Продолжаем разбираться со скрытыми смыслами альбома «In The Court Of The Crimson King»

Разлагающееся королевство. Часть 3

Вышедшая в 1969 году дебютная пластинка «In The Court Of The Crimson King», мало кого могла оставить равнодушным. Музыканты удалось в корне изменить представление о том, на что способна рок-группа! По нашей версии, до них так никто не играл! Что подтверждается не только фантастическим владением различными (в том числе весьма экзотическими) инструментами и глубокомысленной, немного напыщенной, пестрящей образами лирикой, но и и другими находчивыми звуковыми решениями!

Наверное, такое было совсем не случайным, ибо изменчивый Дух времени (нем. «Zeitgeist»), несомненно, благоволил к таким проявлениям талантов и музыкальных «выхлопов». Как мы не раз отмечали, к концу 1960-х годов изменилась сама суть музыкальных произведений, их структура, манеры исполнения и направленность. Музыкантам стало неинтересно блуждать среди «трёх сосен» обычных поп-песен, тиражируемых по негласной формуле «куплет/разработка/куплет или гитарный проигрыш, положенный на куплет/разработка/куплет». Артисты занялись активными поисками новых смысловых путей и их художественного выражения. Не у всех, но у некоторых (как у героев нашей статьи King Crimson) это действительно получилось!

King Crimson - 2 (фото: Wikimedia Commons/ Hunter Desportes)

Мнения, как критиков, так и коллег по музыкальному цеху, не говоря уже о широких музыкальных массах, в целом, совпали в восторженных оценках «In The Court Of The Crimson King». Например, Пит Таунсенд из The Who не поскупился на похвалу, назвав его «шедевром». И, в общем, они были, по нашей версии, совершенно правы. Так как начинка пластинки, о которой мы начали говорить во второй части статьи, располагала не только к вдумчивому прослушиванию, но и к неоднократному последующему перепрослушиванию и нахождению новых смыслов. Альбом «In The Court Of The Crimson King» стал единственным, который был записан в составе: Фрипп, Макдональд, Джайлз и Лейк. Участие в нём Роберта Фриппа (как композитора) минимально, в отличие от последующих работ King Crimson.

По нашей версии, именно по этой причине, «In The Court Of The Crimson King» столь не похож на всё последующее творчество формации, дрейфовавшее (словно полярная льдина) от яркого мелодизма, задумчивой психоделии и тонких арт-роковых компонентов, в сторону запредельных фри-джазовых и джае фанковых импровизаций, скрещиваемых с металлом и хлёсткими электронными ритмами, требовавшими доведения технического мастерства музыкантов до запредельного совершенства. Релиз не зря считается одним из сильнейших в истории классического и прог-рока, наряду с дебютниками The Doors, Led Zeppelin, Velvet Underground и столь же странным.

Наверное, совсем не случайно литератор и прекрасный поэт Питер Синфилд, написавший тексты к «In The Court Of The Crimson King», считался тогда полноправным участником коллектива. По одной из версий, фигура «Малинового» или «Алого» Короля с его круглой, словно лоснящейся физиономией, клыками и мистическим жестом (мудрой), сложенной из нескольких пальцев, стала собирательным образом власти и её отдельных представителей. Как трактовать его образ – воля слушателей. На мой взгляд, трансформация, произошедшая с Королём, ужасна. Перед нами предстаёт страстный, хитрый, жестокий и коварный монстр, опытный кукловод, рулящий судьбами миллионов. Который, в свою очередь, лишь частично понимает происходящие с ним метаморфозы и не в силах что-либо изменить...

По другой версии, «Алый» Король может быть самим Временем – текучим, разным и непредсказуемым. Аллегорически «Собирающим» и «Разбрасывающим» камни, неумолимым, подчас, кажущимся таким прекрасным и обманчивым. (Цитата) «Итак, следует помнить о двух истинах. Во-первых, всё век от века равно самому себе, пребывая в круговороте, и потому вполне безразлично, наблюдать одно и то же сто лет, или двести, или же бесконечное время. Во-вторых, наиболее долговечный и умерший, лишь начав жить, теряют, в сущности, одно и то же. Настоящее – вот всё, чего можно лишиться, ибо только им и обладаешь, а никто не лишается того, чем не обладает», – как писал римский император Марк Аврелий в своём знаменитом сочинении «Наедине с собой. Размышления», выделив ведущим началом в человеке не душу, но разум, который нужно привести в согласие с природой целого, достигнув, таким образом, бесстрастия (в чём с ним согласны многие великие философы, провидцы, учителя и даже ИИ).

