Проект Александра Кузнецова по строительству 300 терм все больше напоминает деятельность Аяза Шабутдинова
Прогрев иллюзий
Ни одна из подобных историй не обходится без громких обещаний. Чем невероятнее они выглядят, тем лучше. Остап Бендер заворожил жителей Васюков всего-навсего перспективами международного шахматного турнира. А вот основатель ГК «Новые Термы» Александр Кузнецов, пожалуй, решил переплюнуть «великого комбинатора». Бывший работник цирка, обосновавшийся в Твери, по-видимому, человек рисковый. Особенно если рисковать придется чужими миллионами на бесконечной стройке, где эти деньги будут осваивать.
Александр Кузнецов известен в первую очередь тем, что грозится построить по всей России 300 городских курортов с термальными комплексами. Завершённый проект у него пока всего один, да и тот не раз спотыкался о сдвигаемые вправо сроки. Работала настоящая команда профессионалов, ничего не скажешь!
Эксперименты с «ДНК»
В банном бизнесе Кузнецов плещется с 2018 года. Начиналось всё с поиска идеи, которую было решено позаимствовать в другом регионе. «Весной 2018 года мы с потенциальным инвестором поехали в Ижевск смотреть нашумевшие термы и обсудить франшизу. Почти сразу поняли – чужую франшизу не берём», – рассказывает он в блоге своего проекта.
Правда, чем конкретно отличается бизнес-модель «Новых Терм» от, скажем, «Ижевских терм», нам понять не удалось. И то и другое – по сути, бани с разными вывесками. Однако Кузнецов рассказывает о своём проекте так, будто изобрёл нечто невиданное: «От „ижевской“ модели не осталось ничего. Появилось своё ДНК: смесь комфорта, эстетики, автоматизации и инженерии. И это ДНК мы продолжаем развивать».
Ситуация выглядит так, что Александр Кузнецов решил не покупать франшизу у ижевчан, противопоставив их опыту собственную «насмотренность». При всём при том что адекватность бодрого менеджера и его сотрудников не может не вызвать вопросов. В открытых источниках информации об этих людях, решивших оперировать сотнями миллионов чужих рублей, крайне мало. Скажем прямо: о Кузнецове и его команде неизвестно практически ничего – ни сведений об образовании, ни информации о работе в крупном бизнесе.
Если верить публикациям в Сети от лица самого основателя ГК «Новые Термы», из цирка он ушёл торговать валенками, затем стал агентом по подключению интернета в жилых домах, затем, видимо, решил, что он – большой корабль для большого плавания. В общем, крайне запутанная «история успеха».
Часть этой истории сохранилась в ЕГРЮЛ, где нетрудно найти сведения о трёх тверских ООО, учредителем которых ранее выступал идеолог строительства 300 терм. Все эти фирмы имели минимальный уставный капитал в 10 тыс. рублей, каждая из них просуществовала не больше трёх лет. Чем они занимались в реальности – вопросы для мрачных размышлений об источниках выручки и налогах.
Просто факты. Одна из компаний, ООО «Архитектория», была создана в конце 2015 года. Основной вид деятельности: «деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включённая в другие группировки». В 2016 году фирма имела выручку в 2,5 млн руб. при себестоимости продаж 2,2 млн руб. В 2017 году компания выручила всего 133 тыс. руб., вскоре она была ликвидирована.
Раз стартап, два стартап
На фоне всего этого, по словам Александра Кузнецова, он якобы имеет за плечами «две франчайзинговые компании, десятки проданных франшиз, маркетинговое агентство, IT-стартап». Информации о двух последних организациях нам не удалось найти. Быть может, их попросту никогда и не существовало? Ну а что касается «десятков проданных франшиз», то здесь «серийный предприниматель», вероятно, подразумевает частные детские сады Artfamily. Во «ВКонтакте» нетрудно найти страницу этого проекта, администратором которой значится наш герой. Правда, она не обновлялась с апреля 2020 года, а указанный на ней сайт артфэмили.рф недоступен для пользователей. Но самое интересное связано с тем, что случилось с торговым знаком, под которым якобы работала эта франшиза.
Адресом для переписки по торговой марке Artfamily была указана некая казанская фирма «БизБренд», руководителем и единственным учредителем которой является некий Александр Архипов. В октябре 2025 года срок регистрации этого бренда истёк.
