Современные разведывательные корабли интегрированы в единую систему
История кораблей ОСНАЗ. Всевидящее око
Флоту были необходимы разные разведывательные корабли специальной постройки – большие, средние и малые. О таких кораблях в советском и российском флотах мы расскажем в этой статье.
Большие разведывательные корабли
Первыми БРЗК, спроектированными специально для ОСНАЗ, были корабли проектов 394В и 994. В качестве основы при проектировании использовался большой морозильный рыболовный траулер типа «Маяковский» проекта 394. Всего в СССР было построено 226 таких траулеров. Вероятно, сработала привычка, и военные моряки не стали проектировать корабль «с нуля», а взяли за основу проект рыболовецкого БМРТ. Но в отличие от кораблей первого и второго поколений, прототип был значительно больше (водоизмещение 3 800 тонн), и, самое главное, «перепрофилировали» его ещё на бумаге. Получился большой океанский разведчик, способный вести разведку во всех океанах планеты. Об участии БРЗК проекта 394В в наблюдении за Фолклендской войной смотри статью «Приключения советских рыбаков у берегов Аргентины». Всего было построено шесть БРЗК проекта 394В/994 - по два на Черноморском («Кавказ», «Крым»), Северном («Закарпатье», «Запорожье») и Тихоокеанским («Забайкалье», «Приморье») флотах. Все они были исключены из состава ВМФ в период с 1993 по 1997 годы.
Большие разведывательные корабли хорошо вписались в структуру ОСНАЗ. Поэтому на смену первому поколению таких кораблей пришло второе. Начиная с 70-х годов ХХ века, было принято два важных решения. Во-первых, все разведывательные корабли стали проектироваться на основе самостоятельных проектов. Во-вторых, разведывательные корабли (естественно, без оборудования) стали строиться в Польше. Это было политическое решение Советского руководства – часть номенклатуры десантных кораблей, разведывательные корабли, гидрографические и океанографические исследовательские суда, госпитальные суда, часть номенклатуры учебных кораблей и катеров и другие типы вспомогательных судов строить в рамках Варшавского договора в ГДР и ПНР.
Так появился БРЗК проекта 1826, шифр проекта «Рубидий». Это были корабли водоизмещением 4 600 тонн. Впервые они стали нести оборонительное вооружение – одну шестиствольную автоматическую пушку АК-630, ПЗРК «Стрела-2» и гранатомет МРГ-1 «Огонёк». Так же впервые, кроме аппаратуры радиоэлектронной разведки, на кораблях проекта была предусмотрена аппаратура звукоподводной связи и противодиверсионная гидроакустическая станция. Всего были построены четыре БЗРК проекта 1826 – «Лира», «Азия», «Прибалтика», «Беломорье». На Северном флоте служили «Беломорье» и «Лира», на Тихоокеанском – «Азия» и «Прибалтика». Сегодня службу несут БРЗК «Беломорье» и «Прибалтика»
Печальная судьба атомного исполина
Автор не знает, почему было принято решение о создании БАРЗК «Урал» проекта 1941 шифр «Титан». Вероятно, это были какие-то внутриведомственные интриги. Официально он был построен для отслеживания американских ракетных пусков с полигона в южной части Тихого океана. Зато можно точно утверждать, что самая большая болезнь советского флота под названием неготовность береговой инфраструктуры сыграла свою роль. Дело в том, что в строй вводились современные корабли, а о береговой инфраструктуре никто не думал. Корабль приходил на флот, а причала с подачей электричества и воды для него не было. Также не были построены жилые дома для офицеров и мичманов нового корабля. Хорошо, если корабль серийный, и не очень большой. А если он огромен? Требуется построить несколько типовых домов для семей экипажа, выделить места в детских садах и школах. К сожалению, в практике позднего СССР очень часто случалась так, что корабль без береговой инфраструктуры расходовал свой моторесурс и быстро списывался.
«Урал» был заложен в 1981 году, сдан флоту в 1989 году. Столь долгий срок постройки объясняется проблемами с доводкой сложной аппаратуры. По некоторым данным, за основу корпуса будущего разведчика был взят корпус балкера. Все большие «космические» корабли создавались на основе корпусов балкеров, а «Урал» должен был отслеживать объекты в ближнем космосе. Его главная энергетическая установка была идентична той, что стояла на тяжелых атомных ракетный крейсерах проекта 1144 и 1144.2 шифр «Орлан». Так же, как и на ракетных крейсерах, была и обычная вспомогательная энергетическая установка. Корабль нес оборонительное вооружение и вертолет Ка-27. Водоизмещение корабля составляло 36 500 тонн. Экипаж «Урала» состоял из 890 человек, из них более 400 – офицеры и мичмана. Именно столько квартир должны были построить в месте базирования корабля. На корабле были смонтированы несколько самых мощных на то время ЭВМ «Эльбрус» и ЕС-1046. Кораблю присвоили официальное название ССВ-33.
