России грозит дефицит лифтов

Неподъёмный труд

Сегодня срочной замене только в жилом секторе подлежит как минимум 70 тыс. лифтов. Только вот количество аукционов на покупку новых агрегатов стремительно сокращается. В премиальном сегменте лифтов не хватает из-за ухода зарубежных поставщиков. Зато в массовом лифтов предостаточно, только закупать их не на что.

Лифтовое хозяйство – одна из тех отраслей, которая могла бы сравнительно безболезненно пережить наступивший экономический кризис и санкционную войну. Спрос на внутреннем рынке поистине огромен, а отечественные производители хотя и зависят от западных комплектующих, но пока останавливать производство не планируют. Напротив, готовы были бы его нарастить. Только вот покупатели в очередь пока не выстраиваются. По экспертным оценкам, на замену старых лифтов в жилом фонде сегодня нужно порядка 300 млрд рублей, которых нет.

Лифт как «Лада Гранта»

«Основной документ, регламентирующий наше лифтовое хозяйство, – это регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов». К 2025 году наши лифты должны быть приведены в соответствие с этим документом. А это значит, что заменить нам предстоит около 100 тыс. лифтов», – рассказал «Нашей Версии» исполнительный директор Национального лифтового союза (НЛС) Пётр Харламов.

Одним из положений данного регламента является, в частности, такое требование: лифтовое оборудование не должно быть старше 25 лет. То есть по факту речь в регламенте идёт вовсе не об установке каких-то суперсовременных лифтов, но о замене старого, выработавшего свой ресурс оборудования.

Каждый год в стране фиксируется несколько десятков трагических случаев, связанных с отказом работы лифтового оборудования. Основные причины – старые лифты и некачественное обслуживание. «Наши российские производители готовы обес­печить необходимое количество новых лифтов. У нас производства сегодня работают всего на 50–70% своей мощности», – констатирует Пётр Харламов. Однако, по его словам, в последние шесть месяцев количество аукционов по замене лифтов в жилых домах стремительно сокращается.

В идеале замена лифтов должна происходить в рамках программ капитального ремонта. Но денег в региональных фондах на это нет – по крайней мере так говорят, не уточняя, для чего тогда граждане ежемесячно отчисляют солидные суммы. Плюс оте­чественные производители в условиях кризиса подняли цены на свою продукцию как минимум на 20–30%. При этом об улучшении качества, как водится, позаботиться забыли.

В части зависимости от импорта отечественное лифтостроение можно сравнить с автомобильной промышленностью. То есть произвести условную «Ладу Гранта» вполне можем, но без электростеклоподъёмников и прочих модных электронных штук. Вот и с лифтами так же. Среди важных импортных комплектующих в отечественных лифтах – частотные преобразователи и электронные чипы для станций управления. Последние сегодня в срочном порядке замещают импортом из Китая. Без частотных преобразователей, утверждают специалисты, обойтись вполне можно: эта деталь влияет лишь на качество движения кабины и открытие дверей, делая процесс более комфортным и плавным. Но качество будет уже не то.

Ещё одна деталь незамещённого импорта – лебёдка с редуктором – подъёмный механизм, который опускает и поднимает кабину. Наши производители умеют делать только безредукторные лебёдки, но даже и в этом не очень преуспели. Например, около 14 тыс. подъёмников мог выпускать Серпуховской лифтостроительный завод. Однако новое, запущенное в 2013 году предприятие с 2016 года фактически находилось в состоянии простоя. Собственник завода – СУ-155 – обанкротился, отчего завод на долгое время оказался никому не нужен. Несколько недель назад было объявлено о том, что предприятие выкупило ООО СК С.Т.С. По данным СМИ, бенефициаром этой компании является депутат Госдумы Сергей Колунов. При этом для того чтобы перезапустить завод и начать производить на нём современное оборудование, потребуется около 300–400 млн рублей. Готов ли новый собственник к таким вложениям, пока неизвестно.

