Российским релокантам стало неуютно на Северном Кипре
Турецкий капкан
Основной поток российских релокантов пришёлся на греческую часть Кипра, то есть Республику Кипр. Многим этот регион был знаком по туристическим поездкам: красивая природа, море, комфортные по московским меркам цены. Летом 2022 года источники Financial Times оценивали долю граждан РФ в 6% от состава населения Республики Кипр. А после того как численность русскоязычной общины в 150-тысячном Лимасоле достигла 40 тыс., населённый пункт в шутку стали называть Лимасолградом.
А мы уйдём на север
Политика местных властей долгое время была лояльной по отношению к россиянам. Республика активно привлекала иностранных инвесторов и высокооплачиваемых специалистов. В частности, им начали выдавать «визы цифровых кочевников». Они позволяли беспрепятственно пребывать на острове гражданам третьих стран с доходами выше 3,5 тыс. евро в месяц (деньги должны поступать на счета кипрских банков из-за рубежа). Эта схема была очень удобной для россиян, которые сохранили бизнес на родине, но предпочли релоцироваться на Кипр.
Однако в 2023 году Республика Кипр присоединилась к антироссийским санкциям. Вскоре релоканты стали получать от кипрских банков уведомления о принудительном закрытии счетов. Bank of Cyprus пообещал закрыть 4 тыс. счетов за два месяца. Основанием для прекращения обслуживания считалось получение денег из России – зарплат, дивидендов и т.п.
Надо понимать, что основа русской диаспоры на Кипре начала складываться ещё в 90-е, отчего многие успели закрепиться в местной экономике. Потому сказать, что все русские решили покинуть Кипр после введения санкций, будет неправильно. Но вот релокантам, чьи доходы связаны с Россией, пришлось искать новое место под солнцем. Их взгляды, конечно же, обратились на турецкую часть Кипра. Турецкая Республика Северного Кипра (ТРСК) признана только Турцией и сама уже много лет живёт под международными санкциями. Страна не сотрудничает со многими международными структурами, в том числе Интерполом. Потому местные банки давно имеют репутацию тихой гавани для капиталов, к происхождению которых наверняка бы возникли вопросы в других странах. Кроме того, для живущей по мусульманским традициям Турции формально независимый от неё Северный Кипр стал средоточием злачных мест. Здесь легально работают казино и даже бордели. Более того, в публичных домах, как говорят, запросто можно расплатиться кредиткой. Так что с местными банками у попавших под санкции российских релокантов проблем не прогнозировалось. Однако беда, пришла, что называется, откуда не ждали.
Рай под санкциями
Живущий под санкциями и сильно зависящий от турецкой помощи Северный Кипр в последние десятилетия старался привлекать зарубежных инвесторов. Понятно, что в непризнанной стране развивать бизнес сложно. Но есть и вполне перспективная отрасль – это туризм.
Иностранные инвесторы скупали на Северном Кипре недвижимость в курортных посёлках, чтобы сдавать её посуточно своим соотечественникам. Многие годы государство не регулировало ни высотность, ни этажность строящихся объектов, а также позволяло застройку прибрежной линии. Правда, покупателей было не очень много. Пока не грянул поток российских релокантов и израильтян, бежавших от войны. Схема инвестиций в недвижимость оказалась очень привлекательной для россиян: сдача внаём пары-тройки объектов позволяла жить на полученные деньги на берегу тёплого моря.
В 2023 году русскоязычный интернет наполнился статьями на тему «Почему выгодно инвестировать в недвижимость Северного Кипра». В них отмечались такие факторы: многие объекты строятся на первой линии, цены на недвижимость постоянно растут, купленные на этапе котлована объекты можно выгодно продать или сдавать в аренду, а самое главное – власти предоставляли ВНЖ при покупке недвижимости на любую сумму. Кроме того, с прежних времён здесь сохранились филиалы британских вузов, которые дают неплохой уровень образования по европейским стандартам при сравнительно низких ценах.
Всё это привело к тому, что россияне стали массово скупать виллы и квартиры на Северном Кипре. В результате цены на жильё в 2023–2024 годах выросли вчетверо. Параллельно менялся и формат новостроек. Теперь это всё чаще не коттеджи или высотные коробки, а закрытые жилые комплексы со своей территорией и инфраструктурой – бассейнами, коворкингами, детскими зонами и прачечными.
«Концепция вложений в жильё Северного Кипра была идеальной, – рассказывал журналу Forbes один из местных русскоязычных риелторов. – Квартиры в комплексе с бассейнами и инфраструктурой на Средиземном море стоили дешевле, чем в Турции, цены на них росли, обещая хорошие заработки на перепродаже. А главное – при оформлении сделок не возникало никаких вопросов о происхождении средств, северокипрские банки принимали любые переводы, оплатить покупку можно было даже криптой».
Некоторые осевшие на Северном Кипре релоканты быстро сориентировались, начав предлагать оставшимся в РФ соотечественникам услуги по переезду. Некоторые успели сделать на этом миллионные состояния. Журнал The Economist в прошлом году отмечал, что количество живущих на севере острова россиян достигло 20 тыс. человек. Это осложнило ситуацию в непризнанной республике, поскольку всё её население составляет около 550 тыс. человек. По-видимому, наплыв иностранцев в итоге всё же насторожил местных. И в мае 2024 года по инвесторам был нанесён административный удар.
Понаехали? Платите!
В прошлом году правительство ТРСК запретило всем иностранцам, кроме граждан тех стран, которые признали Северный Кипр, владеть более чем одним объектом недвижимости. А признала ТРСК, напомним, только Турция. Также всех владельцев жилья обязали в течение полугода зарегистрировать договоры в земельном кадастре. В противном случае покупателей ждут уголовные дела и штрафы, превышающие стоимость квартир. Тут-то и выяснилось, что далеко не у всех владельцев недвижимости есть оформленная собственность на землю, что необходимо при регистрации прав. Также всем собственникам по новому законодательству нужно заплатить налог в размере 12% от стоимости квартиры.
Теперь многие пытаются вернуть вложенные в недвижимость деньги, но сделать это непросто. Мало того, что цены пошли вниз, так ещё и бюрократические препоны мешают сделкам.
«Не только инвесторам стало неуютно в непризнанном регионе. Само право на пребывание в стране сильно подорожало. Теперь, чтобы жить на Северном Кипре, нужно иметь минимум 40 тыс. евро на счёте на каждого члена семьи, и если раньше эти деньги можно было тут же снять, то сейчас за этим строго следят власти, – сообщает Forbes. – Несмотря на гостеприимство местного населения, политика страны явно намекает: переселенцам здесь уже не рады».
По слухам, власти республики ограничили поток переселенцев, чтобы угодить президенту Турции. Он, дескать, оказался недоволен тем, что на остров массово перебираются евреи. Российским же релокантам в этой ситуации досталось по касательной.
Просмотров: 3077