Строительство мостов озолотит инвесторов

Наводят мосты

До начала СВО и санкционной войны в России успели запустить масштабное дорожное строительство. Его главными объектами стали мосты через крупные реки. «Наша Версия» составила рейтинг самых больших строящихся переправ, а заодно посмотрела, как идёт строительство и кто погреет на нём руки.

Ряд проектов задумывался как часть транзитного коридора из Азии в Европу. Теперь на их роль в транспортной системе страны придётся смотреть как-то иначе. Однако есть среди грандиозных проектов и те, которые явно рассчитаны на внутренний спрос. Решат ли они транспортные проблемы россиян, покажет время. Зато инвесторы явно рассчитывают на них обогатиться.

Китайский коридор

(фото: Олег Спиридонов/ Бизнес Online/ТАСС)

Самая грандиозная мостовая стройка развернулась под Казанью. Здесь возводится мост через Волгу, который станет частью платной трассы М-12 (Москва – Казань). Новая дорога пройдёт в обход Нижнего Новгорода южнее существующего маршрута М-7 (Москва - Владимир – Нижний Новгород – Казань – Уфа). В своё время шёл спор: что лучше – реконструировать имеющуюся дорогу из Москвы в Казань через Нижний (М-7) или построить новую (М-12). В итоге решено было строить с нуля, поскольку это выходило дешевле. Цифры в 2019 году приводились такие: реконструкция обойдётся бюджету в 449 млрд рублей, строительство новой дороги – 313 млрд рублей. В начале года стало известно, что бюджет её строительства подорожал на треть – с 623 до 912 млрд рублей. Правительство согласовало новые цифры, сославшись на то, что стройматериалы подорожали.

Трасса будет строиться ещё несколько лет, однако многие участки предполагается открыть уже в этом году. Среди них и мост под Казанью длиной 3400 метров. Он обеспечит движение транзитного транспорта в обход столицы Татарстана. И хотя время в пути между Москвой и Казанью по новому маршруту сократится на несколько часов, всё же очевидно, что мост строится не ради связи этих двух городов. Строящаяся 800-километровая трасса входит в федеральный проект «Европа – Западный Китай». Из названия ясно, что дорога проектировалась с прицелом на создание международного транзитного коридора. Генподрядчиком этой грандиозной стройки выступает гос­компания «Автодор».

Ещё один крупный мост строится на М-7 уже между Казанью и Уфой. Его функция – обеспечить транзитный обход Елабуги, Нижнекамска и Набережных Челнов, а главное – разгрузить от транспорта плотину Нижнекамской ГЭС. Мост через Каму в районе села Котловка будет иметь длину 1300 метров (в русловой части – 782 метра). Выбор локации для моста был неоднозначным. Местные власти давно приметили место под мост у села Соколка. Но автобан международного значения к той точке пришлось бы тянуть через болото, что увеличивало смету. В итоге выбрали вариант, который обошёлся дешевле на 23 млрд рублей, и дорогу пустили не по болоту, а через известную по картине Шишкина Корабельную рощу, 18 гектаров которой придётся вырубить.

Крупнейшие мосты, строящиеся в России

Большие бюджеты

(скриншот: YouTube.com)

Мост через Лену в Якутске должен был открыться уже в этом году. Но фактически сейчас только идут подготовительные работы на левом берегу. Дата сдачи объекта сперва была отодвинута на конец 2027 года, но на днях стало известно, что на согласование в Главгос­экспертизу был направлен скорректированный проект. Уменьшать масштабы стройки пришлось, предположительно, из-за непомерно раздувшейся сметы. В 2020 году этот проект оценивался в сумму менее 100 млрд рублей, а в 2022-м уже в 176 миллиардов.

Мост через Лену в Якутске имеет не только экономическое, но и символическое значение. Два берега Якутска до сих пор связывают только паромы, а зимой местным приходится ездить по льду. Таким образом, нет наземного сообщения между станциями Транссиба и портами Севморпути. Возможно, с учётом значимости объекта проектировщики придали ему величественные формы.

Концессионером стройки выступает специально созданная Восьмая концессионная компания, которая входит в группу «ВИС». Согласно договору с властями Сахи компания 19 лет будет получать плату за использование моста. При этом вложения компании в проект могут составить до 30% от сметы – «ВИС» под этот проект кредитуется в «Сбере».

Созданная в 2000 году «ВИС» уже участвовала в крупных инфраструктурных проектах (модернизация набережной Астрахани к 400-летию города, олимпийские объекты в Сочи, модернизация Рязанской ГРЭС).

Основной бенефициар группы – Игорь Снегуров. У него хорошо получается договариваться с губернаторами о реализации крупных проектов в регионах. Например, в Новосибирской области дочерняя структура «ВИС» имела статус регоператора по утилизации коммунальных отходов. Также компания строит мост через Обь в Новосибирске. По плану он должен быть запущен в этом году, однако в январе местная Контрольно-счётная палата сообщила об отставании от графика (55% готовности вместо 78%). Ведомство приводило такие цифры: общий объём финансирования работ по объекту составил 28,4 млрд рублей (из них 22 млрд – за счёт федерального бюджета; 2,5 млрд – за счёт областного; 3,8 млрд рублей – за счёт внебюджетных источников). К январю было освоено только 18,2 млрд рублей из поступивших средств. А в целом смета на мост составляет 43,5 млрд рублей. Бюджетные вливания в проект продолжатся и после завершения строительства. А тем временем горожанам уже озвучили стоимость проезда: от 100 до 300 рублей.

В инвестпортфеле группы «ВИС» есть и ещё один проект грандиозного моста – через Калининградский залив. Он должен был стать частью транзитного коридора Рига – Калининград – Гданьск. Однако в прошлом году губернатор Антон Алиханов назвал проект нецелесообразным. Причиной затухания активности вокруг моста можно назвать изменившуюся международную обстановку. По словам Алиханова, предполагаемые бюджетные вложения оценивались в 40 млрд рублей.

Конфуз

(фото6 Эрик Романенко/ТАСС)

На прошлой неделе было торжественно открыто движение на обходе г. Аксай, что близ Ростова-на-Дону. Это 35-километровый платный участок скоростной дороги на маршруте М-4 (Москва – Новороссийск), в который входит мост протяжённостью 1,8 километра. Таким образом, время пути из Москвы к Чёрному морю сократилось, по расчётам «Автодора», на 54 минуты, но главное – появилась альтернатива знаменитому «золотому» мосту, через который до сих пор пролегал путь на юг. Сейчас стоимость проезда для легковых машин составляет 300 рублей, для грузовых и автобусов – до 900 рублей.

Запуск нового участка не обошёлся без конфуза. Во-первых, он был перенесён с 10 на 15 июня. Во-вторых, сразу же обнаружились проблемы со сбором платы. Её принимали только наличными, для чего были открыты всего два окна. Из-за этого возникла неразбериха и пробка примерно на час. Пресс-служба «Автодора» назвала ситуацию временными трудностями. В связи с этим возникает вопрос, многие ли этим летом решатся ехать по новому маршруту, учитывая к тому же довольно высокую цену. Впрочем, дорожникам ничего не мешает спровоцировать пробку на «старой» дороге и направить-таки транзитный поток по новому мосту. Как-никак затраты надо отбивать – ещё в 2018 году ориентировочная стоимость аксайского обхода оценивалась в 8,5 млрд рублей.

Глеб Майков

26.06.2023 12:00

Просмотров: 14213