В 1989 году БАРЗК «Урал» совершил 59-дневный переход на Тихоокеанский флот. Базировался «Урал» в поселке Тихоокеанский, он же Фокино. Произошло то, что должно было произойти – береговая инфраструктура не была подготовлена, несмотря на столь долгий срок строительства корабля. У «Урала», как впрочем, и у двух тихоокеанских авианосцев, не было своего причала необходимой длины, поэтому атомный разведчик большую часть своей недолгой службы находился на рейде в заливе Стрелок. «Урал» стал флагманским кораблем 38 бригады ОСНАЗ Тихоокеанского флота. Парадокс – «Урал» не совершил ни одного похода к атоллу Кваджалейн (там располагался ракетный полигон США), ради чего он проектировался. Но, стоя на рейде залива Стрелок, благодаря своей мощной аппаратуре он контролировал всю северную часть Тихого океана. В 1990 году на корабле произошел пожар. Денег на ремонт не было. В 2001 году «Урал», совершивший только один поход, был исключен из списков флота. Утилизация корабля началась в 2010 году. Так закончилась служба самого большого в мире уникального разведывательного корабля. Американские адмиралы вздохнули спокойно.
Средние разведывательные корабли
СРЗК самые массовые разведчики на флоте. Прежде чем говорить о специально спроектированных кораблях третьего поколения, расскажем о двух проектах переделанных в разведчики вспомогательных судов ВМФ, Следует упомянуть о серии кораблей проекта 850. Они были построены в Польше. Это экспедиционные океанографические суда. Было построено 11 единиц, три из которых по проекту 850М были переоборудованы в корабли ОСНАЗ. Два из них – «Гавриил Сарычев» и «Семен Челюскин» служили на Тихоокеанском флоте, один – «Харитон Лаптев» - на Северном флоте.
В Польше была построена серия гидрографических судов проекта 861. Строили их в Гданьске на верфи «Сточни Полночни». Серия была большая – 32 судна. Для ВМФ СССР было построено 29 судов Это были мореходные корабли неограниченного района плавания водоизмещением 1 500 тонн. Часть из них – 12 судов - переоборудовали по проекту 861М в СРЗК. Дело в том, что проекты специально спроектированных разведывательных кораблей только разрабатывались, а корабли были нужны уже сейчас. В определенной мере повторялась история с кораблями второго поколения. Из вооружения на борту имелись ПЗРК «Стрела». На Черноморском флоте несли службу «Экватор», «Юпитер», «Кильдин», «Лиман» и «Океан». На Северном флоте – «Архипелаг», «Находка», «Пелорус» и «Селигер». На Тихоокеанском флоте – «Ильмень», «Вега» и «Рыбачий». Сегодня в строю остались два СРЗК этого проекта - «Кильдин» и «Экватор».
С этими кораблями связана единственная потеря корабля ОСНАЗ. В 2017 году черноморский СРЗК «Лиман» стоял на якоре у пролива Босфор. «Лиман» был переоборудован в разведчик по индивидуальному проекту. Корабль был боевой, обеспечивал получение информации во время операции НАТО против Югославии. Задачей «Лимана» было наблюдение за проведением в Черном море маневров НАТО «Морской щит». Осназовцы ждали прохода через Босфор американского эсминца. В густом тумане в СРЗК врезалось судно для перевозки скота «Youzarsif H», которое шло под тоголезским флагом. «Youzarsif H» перевозил 8 000 овец. На скотовозе не обращали внимание на сигналы СРЗК и врезались в разведчик. Получив пробоину «Лиман» затонул. Все члены экипажа были спасены турецкой Береговой охраной. После трагедии на место гибели были направлены вспомогательные суда Черноморского флота и корабль Главного управления глубоководных исследований «Селигер», который уничтожил под водой секретное оборудование. Подъем старого корабля был признан экономически невыгодным.
