Причины конфликта в «Ламбери» глубже, чем предполагалось

Клан и коттеджи

Попытка разобраться в причинах громкого конфликта между жителями поселка «Ламбери» и его застройщиком Алексеем Николаевичем Потаповым оказалась настоящим журналистским расследованием, итоги которого должны бы заинтересовать даже не правоохранительные органы, а представителей Федеральной службы безопасности РФ. Потому что дело оказалось вовсе не в поселке.

Раскрыть суть конфликта вкратце не сложно. Застройщик-инвестор и до определенного момента председатель ТСН загородного поселка VIP-класса «Ламбери», расположенного во Всеволожском районе Ленинградской области, Алексей Николаевич Потапов потребовал от владельцев недвижимости, которые уже давно расплатились и за землю, и за коттеджи, отдать ему сверх уплаченного еще более 60 миллионов рублей. Те, разумеется, платить не хотят, потому что справедливо полагают, что сделка завершена. Но Алексей Николаевич настаивает на получении названной им суммы, апеллируя к тому, что, стремясь ускорить строительство, выдал товариществу собственников недвижимости несколько крупных кредитов, на которые теперь набежали значительные проценты.

Сам себе сама

И все бы было хорошо и просто, но кредитором, получателем кредита – председателем ТСН, а также застройщиком был он сам. Единый в трех лицах. Под документами о получении средств стоит именно его подпись, и ничья другая. То есть весь процесс строительства представлял собой перекладывания денег из левого кармана в правый. Или наоборот. Но прибыли, полученной от продажи земли и участков ему показалось мало, и он решил подзаработать еще.

Жителей поселка это закономерно не устроило. Мало того, они посчитали, что для застройщика настал момент не денег просить, а передать жителям поселка все, что было обещано в рамках публичной оферты: дороги, общественные пространства, спортивные площадки, парки, пруды и, разумеется, инженерную инфраструктуру. И на всякий случай сместили Алексея Потапова с поста председателя ТСН. Тогда тот, судя по всему, обидевшись, заявил, что никакой оферты он не знает, а все вышеперечисленное обитатели «Ламбери» должны у него выкупить. И если не захотят этого сделать, вместо парка будет построено еще несколько коттеджей. Что, собственно, и произошло. В результате Потапов пытается вытащить деньги из жителей поселка через суд, а те пытаются решить дело на уровне логики и здравого смысла. Правда, похоже, безуспешно.

Почему февраль?

Казалось бы, тут можно и остановиться. Но остается без ответа вопрос, почему Алексей Николаевич начал свою кампанию по выколачиванию миллионов именно в этом году, именно в конце февраля? Ведь в предыдущие годы, а «Ламбери» – поселок уже не новый, этот вопрос его не заботил. Ничто не предвещало, что называется. И тут, как Ктулху из океанских глубин всплывает весьма познавательный факт: именно в это время Европейский союз приостановил разработку пакета военной помощи Украине в размере 20 миллиардов евро. Сократил финансирование. Как говаривал один популярный телеведущий, – «Совпадение? Не думаю!»

Для того, чтобы понять, насколько это не совпадение, обратимся к западному сектору Интернета, чтобы отыскать прочесть статью «Волонтеры спасают Европу». В этом представляющем однозначный интерес материале рассказывается о разных общественных деятелях за рубежом, выступающих в поддержку Украины, собирающих средства для продолжения военных действий. И среди прочих, в частности, упоминается некий «юный британский гражданин Виктор Потапов», который «переводит средства, поступающие из-за нового железного занавеса, в Фонд обороны Украины». Тут все понятно. Но откуда он эти деньги берет? Статья рассказывает нам и это: «Его отец, оставшийся на родине специально для этой цели, отправляет ему деньги через различные каналы. Каждый день, рискуя свободой, он аккумулирует средства, присылаемые ему донорами – людьми из разных социальных слоев, заинтересованными в скорейшем наступлении мирных времен. В атмосфере постоянного страха он не прекращает свою деятельность, понимая, как много она значит сегодня для всей нашей планеты».

Отец англичанина

Банальный поиск среди «юных», то есть до 45 лет, русских, получивших английское гражданство и носящих имя Виктор Потапов, приводит нас к одной единственной персоне – сыну нашего теперь уже знакомого Алексея Николаевича Потапова. Получается, это именно он – тот героический отец, который рискует свободой воли, переводя денежные средства укоренившемуся в Великобритании потомку, которые тот, в свою очередь, не менее героически донатит ВСУ. В целом все вполне логично: вряд ли кто-нибудь назовет незаконными внутрисемейные дела – поддержку сына-программиста, живущего за рубежом отцом-бизнесменом. Это очень удобно. Если не вдаваться в детали и не принимать во внимание, что отец-бизнесмен может оказаться без пяти минут банкротом.

