Советские партизаны воевали в Финляндии

Привет Маннергейму

80 лет назад, весной 1942 года, советские партизаны начали диверсионные рейды на территорию Финляндии, которая к тому времени оккупировала две трети российской Карелии. В северных лесах развернулась настоящая война с обстрелами гарнизонов и подрывом военных эшелонов. Но главное – это был первый случай, когда СССР сумел перевести военные действия на территорию противника. Почему же теперь в современной Финляндии периодически требуют суда над советскими партизанами?

О начале войны с Советским Союзом президент Финляндии Ристо Рюти объявил 26 июня 1941 года. Спустя неделю финские войска перешли границу. Официально это подавалось как стремление вернуть себе земли, потерянные в ходе зимней войны, однако практически сразу маршал Маннергейм призвал финских солдат «освободить земли карелов». Потому, выполняя приказ, финны не удовольствовались возвращением «своего», а замкнули блокадное кольцо Ленинграда с севера, а также захватили Петрозаводск. Таким образом, под контролем оккупантов оказалось две трети территории Карелии, большая часть которой никогда не входила в состав Финляндии. На оккупированной территории захватчики устроили то, что в Финляндии нынче называется «ошибками прошлого», но по сути именуется этническими чистками. Всё население было поделено на две категории: «родственные» (финны, карелы, вепсы и прочие финно-угры) и «неродственные» народы (русские, украинцы, белорусы и т.д.). Первые официально считались заблудшими братьями, которых надо приобщить к свету цивилизации, вторые же подлежали отправке в лагеря и последующей депортации. Показательный момент: на определённых этапах смертность в этих лагерях была даже выше, чем в конц­лагерях гитлеровской Германии.

Пусть снег горит под ногами!

Серое – оккупированные территории Карело- Финской ССР (1941-1944)

Понятно, что подобная политика вызвала противодействие со стороны местного населения. Уже летом 1941 года начались первые вылазки против оккупантов, однако не имевшие опыта партизаны были быстро разгромлены. Настоящая война началась в 1942-м. В мае при Военном совете Карельского фронта был образован партизанский штаб, командование которого приняло решение перенести часть боевых действий туда, где захватчики не ждали проблем: на территорию самой Финляндии. Всего было создано 15 отрядов общей численностью 1700 человек, причём большинство набрали из числа местных жителей.

Воспользовавшись знанием местности, партизаны начали операции в глубоком тылу оккупантов. Одним из первых проявил себя отряд «Полярник». Советские партизаны сумели незамеченными пройти на финскую территорию, устроив серию диверсий на коммуникациях 36-го армейского корпуса немецкой армии «Норвегия», воевавшей в Заполярье. Также активные боевые действия развернулись в Лапландии, где диверсанты вырезали несколько финских застав. Спустя некоторое время, в 1943 году, перед партизанами была поставлена новая задача – повергнуть в ужас не знающие войны тылы противника. Так, 14 из 18 партизанских отрядов отправились в дальние рейды по северной части Финляндии.

«Партизанские отряды стали регулярно осуществлять нападения на населённые пункты и на финских мирных жителей. Так, в конце июня – начале июля атаке дважды подверглась деревня Малахвианваара близ Суомуссалми, там погибли 35 человек. Далее, 15 июля, партизаны отряда имени Чапаева задержали 10 крестьян в момент сенокоса в местечке Кивиаапа близ деревни Хаутаярви. В результате пять финнов были убиты, а остальные в качестве пленных вынуждены были отправиться вместе с отрядом, причём дальнейшая их судьба неизвестна», – отмечает карельский историк Сергей Веригин.

Убей белофинна!

Своей цели партизаны добились. Финские власти даже издали приказ о срочной эвакуации населения из пограничной полосы. Эвакуация проводилась настолько поспешно, что местные жители нередко бросали скот, сельскохозяйственный инвентарь и имущество. В итоге сенокос и уборка урожая в этих районах в 1943 году были фактически сорваны, а для охраны населённых пунктов власти вынуждены были выделять воинские подразделения. Некий капрал Лейнонен писал своему другу в июле 1943 года: «Последние две недели мы всё время были в тревоге. Узнали, что Иваны находятся в движении. Пришлось за ними гоняться. Финская армия ни к чёрту не годна. Она не способна защищать даже мирное население. Русские хозяйничают на нашей территории, как им заблагорассудится».

