Российское небо зачищают от опасных авиакомпаний

Бpак по залёту

Катастрофа Як-42 в Ярославле заставила власти предпринять жёсткие меры по наведению порядка в транспортной отрасли. На прошлой неделе Росавиация подготовила документы по аннулированию свидетельств у трёх авиакомпаний, ещё 30 отнесены к группе риска, и не исключено, что лицензии будут отозваны и у них. Впрочем, правительство давно вынашивало планы сокращения количества авиакомпаний. Так, вице-премьер Сергей Иванов ещё в 2010 году заявлял о необходимости борьбы с «компаниями-живопырками», которые, по его мнению, не в состоянии обеспечить должный уровень безопасности перевозок. Только станет ли от этого российское небо безопаснее?

Катастрофа Як-42 в Ярославле заставила власти предпринять жёсткие меры по наведению порядка в транспортной отрасли. На прошлой неделе Росавиация подготовила документы по аннулированию свидетельств у трёх авиакомпаний, ещё 30 отнесены к группе риска, и не исключено, что лицензии будут отозваны и у них. Впрочем, правительство давно вынашивало планы сокращения количества авиакомпаний. Так, вице-премьер Сергей Иванов ещё в 2010 году заявлял о необходимости борьбы с «компаниями-живопырками», которые, по его мнению, не в состоянии обеспечить должный уровень безопасности перевозок. Только станет ли от этого российское небо безопаснее?

Магомед ТОЛБОЕВ, лётчик-испытатель, Герой России:

– Правильно сделали, что решили позакрывать мелкие авиакомпании. Их вообще надо все уничтожить на корню. Эти компании только повысасывали все ресурсы, не предложив и не вложив ничего нового. Это вши, которые сидят на наших шеях. Пусть в нашей стране будет 15–20 авиакомпаний, но это должны быть большие и серьёзные компании, которые будут понимать всю ответственность за этот бизнес. Если бы у нас не было этих мелких авиакомпаний, то и не было бы такого количества катастроф. Уверен, что, сократив их, всё изменится в лучшую сторону. У нас будут современные самолёты, профессиональные лётчики и будет полностью обеспечена безопасность полётов. Главное, чтобы приказ президента был полностью выполнен.

Виталий ЕФИМОВ, президент Союза транспортников России, в 1991–1996 годах министр транспорта России:

– Их закрывают не потому, что произошла катастрофа. Компании закрывали и раньше, так как слишком много было нарушений, хотя, конечно, катастрофа, где погибла любимая команда, обострила интерес. Было время, когда частных авиакомпаний у нас было порядка 500. Если эти авиакомпании не обеспечивают безопасность, то как их можно держать? Конечно, власть должна думать о работающих там людях, но нельзя же закрывать глаза на нарушения только ради того, чтобы народ был трудоустроен. Это не забота о народе, это попустительство бизнесу на крови! Вспомните, из-за чего утонула «Булгария», – из-за жажды наживы. Те штрафы, которые у нас есть сейчас, – мелочь по сравнению с тем, что получают коммерсанты, допуская рейсы без разрешения, без лицензий и без прав. В Европе, если, не дай бог, у тебя не оказалось лицензии с собой, штраф 200 тыс. евро, у нас – 40 тыс. рублей. При этом доход от одного рейса может достигать полумиллиона долларов. И что, таких недобросовестных коммерсантов может остановить штраф в тысячу евро? Но при этом СМИ, общество кричат, что хватит кошмарить малый бизнес. Минэкономразвития в угоду этим правозащитникам сняло с повестки дня все вопросы, связанные с проверкой транспортного комплекса. А что такое транспортный комплекс? Это же оружие массового поражения, а его проверят раз в три года. Если бы все коммерсанты были бы честные, то согласен – достаточно проверки раз в три года. Но разве таких у нас много? Когда я был министром, у меня было 8500 инспекторов, а сейчас тысяча. При этом все продолжают кричать «чиновников надо сокращать!». Досокращались уже – проверяющих не осталось. А те, кто ещё есть, получают копейки. Для того чтобы не было таких катастроф, необходимо не только численность контролирующих органов повысить, но и обеспечить сотрудникам солидный социальный пакет, как в милиции и армии: зарплата, жильё, пенсии и медицинское обеспечение. Конечно, милиция и армия нас защищают, а разве контроль в авиации это не защита безопасности наших граждан? К решению проблемы безопасности полётов надо подходить комплексно, тогда будет желаемый результат.

