Россия лидирует в рейтинге стран с худшей эффективностью антикризисного управления
Лузеры
Поводов для победных реляций в борьбе с кризисом у правительства, к сожалению, не так много. Эффекта от принимаемых мер не видно, хотя работа ведётся поистине титаническая. По состоянию на первую неделю мая план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, как отчиталось Минэкономразвития, был исполнен на 41 пункт из 55.
Однако сколько-нибудь заметного улучшения состояния дел в российской экономике при этом не произошло. Более того, по данным Росстата, спад ВВП в первом квартале 2009 года по сравнению с первым кварталом 2008 года в РФ составил 9,5%, тогда как в Германии ВВП снизился на 6,9%, в Италии – на 5,9%, Канаде – на 2,3%, Великобритании – на 4,1%, США – на 2,6%, во Франции – на 3,2%.
На заседании правительства, состоявшемся в минувший понедельник, министры и чиновники пытались подвести промежуточные итоги реализации программы. Позитива было немного. К примеру, вице-премьер Александр Жуков отметил, что впервые за полгода зафиксировано сокращение безработицы. «С апреля по май количество зарегистрированных на бирже снизилось на 30 тыс. человек», – сообщил вице-премьер. «Такие положительные тенденции связаны с сезонными факторами и с реализацией региональных программ занятости, направленных на создание рабочих мест», – считает Жуков.
Но на фоне рекордного промышленного спада (в апреле темпы падения составили 16,9% – худший результат с 1994 года) эти данные выглядят более чем скромно.
Впрочем, в руководстве страны есть чёткое понимание, что эффективность антикризисных мероприятий пока весьма сомнительна. Президент Дмитрий Медведев недавно признал, что прямая господдержка фондового рынка страны оказалась неэффективной.
В середине октября прошлого года правительство России поручило ВЭБ инвестировать на фондовом рынке 175 млрд. рублей, чтобы поддержать стоимость акций российских компаний. К концу января банк отчитался, что израсходовал почти все выделенные ему средства.
В необходимости спасения фондовых рынков у многих специалистов изначально были большие сомнения, и со временем их правота стала очевидной.Провалился и план поддержки предприятий с помощью госгарантий. «С этой темой получилось, мягко говоря, неблестяще, – констатировал Дмитрий Медведев на совещании с экономическим блоком правительства 13 мая. – Было зарезервировано 300 млрд. рублей на эти цели, из них ни рубля не выдано».
Причиной тому – слишком сложный механизм для получения банками средств от государства. В результате банки просто отказывались кредитовать предприятия.
Поведение банков тоже удивляет: получив почти триллион рублей поддержки от государства, они испугались лишней бумажной волокиты. «Государство, как показывают последние события, не в силах справиться с банками, даже если они номинально принадлежат ему, – говорит руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Банки можно понять: в условиях массового спада и ухудшения конъюнктуры они не заинтересованы в кредитовании реального сектора экономики – им гораздо выгоднее вкладывать средства в фондовый рынок, как ещё в январе было выгоднее вкладывать в валюту. В этих условиях государство должно ставить банки в жёсткие рамки, так как оно, предоставляя им средства, имеет право требовать конкретных направлений применения этих средств. Однако оно, судя по всему, не хочет этим заниматься».
Этот перечень можно продолжать и дальше. У министров-экономистов есть главный аргумент в защиту нынешней модели борьбы с кризисом: так же действуют все развитые экономики. Однако, как показывают цифры, антикризисные меры по западному образцу в России работают неважно. По результатам очередного «Индекса антикризисной эффективности», который рассчитывает ФБК, Россия опустилась на последнее место. Ранее хуже нас была только Украина.
Этот рейтинг базируется на 14 основных социально-экономических показателях, в том числе ВВП, инвестиции, объём производства, уровень безработицы. Принцип его работы предельно прост: принимаются эффективные меры, показатели растут, а следом за ними растёт и индекс.