В 1944 году задачей партизанских отрядов стала поддержка наступления Красной армии, направленного на освобождение Карелии и принуждение Финляндии к сепаратному миру. За три летних месяца партизаны разгромили 9 подразделений противника, пустили под откос 17 воинских эшелонов и уничтожили 306 вагонов с вооружением и боеприпасами. Но доставалось и местным жителям. 7 июля 1944 года были почти полностью уничтожены жители деревни Сейтаярви. А 14 июля 1944 года отряд «Сталинец» нанёс удар по посёлку Локка, где была расположена финская военная часть. Во время боя погибли около 20 мирных жителей.

«В условиях бескомпромиссной ожесточённой войны, которую вёл СССР, у населения страны сформировался образ жестокого врага, не заслуживающего никакой пощады. Это было закономерно и оправданно. Такова была жестокая логика войны», – считает Веригин. Действительно, многие партизаны помнили о том, как финны устроили в Петрозаводске специальный концлагерь, в котором содержались дети в возрасте от 5 до 15 лет. Неудивительно, что в партизанах жило желание отомстить.

Выяснилось, что за все годы войны на финской территории от рук советских партизан погибло менее 200 мирных жителей. Не отрицая, что часть этих жертв была неоправданна, российские историки поинтересовались: а как быть с тем, что, по данным финской же статистики, в переселенческих лагерях от голода и издевательств погибли от 4 до 7 тыс. мирных советских граждан

Свести счёты

В конце 1944 года Финляндия заключила сепаратный мир с СССР и вышла из вой­ны. Карельские партизаны вошли в состав регулярных частей Красной армии. После чего они на десятилетия словно бы исчезли. Пока миллионными тиражами выходили книги о подвигах белорусских и украинских партизан, об их карельских сподвижниках молчали. Почему – догадаться нетрудно. Финляндия считалась другом Советского Союза, отчего в Москве и Хельсинки пришли к решению не поминать друг другу старые обиды. В итоге первые исследования об операциях карельских партизан появились только в середине 90-х. Однако если в России на них почти не обратили внимания – переживающей кризис стране было не до того, – то в Финляндии, наоборот, снятие табу с прежде запретной темы вызвало ажиотаж. Сперва финские историки принялись писать о зверствах советских партизан, а в 1999 году финские общественники направили официальное письмо в прокуратуру Карелии с просьбой возбудить уголовные дела против диверсантов.

Начавшийся вал информационной кампании удалось сбить только после ряда конференций, в ходе которых финские и российские историки обсудили накопившиеся вопросы с привлечением архивных данных. Выяснилось, что за все годы войны на финской территории от рук советских партизан погибло менее 200 мирных жителей. Не отрицая, что часть этих жертв была неоправданна, российские историки поинтересовались: а как быть с тем, что, по данным финской же статистики, в переселенческих лагерях от голода и издевательств погибли от 4 до 7 тыс. мирных советских граждан, и это не считая тех, кто был убит непосредственно в ходе боевых действий или при оккупации Карелии? При этом из списка финских военных палачей, представленных после окончания боевых действий советской стороной, ни один не ответил за свои преступления. Поэтому, возможно, конструктивнее оставить неудобные темы прошлого профессиональным историкам, не превращая их в злободневную тему, определяющую день сегодняшний. Финские власти с этой позицией в целом согласились. Пострадавшим от советских партизан даже выплатили около миллиона евро. Однако к мемориальным памятникам, установленным в деревнях и хуторах, пострадавших при атаках советских диверсантов, до сих пор приводят молодых финских призывников, напоминая им об угрозе с Востока.

Тойво Степанов

08.03.2022 16:37

Просмотров: 15638