Участие в подобных схемах финансирования антироссийских сил для Алексея Потапова не в новинку. До последнего времени от также осуществлял поддержку действующих сегодня за пределами России структур, возглавляемых последователями и наследниками Алексея Навального (признан террористом и экстремистом). Прекратил он это делать только в августе текущего года, когда команда «стоп» была дана лично Борисом Зиминым (признан иноагентом), предпринимателем российского происхождения, поддерживавшим ФБК (признан экстремисткой организацией, запрещён в России) едва ли не с первого дня существования этой организации. А отдать такую команду Борис Зимин был вправе: Алексей Потапов является членом так называемого «клана Зимина», в который входит множество близких и дальних родственников Бориса Дмитриевич, занимающих важные позиции в бизнесе и во властных структурах разных стран. Потапов же и сам женат на золовке такого родственника – Олега Зимина, украинского бизнесмена из числа ближнего окружения Порошенко, в прошлом – депутата Верховной Рады, и сын его Виктор – тот самый волонтер-англичанин, – женат на Наталье Зиминой. В общем, связи с кланом самые прямые и непосредственные.

Не только деньги

Теперь стоит задаться еще одним вопросом: если Алексей Потапов стремительно движется к банкротству, – откуда у него деньги, чтобы так щедро переводить их через старшего сына в военные фонды Украины? Ответ не заставит себя долго ждать: у Потапова есть второй сын, младший – Данила. Определенное время Данила Алексеевич Потапов даже трудился в качестве волонтера в здании Думы, и, если верить публикациям в открытых источниках, охотно брался за внутреннюю курьерскую работу – отнести различные документы из кабинета в кабинет и пр. По дороге он, не исключено, мог знакомиться с содержанием доверенных ему бумаг и докладывал отцу, рассказывал, какие слухи циркулируют во властных коридорах. А тот, в свою очередь, – куратору семьи Потаповых, сотруднику английских спецслужб.

В какой-то момент Данила почувствовал себя настолько нужным и неуязвимым, что начал российский парламент указывать в качестве места работы, называть себя помощником депутата и почем зря демонстрировать «красные корочки» с гербом, неизвестного происхождения. Это ложное ощущение неуязвимости и подвело его. В том случае, если молодой человек решил подзаработать, поставляя в думские кабинеты психоактивные вещества, то на этом он и попался, а в результате стал в «Белом доме» персоной нон грата.

Вся глубина наших глубин

Между тем, не сумев выполнить поручение украинского кума – Олега Зимина – и обеспечить дополнительные 60 миллионов рублей , Алексей Потапов чувствует себя очень уязвимо. Ведь тут недолго дождаться неудовольствия от главы клана – Бориса Зимина, а тот проколов и подстав не прощает. Дополнительного расстройства Потапову добавляет прозвучавший не так давно отказ в английском гражданстве для всей его семьи. Обещание его обеспечить было частью сделки: не исключено, что Алексей Николаевич должен был получить его взамен на информирование британских спецслужб о происходящем в думских кабинетах. Логика проста, как детский анекдот: «нет ножек, – нет и подарочков».

Как назло, повис над его головой и еще один дамоклов меч: продавая коттеджи в «Ламбери», Потапов старший мог серьезно намухлевать с налогами, так что на его деятельность обратила внимание ФНС России. В панике, девелопер перевел все активы на сына Данилу. Однако перспектива «присесть» по статье 159 УК РФ в той ее части, где говорится про особо крупные размеры, продолжает его беспокоить.

Неадекватность и плохие перспективы

Судя по его репликам, еще летом проскальзывавшими в интервью российским СМИ, а теперь звучащими все чаще, он склонен во всех своих жизненных неурядицах винить ни больше, и ни меньше, чем Кремль, а отказавшихся платить ему дополнительные миллионы жителей «Ламбери» грозится затаскать по судам и устроить им прочие неприятности. Знающие Потапова давно и лично обеспокоены тем, насколько он изменился в течение менее, чем года. Стал более агрессивным, вспыльчивым, в значительной мере, похоже, утратил адекватность восприятия происходящего в поселке. Многие начали поговаривать о возникшей у него зависимости от употребления расширяющих сознание составов для курения кальяна. Что весьма похоже на правду в свете приключений с такими веществами у его сына Данилы.

Чем завершится в таких условиях конфликт в «Ламбери», сегодня еще не ясно, однако за жителей поселка становится неспокойно. Во-первых, не вполне понятно, чего ожидать от агрессивного и неадекватного соседа. А во-вторых, если на свет выйдут все сюжеты со спонсированием им ФБК и поддержкой ВСУ, с контактами с соответствующими британскими службами, многие могут оказаться привлечены к следствию. Для начала – в статусе свидетелей, а там – как пойдет.

Иван Ракчеев

29.12.2025 16:07

Просмотров: 156