Крылатая статуя (фото: Татьяна Егорова)

Одной из центральных фигур альбома, вынесенной на обложку диска, помимо «Алого» Короля (чьими изображениями наполнено внутреннее оформление пластинки) является рисунок перекошенного от крика, испытываемого страдания и переживаемых запредельных эмоций, лица «Schizoid Man» (англ. «Шизофреника»). История его создания и судьба нарисовавшего его художника, также неординарны! В авторитетном музыкальном журнале Classic Rock, в специальном выпуске, посвященном 1960-м годам, в разделе «50 самых выдающихся обложек пластинок» приводится его история. Процитируем: «Автором стал молодой художник Барри Годбер, скончавшийся в возрасте 24 лет от сердечного приступа, вскоре после выхода пластинки. Это тот случай, когда творец входит в историю благодаря своему единственному произведению, поскольку больше Годбер не успел создать ничего». Сегодня оригинал рисунка находится у Роберта Фриппа. Ему и слово: «Барри был даже не столько художником, сколько компьютерным программистом, и этот рисунок был единственным, который он когда-либо сделал. Он был другом Питера Синфилда (автора текстов King Crimson), и вот однажды Питер принёс эту работу к нам в студию, и всем в группе рисунок понравился…Годы спустя я наткнулся на него в архивах одного из наших бывших офисов и незамедлительно изъял: он там хранился в ярко освещённом помещении и мог бы запросто испортиться…Рисунок прекрасно передаёт суть той музыки, а лицо, которое вы видите на обложке – это и есть Schizoid Man». Предположим, что им и стал «Малиновый Король» в конце своего сложного пути или это – лишь одна из его многочисленных масок?

Вполне закономерно, что альбом и порождённые им стансы отражений (словно на приведённой заглавной фотографии Нага – Осьминога) до сих пор продолжают вызывать неоднозначные споры и реакции. Каждый слушатель находит в нём свои смыслы, откровения и звуковые ландшафты, что не обошло стороной многих современных первоклассных музыкантов. Как, к примеру, Стивена Уилсона из Porcupine Tree (на тот момент получившего номинацию «Грэмми» за пространственно-звуковое микширование альбома Porcupine Tree «Fear of a Blank Planet») и не менее креативно поработавшего над микшированием «In The Court Of The Crimson King», ставшего «его первым опытом по пересведению альбома посторонней группы». Стивен доработал большую часть композиции «Moonchild», негромкое «звучание которой значительно заглушалось шипением магнитной ленты» и так далее.

Роберт Фрипп (фото: Wikimedia Commons/ Sean Coon)

В общем, начудили Фрипп сотоварищи славно! И почивать бы им на лаврах дальше, собирая «сливки» с альбома и работая над его продолжениями, но нет. Видимо не зря в одной залихватской песенке, поётся так, что совершенно «напрасно называют Север крайним…он воистину бескрайний…». Так и трансформация, произошедшая впоследствии с King Crimson, вряд ли была предсказуемой и конечной. Артисты, вроде, как и не ссорились, но тихо разошлись по другим проектам, чтобы больше никогда не встретиться в студии в таком звёздном составе. Вышло так, что к концу года Грег Лейк ушёл в ставшее знаменитым трио Кита Эмерсона (впоследствии названное Emerson Lake & Palmer), Макдоналд и Джайлз также не остались без дела. На «хозяйстве» кримсонов остался лишь Роберт Фрипп, за которым и закрепилось искомое название группы…

Видео не может быть загружено.

Продолжение следует.

«Наша Версия» поздравляет с 78-летием Роберта Фриппа. Он родился 16 мая 1946 года! С 75-летием – Билла Бруфорда. Он родился 17 мая 1949 года! И с наступающим 75-летием – Эдриана Белью. Он родился в декабре 1949 года! Желаем музыкантам здоровья и новых великолепных композиций!

Алёша Бесконвойный

20.05.2024 12:02

Просмотров: 3998