Подъёмник с американским паспортом

Уход зарубежных производителей из лифтового сегмента не прошёл незамеченным. О приостановке работы в РФ официально объявили компании Otis, Kone, ThyssenKrupp и Elevator. Их совокупная доля на рынке едва превышала 20%, однако дьявол, как и всегда, кроется в деталях. Например, американская компания Otis располагала собственной производственной площадкой в Санкт-Петербурге, отчего значительная часть «отечественной» продукции приходилась именно на этот завод. Так, в прошлом году Otis выпустил более 7200 лифов. Для сравнения: всего в России тогда произвели 34 402 лифта. В эксплуатацию же было запущено 45 892 лифта.

«Otis пока не прекратил работу, но и новые заказы уже не принимаются. Это крупное предприятие, которое привносило в нашу страну новые технологии, – сетует Пётр Харламов. – Уход других зарубежных производителей – это тоже не очень здорово. Ведь у нас остаётся много иностранных лифтов, и теперь непонятно, как быть с запчастями к ним. Кроме того, российские предприятия не производят скоростные лифты для высотных домов в 30 и более этажей».

В настоящее время застройщики уже анонсировали начало переговоров по поставке скоростных лифтов от производителей из Турции и Китая, однако итоговых договорённостей пока достигнуто не было. К примеру, тот же Китай никогда не рассматривал Россию как перспективный рынок для поставки лифтового оборудования из-за сложностей с логистикой. Сегодня эти проблемы только усугубились.

«Если раньше на доставку лифта уходило три-четыре месяца, то сейчас – пять-шесть, – говорит замгендиректора девелоперской компании «Унистрой» Искандер Юсупов. – Если раньше лифты отправляли больше морем, то сейчас многие поставщики отмечают дефицит контейнеров и используют для перевозки железнодорожный транспорт».

Российские же производители пока ещё только проектируют высокоскоростные лифты, передвигающиеся со скоростью свыше 4 метров в секунду. Отметим, что самыми востребованными лифтами, используемыми в большинстве многоэтажек, сегодня являются агрегаты, развивающие скорость всего до 2,5 метра в секунду.

Будут ли эти проекты доведены до серийного производства, пока большой вопрос. Главная проблема заключается в том, что такие лифты необходимы лишь для узкого сегмента небоскрёбов. Получается, что усилий затратить придётся много, а рынок при этом будет очень узким. «Российским предприятиям для производства небольшого количества высокоскоростных единиц лифтового оборудования требуется очень большое количество инвестиций. «Большая четвёрка» (Otis, Kone, Schindler и Thyssen) постоянно совершенствует технологии, производит «умные» лифты, делает углеродные лёгкие тросы. Российским производителям это не надо. Зачем? И так берут», – отмечает гендиректор Щербинского лифтостроительного завода Антон Артемьев.

Кстати

(фото: Александр Чиженок/ Коммерсантъ)

Производство лифтов – это ещё только часть проблемы. Не менее важными игроками этого рынка являются монтажные и сервисные компании. А вот в этих сегментах, по словам аналитиков, уже не первый год царят хаос и беззаконие. Причём наступившие кризисные времена грозят усугубить и без того критическое положение.

Так, стоимость монтажа лифта сегодня соизмерима со стоимостью его покупки. При этом качество работы монтажников зачастую оставляет желать лучшего. По данным Ростехнадзора, причиной доброй половины ЧП, случающихся с лифтами, оказывается именно некачественный монтаж оборудования.

Ещё одна проблема – обслуживание техники. За рубежом сервис лифта, как правило, выполняет компания-изготовитель. У нас же сервисные службы – это отдельный сегмент рынка. В неофициальных беседах представители бизнес-сообщества прямо говорят о том, что заработать на сервисе сегодня может чуть ли не кто угодно: жёсткого контроля за квалификацией работников подобных компаний просто не существует. Результаты такого положения вещей всем известны: трагедии с падением даже новых импортных лифтов в ЖК премиум-класса сегодня, к сожалению, больше не редкость. «До недавнего времени к обслуживанию лифтов допускали кого угодно. Сейчас законодательство несколько упорядочили. Однако мы считаем, что надзором за лифтами должен заниматься Ростехнадзор. Раньше за ведомством была закреплена эта функция, но потом её сняли, да так и не вернули. Я убеждён, что нельзя допускать непрофессиональные организации к обслуживанию лифтов», – резюмирует Пётр Харламов.

Кира Ремнёва

21.06.2022 14:45

Просмотров: 2829