В начале 80-х годов произошел резкий скачок в развитии гидроакустических средств сверхдальнего обнаружения подводных лодок. Появилась возможность создать надводные корабли с мощными гидроакустическими станциями. В СССР конструкторы пошли двумя путями. Начались работы по созданию специализированных кораблей гидроакустической разведки – кораблей освещения подводной обстановки КОПО. В СССР был построен единственный корабль проекта 12884 шифр «Гофри» «Приднепровье» ССВ-189. Готовый корабль был передан Украине, переоборудован в корабль управления и переименован в «Славутич». После 2014 года этот корабль стоит в Севастополе. Второй путь заключался в создании многоцелевого корабля, способного проводить как радиоэлектронную, так и гидроакустическую разведки. Так появились корабли проекта 864 шифр «Меридиан». Это корабли водоизмещением 3 400 тонн, с неограниченной мореходностью, имеют оборонительное вооружение из двух шестиствольных автоматических пушек АК-306М. В Польше было построено 7 кораблей этого проекта. Они сейчас являются основой российского флота ОСНАЗ. Вместе с БРЗК проекта 1826 они входят в «Единую государственную систему освещения надводной и подводной обстановки». На Балтийском флоте несут службу СРЗК ССВ-520 «Адмирал Фёдор Головин» и ССВ-231 «Василий Татищев». На Черноморском флоте служит ССВ-201 «Приазовье». На Северном флоте - ССВ-175 «Виктор Леонов» и ССВ-169 «Таврия». На Тихоокеанском флоте - ССВ-535 «Карелия» и ССВ-208 «Курилы». Регулярные походы «Виктора Леонова» к американским военно-морским базам для корректировки акустических портретов американских атомоходов сильно нервируют командование американского флота.
Российское продолжение
К началу XXI века флот ОСНАЗ значительно поредел. Корабли первого и второго поколения были списаны ещё в конце советской эпохи, часть кораблей третьего поколения не пережили «лихие девяностые». Срочно требовались новые корабли. Первыми чисто российскими разведывательными кораблями стали СРЗК проекта 18280 водоизмещением 4 000 тонн. Корабли несут легкое оборонительное вооружение. Всего планируется построить 4 разведчика, по одному на каждый флот. Пока построены два. «Юрий Иванов» служит на Северном флоте. «Иван Хурс» первоначально планировался на Тихоокеанский флот, но после гибели СРЗК «Лиман», его включили в состав Черноморского флота. Это разведчики XXI века, использующие все новинки радиоэлектроники.
Малые разведывательные корабли
Радиоэлектронная разведка вышла в Мировой океан. Казалось, что эпоха небольших разведывательных кораблей завершилась. Но этого не произошло. Оставались задачи, для решения которых были необходимы относительно небольшие разведчики.
В первой части статьи «История кораблей ОСНАЗ. Начало» мы рассказывали о том, как переоборудовались в разведывательные корабли СРТМ проекта 502 «Океан» постройки ГДР. Через 10 лет на советских верфях стали строить СРТ следующего поколения – проект 503 «Альпинист». Их строили большой серией в Ярославле, Волгограде и Киеве в 1969 – 1990 годах. Всего было построено около 290 траулеров этого проекта и его модификаций. «503-й» оказался удачной платформой. Кроме различных вариантов рыбопромысловых судов, этот проект использовался как научно-исследовательское судно, патрульное судно для морских пограничников для патрулирования двухсотмильной экономической зоны. Использовали этот проект и осназовцы. На его базе был создан малый разведывательный корабль проекта 503Р.
Всего было построено четыре МРЗК проекта 503Р для Балтийского («Сызрань» и «Жигулевск») и Тихоокеанского (ГС-7 и ГС-8) флотов.
Были так же построены четыре малых разведывательных корабля проекта 1824Б. После распада СССР часть из них вошли в состав ВМФ Украины и Азербайджана. В российском флоте остался один МРЗК проекта 1824Б «Угломер» на Тихоокеанском флоте.
Заключение
Все операции кораблей ОСНАЗ проходят под грифом «Совершенно секретно». Широкая публика узнает о них через многие десятилетия. А внешняя секретность отменена. С середины 80-х годов разведывательные корабли перестали маскировать под гражданские суда или вспомогательные суда ВМФ, и менять флаг на гражданский, или вспомогательный. Сейчас разведчики ходят под Андреевским флагом и несут на бортах буквы ССВ с номером.
По материалам открытой печати
Просмотров: 12284