Приключения и неожиданные находки экстремальной экспедиции

Тени Мангазеи

22 июня 2025 года в Новом Уренгое завершилась масштабная экспедиция Ямальского отделения Русского географического общества «Тайны Мангазеи. Наука». Мероприятие реализовывалось как часть проекта компании «Газпром добыча Ямбург» – «Заповедный Ямал».

Экспедиция стартовала 28 мая. Участники вылетели из Нового Уренгоя в таёжное село Красноселькуп, которое находится на реке Таз примерно в 175 километрах от городища Мангазеи. Точное место легендарного средневекового города, основанного русскими первопроходцами на рубеже XVI–XVII веков, было определено в 1960-х годах археологической экспедицией историка Арктики Михаила Белова.

Мангазею археологи исследовали достаточно скрупулёзно, но тайны ещё остаются. Среди них – места зимовий промысловых экспедиций, маршруты движения жителей Мангазеи на восток в сторону Турухана, Енисея и Лены, временные поселения на торговых путях, пересекающих обширные территории от полуострова Ямал до плато Путорана.

Но экспедицию интересовали не только тайны многовековой давности. Ведь менее 100 лет назад, в 1940–1950 годы, здесь реализовывался фантастический по своей смелости и масштабам проект: возводилась трансарктическая железная дорога Чум – Салехард – Игарка. Объекты Строительства 503 (кодировка проекта в документах МВД СССР) протянулись от реки Таз до реки Енисей. Дорога шла вдоль рек Парусовая, Большая Блудная и Турухан, миновала гиблые болота и хлипкие гати Туруханской низменности, достигала берега Енисея недалеко от посёлка Курейка, где некогда в царской ссылке находился молодой Иосиф Джугашвили (Сталин).

Таковы места, куда отправилась экспедиция «Тайны Мангазеи. Наука» в поисках неизвестных маршрутов русских первопроходцев и для обнаружения не до конца поглощённых природой объектов Трансполярной магистрали.

Сквозь северную глушь

Промежуточную базу экспедиции общими усилиями создавали в селе Красноселькуп. Наши друзья Виталий Гнутиков и Вячеслав Дышкант помогли найти склад для лодок, оборудования и материалов. По зимнику в точки на маршрутах поисковых групп было заброшено топливо.

Красноселькуп – ближайший к Мангазее населённый пункт, где постепенно формируется что-то вроде туристического кластера Русской Арктики. А на лодке до городища всего-то 5–6 часов по живописной реке Таз. Ещё ближе – до мыса Долгий, где застыли паровозы серии «О», оставшиеся от Трансарктической железной дороги.

А вокруг простирается северная глушь – места труднопроходимые и безлюдные: восточнее Таза начинается Туруханский край – болота, топи, озёра, тайга, ручьи и реки. На всём 500-километровом протяжении пути до Енисея здесь всего две-три малонаселённые фактории и отдельные избы коренных жителей – селькупов, ненцев, кетов.

В Красноселькупе были окончательно сформированы две поисковые группы – «Север» и «Юг», проведены испытания лодочных двигателей, определены маршруты и место встречи обоих отрядов, способы связи. Группа «Юг» под руководством Шахина Гусейнова вышла на маршрут 3 июня, взяв курс к устью реки Худосей, а «Север» под руководством Алексея Широкова – 4 июня, в направлении притока Таза – реки Парусовой.

Это приключилось на Севере

Группа «Север» следовала маршрутом, который, как предполагалось, использовался жителями Мангазеи в качестве одного из альтернативных путей перехода из Обско-Тазовской водной системы на восток в бассейны рек Турухан и Енисей. Этот путь, упомянутый в нескольких источниках, проходил по рекам Парусовой, Большой Блудной с выходом на Турухан, а затем и в Енисей через систему водных артерий и волоков. При этом в бассейнах Парусовой, Большой Блудной, Турухана предполагалось отыскать как зарубки, оставленные русскими землепроходцами прошлых веков (карсикко), так и объекты Главного управления лагерей железнодорожного строительства.

Группа «Юг» решала исследовательские задачи, связанные с фиксацией и описанием зарубок на деревьях (карсикко), ранее обнаруженных экспедицией 2021 года. Маршрут движения группы пролегал от Мангазеи до Новой Мангазеи по реке Таз до реки Верхняя Баиха.

