Санкции на поставку алкоголя озолотят водочных королей
Ну, за эмбарго!
Причиной передела рынка стали всё те же санкции. Правда, напрямую они касаются далеко не всех алкогольных брендов и продуктов – полное табу на экспорт в Россию спиртного наложили только Штаты. Под него попали прежде всего виски, текила и ром тамошнего производства. Европа запретила отправку в Россию лишь вина дороже 300 евро за бутылку, Австралия ввела полный запрет на экспорт вина, похожим образом собирается поступить Новая Зеландия. Значит ли это, что иностранный алкоголь пропадёт с полок российских магазинов, и что его заменит?
Мутная водка
Среди американских производителей в России более или менее на слуху компания Brown-Forman, которая выпускает виски Jack Daniel΄s и водку Finlandia. Примечательно, что названный виски попал в перечень Минпромторга для параллельного импорта, а водка – нет. Так реализуется принцип, объявленный российскими властями: ввозить по параллельному импорту те товары, которые в России не производятся. А водки у нас своей, как считается, предостаточно. С другой стороны, препоны решили не создавать для поставок в Россию шведской водки Absolut. В Минпромторге считают, что она качественнее российской? Или же это оттого, что «Абсолют» давно прописался на чиновничьих банкетах?
Впрочем, возникает другая проблема. Поскольку официальные поставщики на российский рынок теперь не выходят, в схемах поставки иностранной водки образуется мутная среда, в которой, конечно же, будут искать себе место производители фальсификата. Потому, покупая импортный продукт, больше нельзя быть стопроцентно уверенным в его оригинальности. Об этом, кстати, ещё летом говорил глава Росалкогольрегулирования Игорь Алёшин: «Параллельный импорт алкоголя сейчас запрещён. Кто может гарантировать, что из третьих стран к нам будет поставляться оригинальная продукция? Не будет ли она подменяться небезопасным контрафактом?» Однако уже в начале ноября Минпромторг разрешил параллельный импорт алкоголя в Россию. Неужели удалось договориться с европейскими и американскими производителями о том, что они будут подтверждать качество партий, поставляемых через третьи страны? Такие предположения выглядят очень сомнительно. Скорее всего причина в другом. Известно, что главным лоббистом параллельного импорта алкоголя в Россию стала Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ). Она представляет интересы таких влиятельных игроков, как X5 Group, «Магнит», «Лента» и «Ашан». Причём в первоначальный вариант списка вошла и популярная импортная водка, на которой торговцы делают хорошие барыши. Однако затем Минпромторг водку вычеркнул. Надо полагать, что делалось это в угоду российским водочным магнатам. Даже трудно предположить, во что им обошлась договорённость с ведомством Дениса Мантурова.
Не менее запутанной теперь выглядит ситуация с коньяком, бурбоном, ромом и виски. В список параллельного импорта попало множество брендов из этой категории. Включение сюда американской продукции выглядит вполне логично. Но вот, например, Европа, а уж тем более Шотландия не отказывались поставлять в Россию свой алкоголь, тем не менее европейские коньяки и виски в списке всё же фигурируют. Это говорит о том, что схема их поставки скорее всего изменится и зарабатывать на этом будут уже другие структуры. Будут ли они гарантировать оригинальность продукции? Опять же вопрос открытый. Ведь схема параллельного импорта формально не предполагает сотрудничество российского покупателя с производителем оригинального товара.
«Ромовый продукт»
Делать деньги на алкосанкциях готовятся и производители. К примеру, компания «Руст» Рустама Тарико перенесла производство шотландского виски Darrow из Шотландии в Подмосковье. Судя по данным Росаккредитации, на которые ссылается РБК, компания собирается ввозить дистиллят виски из Европы и разливать готовый продукт в России. Впрочем, российский виски и ром уже присутствуют на полках магазинов как минимум с лета. Производится виски, как заявляется, именно по такой схеме. Потому если раньше на импортном алкоголе зарабатывали только торговцы-посредники, то теперь в эту цепочку включается завод. И хотя дистиллят обходится намного дешевле, чем продукт в бутылках, российскому потребителю придётся выкладывать за такой «импортный виски» больше, чем прежде за оригинальный.
Более того, всё идёт к тому, что разбавленный в России дистиллят будет теперь стоять на верхних полках магазинов как премиальный продукт. А места пониже займут напитки, на которых мелким шрифтом будет указано: «продукт ромовый» или «имитация виски».
Ранее производители уже пытались продвигать более дешёвую, чем натуральный продукт, имитацию. Причём занимались этим в том числе иностранные бренды. К примеру, глобальный лидер по производству алкоголя Diageo продавал в России ромовый напиток Shark Tooth и висковый напиток Rowson`s Reserve. По словам экспертов, для производства таких напитков в бутылку с водкой добавляли 2–3% соответствующего дистиллята. Лет пять назад такую практику завели даже производители с мировым именем, чтобы иметь дешёвую продукцию для российского рынка, который «замерзал» из-за девальвации рубля. Теперь по той же схеме могут зарабатывать небольшие российские компании. И если даже поверить, что дистиллят будет качественный, то остальные 98% содержимого бутылки могут вызывать вопросы. Где гарантия, что туда по разгильдяйству не нальют, к примеру, метилового спирта?
Судя по всему, понимают проблему и наверху. В начале декабря в Совфеде как раз обсуждали тему ужесточения контроля над метанолом. Однако же пока всё делается только на словах. Уже несколько лет в сенате и правительстве говорят, что метанол прямо на производстве нужно маркировать цветом и запахом, чтобы напиток с таким спиртом вызывал отвращение у потенциального потребителя. Однако воз и ныне там. В прошлом году тему подняли в очередной раз после массовых отравлений суррогатным алкоголем в Оренбургской, Курганской и Свердловской областях. И что примечательно, в решении профильного комитета сената по этому вопросу содержится предложение ввести госрегулирование в области производства и оборота… самогонных аппаратов. Как ни крути, а интересы лоббистов алкогольной индустрии в законопроекты у нас попадают быстро.
Тем временем
Продажи крепкого алкоголя в России растут всё быстрее.
- В 2020 году в стране продали 9,6 млрд литров алкогольных напитков – это примерно 67 литров спиртного на каждого россиянина. Крепкого алкоголя (без учёта самогона) было выпито примерно 1,1–1,2 млрд литров.
- В 2021 году рынок алкогольной продукции стал самым динамично развивающимся среди товаров повседневного спроса: рост по сравнению с предыдущим годом составил 3,7% в натуральном выражении. Потребление крепкого алкоголя из магазина превысило 1,5 млрд литров.
- В 2022 году только за 10 месяцев продажи крепкого алкоголя (без учёта пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) выросли до 1,75 млрд литров, это на 3,5% больше, чем годом ранее.
Просмотров: 16244