник по договору управления передал своему сослуживцу и личному водителю Муравьёву В. Б. Впоследствии переоформил их на свою жену, которая работает на местном телеканале корреспондентом и ведущей эфира.
Ещё 23,25 % акций, ранее принадлежавшие его ближайшему соратнику гендиректору КМТП Владиславу Дорофееву, после смерти последнего, оказались в собственности тёщи депутата – Надежды Лысенко. Это зафиксировано в рапорте сотрудника регионального управления ФСБ, который опросил бывшую супругу экс-гендиректора. Оставшиеся 1,75 % принадлежат несовершеннолетнему сыну Дорофеева.
Но почему речь идёт о 27 годах «участия в делах» Калининградского порта?
Как ранее писала «Версия», в 1996 году совместное российско-швейцарское предприятие «Трансрейл» (созданное в равных долях швейцарцами совместно с тогдашним Министерством путей сообщения, ныне РЖД) наняло некую фирму «Дорк» для скупки акций Калининградского морского торгового порта. По условиям договора, после того как у «Трансрейла» окажется более 50% акций порта, учредители «Дорка» получат вознаграждение в 600 тысяч долларов. Вот тогда-то на горизонте и появились ещё никому не известный бизнесмен Андрей Колесник и приближённый к тогдашнему губернатору области Горбенко предприниматель Дорофеев. При этом капитал «Трансрейла» был государственным наполовину.
Колесник с Дорофеевым принялись активно скупать акции КМТП. Но через 2 года аудиторы «Трансрейла» провели ревизию и предъявили брокерам недостачу порядка 700 тысяч долларов. Но, что интересно, претензии предъявили не «Дорку», а «Трансрейлу» – начались всевозможные проверки, компанию попросту начали «кошмарить». Фирма втянулась в настоящую информационную войну с участием полиции, ФСБ, налоговых органов.
В результате «Трансрейл» своих акций не получил, а в последствии компанию и вовсе ликвидировали. Но портом чудесным образом стали руководить новые хозяева во главе с Андреем Колесником.
Причины такого «проброса» МПС «Трансрейл», возможно, кроются в прошлом господина Колесника. По информации издания «Век», Андрей Колесник с 1993 по 1997 годы якобы был связан с криминальным авторитетом Андреем Корсиком.
В 2000–2002 годах возбуждалась серия уголовных дел, из них 3 – по фактам контрабанды сигарет в Германию и Великобританию через Калининград. В 2004–2006 годах через Калининградский порт через подставные фирмы на территорию России нелегально ввозился алкоголь и продукты питания.
Продавцы бывшего Черкизовского рынка в Москве должны быть благодарны массовым поставкам китайского ширпотреба тоже Калининградскому порту, вернее – его команде «управленцев».Вплоть до закрытия рынка в 2010 году, фирмачи получали в порту груз в режиме свободной экономической зоны. Затем, растаможенный на упрощённых условиях, товар шёл прямиком на «Черкизон».
Кроме того, ещё в 2003–2007 годах, вскрылась история с владельцами фирмы «Дорк» годах с «Балтптицепромом», администрацией области и несколькими немецкими компаниями. Подробно об этом уже рассказывала «Версия». В 2008–2010 годах была неудачная попытка недружественного поглощения и присоединения к Торговому порту Рыбного порта (КМРП).
По «законам» ведения бизнеса в России в те годы не обошлось и без создания офшорной фирмы-прокладки на Кипре – «Феррилэнд Инжиниринг Лимитед» – которая в свою очередь стала владелицей московского ООО «Арсенал транспорт» под руководством того же Андрея Колесника. Из названия ООО ясно, что господин Колесник, помимо морских перевозок, заинтересовался и сухопутными. Но, когда он, в 2011 году засобирался в депутаты, ООО вместе с «Дорком» были ликвидированы.
Законопослушный гражданин
Факт прямого руководства портом в течение последних 27 лет подтвердил сам Андрей Колесник на личном приёме в Генпрокуратуре. Более того, как сообщают СМИ, Колесник сам попросил встречи. Плюс к этому, депутат назвал этот иск Генпрокуратуры «нормальным гражданским иском».
Адвокаты господина Колесника попытались заключить мировое соглашение с Генпрокуратурой. Но это невозможно процессуально. Как прокомментировал этот момент представитель ГП РФ, «Генпрокуратура как орган государственной власти не имеет права заключать мировые соглашения по делам о нарушениях антикоррупционного законодательства».
Напомним, помимо изъятия почти 52% акций КМТП, суд потребовал изъять в пользу государства 369,2 миллиона рублей. Эту сумму якобы заработала супруга депутата Марина Лысенко. С 2011 года, помимо своей основной работы на местном телеканале, она занимала пост директора по корпоративным и внешним связям в Калининградском морском торговом порту.
Этот доход супруги был признан надзорным ведомством «тайно извлеченным неправомерным доходом», поскольку Колесник использовал «доверенных лиц в качестве номинальных держателей его имущества для сокрытия своей вовлеченности в предпринимательскую деятельность и извлекаемой от ее результатов выгоды <…> не переставал фактически руководить АО «КМТП», участвовать в его финансово-хозяйственной деятельности, принимать управленческие решения».
Стратегическое предприятие
Если раньше в России как будто не обращали внимание на присутствие иностранных компаний в стратегических предприятиях страны, то в последнее время, эту позицию жёстко пересматривают. В марте нынешнего года, Калининградский областной арбитражный суд по иску Генпрокуратуры РФ наложил арест на 46,5% акций КМТП, которые находятся в собственности шотландской компании Orneto Partners LP и «Совфрахта» Дмитрия Пурима. Надзорное ведомство потребовало взыскать в доход государства 43 тысячи акций порта, которые принадлежат компании Orneto partners LP, а также 3,5 тысячи акций Пуримы. В мае иск был удовлетворён.
КМТП имеет стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства. Это универсальный морской терминал, перегружающий чёрные и цветные металлы, зерно, лес, уголь, чугун, металлолом, мазут, контейнеры и так далее. Известно, что в 2017–2021 годах выручка порта варьировалась в пределах 1,2–1,5 миллиарда рублей ежегодно. Но в 2022 году из-за западных санкций она упала более чем на 90%. Ведущие морские контейнерные перевозчики вмиг перестали работать с российскими портом и грузами из-за бойкота морских линий.
Но от этого порт не перестал быть стратегическим для государства.
Сойдёт с рук?
Как говорят юристы, пока Андрей Колесник «заседает» в Думе, в рамках этого дела ему ничего, кроме изъятия активов, не грозит. Да и само изъятие возможно при условии доказательства вины по уголовному делу. Но депутата к уголовной ответственности не привлечёшь. Неприкосновенность. Поэтому Генпрокуратура подала именно гражданский иск, по которому изъятие имущества в пользу государства возможно.
Но в то же время юристы полагают, что эти претензии Генпрокуратуры к господину Колеснику могут стать основанием для лишения его мандата. Со всеми, как говорится, вытекающими…
Просмотров: 7332