Приключения начались на второй день. Группа «Юг» вышла на ручей Перевальный, где столкнулась с многочисленными заторами из упавших деревьев. С помощью пил и топоров экспедиционеры продвинулись до водораздела, на котором обнаружили табличку «Экспедиция окружного радио (г. Салехард) (Перевал 2/3 Поколькы) Июнь 1986 г. Кораблёв, Рудольф». Сплавившись по многоводному ручью в болото, относящееся к Енисейской водной системе, участники экспедиции были вынуждены надеть сапоги-вейдерсы и толкать перегруженные лодки по затопленному кочкарнику. Сутки ушли на преодоление расстояния в 3,5 километра. «Наградой для группы стал выход на берег озера Перевального, ночной полноводный рейд по реке Покотылькы и ночёвка в охотничьей избе местного жителя Тамелькина на реке Верхняя Баиха. Мы устали, но энтузиазм и воля к победе помогли преодолеть все препятствия», – рассказывает Шахин Гусейнов.

Ещё более экстремальные испытания выпали на долю группы «Север». Её участники во время прохождения Парусовой обнаружили две зарубки, свидетельствующие, что этот маршрут использовался первопроходцами для движения на восток в сторону Енисея. Вскоре Парусовая ушла на север, а обе лодки оказались в ручье, который, судя по карте, вёл прямо на восток. Однако преодолеть ручей было совсем непросто. Он на всём своём протяжении в пять с лишним километров зарос деревьями – в основном лиственницами, частично поваленными, но зачастую прочно уцепившимися корнями за дно. Рубить лес и тащить лодки сквозь топь и сухопутные участки пришлось более двух суток. При этом группе «Север» также пришлось крушить лёд на озере по дороге к Большой Блудной. «Почти без сна и с минимальными перерывами на обед и ужин мы прорывались к реке. Все, конечно, промокли и замёрзли, температура днём не превышала +5С°, а ночью падала до нуля и ниже, но к Большой Блудной вышли. И сразу заметили, что это уже Енисейская водная система: уровень реки и расположенного рядом озера был ниже, чем у Парусовой», – вспоминает Алексей Широков.

Находки и открытия

Пройдя до Большой Блудной, группа «Север» оказалась на месте базирования колонны Северного управления лагерей железнодорожного строительства. Перед взорами экспедиционеров открылись насыпь, рельсы, остатки моста через Большую Блудную, бараки, вышки, ограждение периметра, здание столовой, штрафного изолятора. Группа обнаружила здесь остатки лагерного оборудования (котлы, механизмы), колючую проволоку, обрывки документов и газет, кое-какие инструменты. Находок могло быть и больше, но недавно, по виду, оставленный здесь вагон-городок указывал на то, что лагпункт обследовали раньше и все ценные артефакты, видимо, вывезли.

На своём пути группа «Север» ещё дважды встретила остатки лагерей – один в районе недостроенного моста через реку Маковская, а второй невдалеке от села Янов Стан. Именно в этих локациях были обнаружены свалившиеся с насыпи паровозы, некогда курсировавшие на тех участках железнодорожной трассы, которые успели ввести во временную эксплуатацию.

Группа «Юг» следовала своему графику, занимаясь составлением паспортов на каждое дерево с зарубками (карсикко) и проводя дендрохронологические исследования – собирала керны для определения возраста лиственниц и времени появления на них карсикко. Для этого участники экспедиции использовали бурав Пресслера, полученный в Институте экологии растений и животных Уральского отделения РАН.

По словам научного руководителя полевых исследований экспедиции кандидата исторических наук Алексея Матвеева, удалось выполнить все намеченные задачи: «Мы провели работы, связанные с фиксацией и паспортизацией более чем 40 вековых лиственниц, имеющих зарубки – карсикко. Кроме того, были взяты 85 кернов этих деревьев».

Активно участвовавший в работах по поиску и фиксации зарубок и взятию кернов главный художник экспедиции Олег Каторгин отметил, что виды вековых лиственниц, речных откосов, укрытых холодными туманами урочищ, ярких закатов – бесценны для вдохновения. «И я эти красоты обязательно воплощу на полотнах по возвращении из экспедиции», – пообещал художник.

Закончив программу исследований, участники обеих групп задумались о возвращении на базу, в село Красноселькуп, а затем и в логистический центр экспедиции – посёлок Газ-Сале на реке Таз, откуда до Нового Уренгоя ведёт шоссейная дорога. Но тут в планы участников экспедиции вмешалась сама природа.

Экстремальные обстоятельства

Экспедиции «Юг» и «Север» по плану должны были объединиться в устье реки Покалькы у её впадения в реку Худосей. Однако группа «Юг», возвращаясь от Верхней Баихи к озеру Перевальному, обнаружила катастрофическое падение уровня воды – половодье закончилось. Что делать? «Волок Ерофея Хабарова» был преодолён абсолютно экстремальным образом. Освобождённые от груза лодки, горючее, продовольствие, оборудование и личные вещи переносились на руках, тянулись по сухому болоту, по редким водным «карманам». Затем участники экспедиции проводили лодки, теперь уже гружёные, цепляясь за их борта, по ковровым болотам – где нет дна.