Анатолий ГЕРАЩЕНКО, ректор Московского авиационного института:

– На мой взгляд, авиационные компании должны иметь солидную базу, большое количество самолётов, высокопрофессиональных лётчиков и технический персонал. Поэтому решение о закрытии нескольких десятков мелких компаний вполне оправданно. В нашей стране слишком много развилось компаний, которые берут лизинг после какого-то китайского ремонта, и вот результат – сплошные трагедии. Содержание самолёта для маленькой компании – дорогое удовольствие. Она не может содержать технику в работоспособном состоянии, обеспечивать техническое обслуживание, порой в некоторых компаниях даже не на что закупить авиационный керосин. Компании, у которых один-два или даже три самолёта, это не компании. За рубежом нет такого количества авиакомпаний, как у нас. Там несколько десятков наберётся, да и то с учётом тех, которые обслуживают только внутренние рейсы. Но раз мы живём в эпоху конкуренции, понятно, монополизма быть не должно. Но тем не менее компании должны быть солидными и конкурировать между собой. Сейчас мы всё чаще и чаще слышим о катастрофах в небе, на земле и на воде. А всё почему? Да потому, что у нас практически не осталось рабочего класса. Раньше при крупных предприятиях и объединениях были свои техникумы и ПТУ. В образовательный процесс именно предприятия вкладывали средства, силы, была постоянная передача опыта от старшего поколения следующему. Надеюсь, что, когда у нас в стране будут солидные авиакомпании, они вспомнят этот опыт и начнут создавать или поддерживать уже существующие учебные заведения, чтобы обеспечивать себя квалифицированными кадрами. Но для этого необходимы законодательная база, а также желание самих компаний – а возможности у них есть уже сейчас. Если авиакомпании начнут серьёзно отвечать за все катастрофы – деньгами, уголовной ответственностью, – это подтолкнёт их вкладывать средства в обучение персонала. В МАИ мы организовали факультет иностранного языка, где готовим на международном профессиональном уровне лётчиков и диспетчеров с соответствующей аттестацией. Кроме этого мы хотим создать факультет по эксплуатации. Уже сейчас в нашем институте есть серьёзная техническая база: лётные тренажёры, аэродром со своими самолётами (хотя, конечно, старенькие – Ан и Як), но для первичной подготовки этого достаточно. Мы могли бы вкупе с лётными гражданскими училищами заниматься подготовкой не только лётчиков, но и технического персонала. Для этого необходимо только желание владельцев авиакомпаний и одобрение властей.

Геннадий ГУДКОВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности:

– Я думаю, что это системный кризис и дело здесь не в количестве компаний. По всему миру работают и крупные авиакомпании, и мелкие, и все они обеспечивают соответствующие требования. В США все авиакомпании, включая местные авиалинии, перевозят порядка 700 млн пассажиров. У нас же, по статистике прошлого года, было перевезено 58 млн пассажиров. Сравните эти цифры и сравните количество катастроф в этих двух странах. Мы пигмеи по объёму перевозок, но рекордсмены по числу аварий. За последние 20 лет в России произошло 1040 аварий авиатранспорта, в которых погибли более 13 тыс. человек. Так что дело не в количестве компаний, тем более что на самом деле у нас мало авиакомпаний – авиарынок у нас монополизирован. Просто мелкие авиакомпании поставлены в такие условия, что они не могут обеспечить все критерии безопасности. Но у нас, вместо того чтобы лечить, решили «собрать все книги и сжечь». Видимо, плохие советчики у президента, не способные объяснить ему простой истины: дело не в количестве компаний, а в их работе. А работа частной компании является зеркалом работы самой отрасли. Если в отрасли не выживает мелкий и средний бизнес, значит, экономика отрасли неправильно организована. Заявив о закрытии нескольких десятков авиакомпаний, власть расписалась в неспособности организовать работу частных перевозчиков. А если власть не может организовать чёткую работу отрасли, то надо уступить место другим, кто способен это сделать. Это будет честно и правильно.

Магомед ТОЛБОЕВ, лётчик-испытатель, Герой России
Виталий ЕФИМОВ, президент Союза транспортников России, в 1991–1996 годах министр транспорта России
Анатолий ГЕРАЩЕНКО, ректор Московского авиационного института
Геннадий ГУДКОВ, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности

Елена Ярошкина

19.09.2011 12:56

Просмотров: 1939