Реформа МВФ незначительна, к тому же она запоздала
Кредитор последней инстанции
Удвоение квот
В постоянно меняющемся мире правила кредитора последней инстанции также нуждаются в модернизации. Лидеры G20 согласились в 2010 году, что МВФ нуждается в индивидуальных квотах и расширении прав голосующих, чтобы лучше отразить положение своих членов в мировой экономике. Это означало снижение роли передовых европейских стран и стран Персидского залива, а также увеличение влияния развивающихся стран, в частности, Китая.
Реформа потребовала одобрения США и внесения ряда поправок, чтобы сделать всех исполнительных директоров фонда избираемыми (некоторые в настоящее время назначаются). США хотели защитить свои позиции доминирующего голоса в фонде - удвоение всех квот способствовало бы этому. Изменения не приведут к увеличению расходов США, обязательства Вашингтона по-прежнему останутся на уровне $170 млрд. Конгрессу необходимо утвердить лишь перемещение некоторых этих обязательство в рамках квот, что, по сути, является простой формальностью.
Критики МВФ в Конгрессе, однако, были против решения фонда кредитовать Грецию из-за серьезных сомнений в способности страны погасить займы. МВФ выдал заем стране, следуя правилу, которое разрешает такое кредитование, если дефолт угрожает международной стабильности. Консерваторы США не считали это проблемой: финансовые учреждения гораздо меньше вкладывались в греческие активы, чем европейские, и Европа должна была заботиться о себе сама, заявляли они.
Эти американские аргументы имеют мало смысла в настоящее время. Последняя финансовая помощь Греции была оказана без участия МВФ: фонд по-прежнему сомневается в том, что Афины смогут погасить свой долг, но Греция уже не представляет системного риска. Европейский союз оказался достаточно богат, чтобы выделить 85 млрд евро ($92 млрд) - пакет спасательных мер Греции.
Возможности и потребности
Кроме того, была заключена политическая сделка: представитель США в МВФ призывает использовать свою власть для голосования за отмену "системного исключения", которое позволило МВФ принять участие в предыдущем спасении Греции.
Таким образом, долгожданная перестановка, которую бывший директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан назвал "наиболее важной реформой в управлении учреждения с момента его создания", теперь должна пройти гладко. Это будет полезно для получателей финансовой помощи - удвоенные квоты облегчат МВФ увеличение объемов кредитования на более короткий срок и на более гибких условиях. Тем не менее, изменения, вероятно, слишком незначительны и проведены слишком поздно.
С одной стороны, новое распределение голосов все еще не обеспечит справедливости для Китая. Хотя США тоже имеют меньший вес, чем их мировая экономика, разрыв между экономической мощью Китая и его влиянием в МВФ больше.
Стоит отметить, что крупные развивающиеся страны, такие как Индия, Россия, Бразилия и Южная Африка, вместе с Китаем уже создали альтернативу МВФ - так называемый Банк развития БРИКС. В ближайшие годы его появление не будет иметь особого значения, учитывая экономическое ослабление России и Бразилии. Тем не менее, стремление к созданию кредитной организации, независимой от Запада, очевидно.
Европейцы, в свою очередь, также создают свою собственную кредитную инфраструктуру: они уже выпустили предварительное уведомление, что их роль в МВФ будет сокращаться. Это происходит потому, что в ЕС понимают – в случае серьезного кризиса их потребности будут превышать возможности фонда.
Просмотров: 2927