В итоге группа «Юг» упёрлась в гриву водораздела. Перед измотанными экспедиционерами перехода предстал обмелевший участок топкого урочища, как частоколом перегороженный плотной стеной деревьев. «Мы прошли через сплошную стену леса, и это было по-настоящему серьёзное и в чём-то опасное испытание. Оказались повреждены обе лодки, на ладони было страшно смотреть» – так описывает преодоление препятствия главный оператор экспедиции Денис Каурдаков.

Вывод группы «Юг» был неутешителен – когда группа «Север» через три дня окажется у волока, ей понадобится на его прохождение не меньше недели, если вообще это физически будет возможно; вода уйдёт окончательно, лес станет практически непреодолимым, с учётом того, что предстояло переместить две тяжёлые лодки с припасами.

Группа «Север», выслушав «южан» по спутниковому телефону, посовещалась и договорилась продолжить путь по Турухану до Новой Мангазеи (Старотуруханск), затем переправиться через Енисей и остановиться в райцентре Туруханск. Это было непростое решение, ведь раньше в планах Туруханск не значился. Вставали вопросы обеспечения пищей, топливом. Да и возвращение домой теперь вырисовывалось иным маршрутом – через Красноярск.

Путь домой

Однако решение в итоге оказалось верным. Группа «Север» совершила стремительный бросок на восток, в быстром темпе преодолев Турухан. Потом была переправа через Енисей на лёгких резиновых лодках, вообще-то не очень приспособленных для преодоления столь внушительных водных препятствий, к тому же знаменитых своими штормами и опасными течениями. Но всё закончилось благополучно.

Достигнув Туруханска, группа не стала отдыхать. До прибытия теплохода «Александр Матросов» её участники успели встретиться с историком Михаилом Прудченко, побывали в краеведческом музее, Свято-Троицком монастыре и даже совершили поход по рекам Нижняя Тунгуска и Северная, оказавшись у южного подножия плато Путорана. «Отсюда до ближайшей горы плато около 7 километров, – пояснил тогда проводник экспедиции, послушник Свято-Троицкого монастыря брат Андрей, – дальше путь только вперёд и вверх!» «Это уже в следующий раз, – ответил руководитель экспедиции Денис Калинин, – Путорана – целый мир, который нужно исследовать системно, внимательно, методично и без спешки».

Закончив дела, участники «Севера» погрузили на теплоход «Александр Матросов» лодки и снаряжение и отправились вверх по Енисею, в сторону Красноярска. По дороге они не только любовались невероятными красотами края, но и продолжали решать исследовательские задачи – систематизировали фотографии и отснятый видеоконтент, а также записали несколько интервью. Одно из них – с Михаилом Тарковским, племянником великого русского режиссёра Андрея Тарковского, который, как известно, был в Туруханском крае в 1953 году в составе геологической экспедиции НИГРИЗолото.

Писатель, поэт и биолог Михаил Тарковский живёт в Красноярском крае, в деревне Бахта, и занимается исследованием этого необъятного региона.

Но вернёмся к группе «Юг». Её участники на повреждённых лодках прошли по рекам Покалькы, Худосей и Таз почти 200 километров. Прибыв в Красноселькуп, группа решила ввиду большой опасности лодки для перемещения в Газ-Сале не использовать. И на попутной барже ещё сутки добиралась до посёлка, откуда автомобиль ООО «Газпром добыча Ямбург» отвёз её в Новый Уренгой.

Итоги и планы

Как отмечает начальник штаба экспедиции Павел Нефёдов, цели проекта были достигнуты, задачи полностью решены: «Группа «Север», пройдя свой маршрут, достигла Старотуруханска, на Парусовой при этом обнаружила ранее неизвестные зарубки (карсикко), свидетельствующие о существовании здесь пути на восток, которым, несомненно, пользовались жители Мангазеи, русские промысловики. Были исследованы два лагерных пункта железной дороги Чум – Салехард – Игарка (Строительство 503), насыпь, рельсошпальная решётка, мосты, здания и сооружения, паровозы, вагоны и прочие объекты. Огромную работу провели участники группы «Юг» – керны, которые они привезли из экспедиции, станут объектом уникального дендрохронологического исследования. Группой в огромном объёме собран материал о карсикко в Тазовско-Туруханском регионе».

По итогам экспедиции «Тайны Мангазеи. Наука» будет снят документальный фильм и написана книга. По традиции участники экспедиции организуют фотовыставку, составят подробный научный отчёт. Всё это поможет рассказать читателям и зрителям, интересующимся историей и географией России, о красоте и уникальности природы Крайнего Севера, раскрыть забытые страницы истории Русской Арктики, популяризовать наиболее интересные географические, природные и туристические объекты Ямала и Красноярского края.

Вячеслав Алексеевич Калинин, научный руководитель проекта, кандидат исторических наук

Вячеслав Калинин

16.07.2025 10:00

Просмотров: 2823