Насколько нам удалось понять, единственным учреждением, работающим под вывеской Artfamily, сейчас является частный детский сад в Воронеже. Вопрос о том, удаётся ли ООО «БизБренд» получать с него деньги за использование «уникальной бизнес-модели», наверное, можно считать риторическим. В 2024 году компания Архипова показала выручку в 51 млн рублей и убыток в размере 66 тыс. рублей. Куда испарились деньги?
Амбиции на всю страну!
Как уже было сказано, старт Александра Кузнецова в банном бизнесе пришёлся на 2018 год. Если верить высказываниям, долетевшим до нас из тех далёких времён, предполагалось, что эта история будет «в 20 раз крупнее Artfamily». В блоге проекта «Новые Термы» бизнесмен рассказывает, что летом того же года он договорился с тверским застройщиком «Новый Город» о том, что в одной из очередей будущего ТЦ «Есенин» будет построен банный комплекс. Замах был сделан большой, но дела пошли не совсем гладко. «В 2019 начали проектирование и стройку, а в 2020 почти на два года встали – из-за финансирования и общей неопределённости», – сказано в том же источнике.
Насколько нам удалось понять, первая очередь «Новых Терм» в Твери была сдана в эксплуатацию лишь в 2023 году, а полноценная работа комплекса началась лишь в 2024-м. Если так, то получается, что баню, пусть и гигантского размера, строили почти семь лет
Забавно, но это обстоятельство никак не скорректировало планы Кузнецова по строительству 300 терм по всей России за счёт инвесторов. Франшиза «Новых Терм», судя по всему, продавалась задолго до того, как комплекс в Твери был достроен. А если так, то получается, что команда тверских банщиков взялась за глобальное начинание (учить других строить и управлять термами), вряд ли имея для этого достаточные компетенции.
Показательным выглядит и тот факт, что «лицо» проекта «300 терм» Александр Кузнецов фигурирует в Сети лишь в качестве «директора по развитию». Генеральным директором АО «Новые Термы» является Александр Рудаков. Кузнецов рассказывает, что выбрал его в качестве партнёра, потому что тот построил себе личную баньку и «аккуратно установил огнетушитель». Рудаков в итоге и будет за всё отвечать?
А вдруг не сойдётся?
Теперь стоит поговорить о цифрах. Допустим, инвестор услышит, что строительство термального комплекса площадью 5000 кв. м будет стоить 1 млрд руб.; при выручке в 11 млн руб. в месяц чистая прибыль составит 3,2 млн руб. – рентабельность 30%. Однако если обратиться к официальной отчётности «Новых Терм» в Твери, цифры получаются другие. Выручка комплекса в 2024 году составила 257 млн рублей, прибыль – 2,6 млн рублей. Повторим: речь идет о комплексе, который строили 7 лет и который якобы должен стать образцовым. С такими финансовыми результатами продавцу «истории успеха» стоило бы помалкивать. Но вместо этого команда Кузнецова продолжает активно искать простаков, способных проверить красивым словам без проверки фактов.
О какой 30-процентной рентабельности можно говорить, когда цифры показывают рентабельность на уровне 1%? При таком раскладе комплекс попросту никогда не окупится.
Среди игроков рынка коммерческой недвижимости можно услышать мнение, что активность Александра Кузнецова чрезвычайно напоминает деятельность Аяза Шабутдинова. В начале ноября блогер-бизнесмен был приговорён к 7 годам колонии и 5 млн рублей штрафа по делу о мошенничестве в особо крупном размере (приговор пока не вступил в законную силу). Сколько ещё таких историй мы увидим в ближайшее время?
С помощью агрессивного маркетинга и активной рекламной кампании сообщники Шабутдинова, действуя от имени подконтрольных юрлиц, продавали клиентам программы, обещая высокий результат предпринимательской деятельности. Что если примерно тем же может заниматься Кузнецов, предлагая франшизу «Новых Терм»? Судя по показателям действующего комплекса, франчайзи и инвесторов, поверивших Кузнецову, ждут не обещанная прибыль, а убытки?
Подчеркнем: дело касается инвестиций в сотни миллионов рублей и, если Кузнецов не может показать рентабельность в 30% на своем флагманском проекте, последствия для покупателей франшизы могут быть очень и очень печальными. Что будет дальше – еще один громкий уголовный процесс?
Просмотров: 19