В начале кризиса (июль-август) Россия занимала уверенное первое место, а, к примеру, Украина и Казахстан – второе и третье соответственно. Однако дело здесь было не в блестящем антикризисном управлении, а в том, что кризис добрался до постсоветского пространства с некоторым опозданием. Но уже с сентября началось затяжное падение: к декабрю Россия вышла на предпоследнюю строчку в списке. В январе она сумела сохранить позиции, но в феврале РФ скатилась на последнее место. Расчёт индекса происходит с некоторым запозданием в силу того, что национальные статистические ведомства обнародуют данные по экономике не сразу. Так, цифры за февраль появились в полном объёме лишь в начале мая.
И ещё о цифрах. Согласно данным Росстата, по темпам роста цен Россия занимает первое место среди стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) и G8. Инфляция в России составила 14% (март 2009 года к марту 2008 года). В Индии инфляция составила 8%, в Бразилии – 5,6%, в Китае наблюдалась дефляция на уровне минус 1,2%. В Великобритании уровень инфляции составил 2,9%, в Италии – 1,2%, Канаде – 1,2%, в Германии – 0,5%, во Франции – 0,3%. В Японии и США в этот же период наблюдалась дефляция – 0,3% и 0,4% соответственно.
«В России наблюдалось самое значительное сокращение объёмов экспорта и внешней торговли в целом, а также самые быстрые темпы роста цен. По темпам сокращения золотовалютных резервов мы на втором месте после Великобритании», – комментирует полученные результаты директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его мнению, Украина оказалась впереди России за счёт чуть более лучших показателей инфляции.
«Это рейтинг не о том, где хорошо, а где плохо, – продолжает он. – Плохо везде: в других странах тоже не очень хорошо получается бороться с кризисом. Все участники рейтинга это демонстрируют. Но в других странах хоть какие-то проблески появляются. В той же Германии стало неплохо получаться стимулировать внутренний потребительский спрос на автомобили благодаря решению о доплате 2500 евро при покупке новой машины. Продажи выросли на 40%, в то время как у нас они упали на 50%. Субсидирование ставок, которое у нас изобретают, не работает».
Как отмечает эксперт, в западных странах гораздо раньше пришло осознание, что необходимо запустить механизм государственных гарантий, чтобы не возникало тромбов в финансово-кредитной системе. У нас же до сих пор он не работает.
«В России изначально стратегия борьбы с кризисом была выбрана неправильно, – продолжает Николаев. – Её целью было залить финансово-экономическую сферу деньгами по принципу «бабло побеждает зло». Очень просто считать, когда есть резервы: сколько надо, столько и дадим. В результате мы не стали делать то, что необходимо было делать. Наши деньги ушли за границу. Девальвация рубля – это чистый отток за рубеж, это опустошение золотовалютных резервов».
А вот Китай, по оценке Николаева, ведёт себя вполне успешно. Но Поднебесная в рейтинге не участвует, поскольку нет полных статистических данных о состоянии её экономики.
«Та программа, которая была обнародована в апреле, это программа не по преодолению кризиса, а по его углублению, – считает экономист. – В ней продолжение прежнего курса. Если посмотреть на приоритеты и количество денег, которое на них выделено, всё становится ясно. Так, на стимулирование спроса заложено 6 млрд., а на повышение устойчивости финансовой системы – 1,355 трлн. рублей. У меня это в голове не укладывается».
Фактически отсутствие каких-либо серьёзных сдвигов в антикризисной программе означает, что от признания ошибок до конкретных действий – настоящая пропасть. Самое печальное, что аутсайдером Россия оказалась не только среди стран, ориентированных на западную модель экономики, но и среди стран БРИК. Трое остальных участников этого объединения – Бразилия, Индия и Китай – демонстрируют лишь замедление роста национальных экономик. И только Россия ушла в глубокий минус.
Просмотров: 2271