Президент Профессиональной футбольной лиги Николай Толстых снова достиг вершины
Игры на опережение
Надо вам знать, что ПФЛ ведёт свою историю с 1991 года: именно тогда её и возглавил бывший полузащитник московского «Динамо» Николай Толстых, завоевавший прочное место в иерархии отечественного футбольного хозяйства. Главным взлётом, а может быть, и началом падения Толстых принято считать 1998 год. Он выставил свою кандидатуру на выборах президента Российского футбольного союза, став самым первым серьёзным оппонентом Вячеслава Колоскова. Но «непотопляемый» чиновник с большим стажем переиграл молодого конкурента, набрав в голосовании на конференции РФС 52 голоса против 8. Впрочем, самым болезненным поражением Толстых стал не проигрыш Колоскову, а создание в 2001 году Российской футбольной Премьер-лиги (РФПЛ). Эта организация стала отвечать за проведение чемпионата России среди лучших клубов страны с 2002 года, оставив в ведении ПФЛ только первый и второй дивизионы — не слишком широкое поле для игры для амбициозного футбольного политика. Возникает резонный вопрос — почему?
Оппозицию подавили в зародыше
Начать с того, что Николая Толстых в футболе не любят. Не все, конечно, но в основном. Скорее всего есть за что. Те, кто общался с Толстых в неофициальной обстановке, вряд ли это когда-нибудь забудут. А один из именитых тренеров так охарактеризовал президента ПФЛ: «Он улыбается два раза в год. На свой день рождения и на конференции ПФЛ». Впрочем, на конференциях ПФЛ Толстых приходится улыбаться даже реже — переизбирают президента Профессиональной футбольной лиги раз в три года.
Последняя конференция ПФЛ обещала стать интересной ещё за месяц до её проведения. На этот раз конфликт был связан с кандидатами: свои кандидатуры на пост президента этой организации помимо Толстых выставили ещё четыре человека: президент Любительской футбольной лиги, вице-президент РФС Владимир Бауэр, спортивный директор читинского «Локомотива» Александр Ковалёв, председатель правления волгоградского «Ротора-2» Владимир Горюнов и президент московского Спортакадемклуба Андрей Лексаков. Правда, к 30 ноября из пяти претендентов осталось только трое. Горюнов отказался от борьбы по состоянию здоровья, распространив заявление, что снимает свою кандидатуру в пользу единомышленника Бауэра. Но перед самой конференцией ростовский СКА отозвал и выдвинутую им кандидатуру Бауэра.
Если снятие председателя правления «Ротора-2» прошло спокойно, то отзыв кандидатуры Владимира Бауэра вызвал бурю. Уже в самом начале мероприятия, проходившего в ДК ЗИЛ, Бауэр попросил внести изменение в повестку дня, добавив в неё рассмотрение вопроса о своём повторном включении в список кандидатов. Однако Толстых не внял этой просьбе, сославшись на букву повестки, утверждённой ещё 20 октября. И тут ветераны футбола Александр Бубнов и Анзор Кавазашвили, а также примкнувший к ним президент махачкалинского «Динамо» Осман Кадиев дали волю эмоциям.
«Да ты кто такой?! Кто ты такой?! Я тебя ещё по «Динамо» помню! Ты всегда таким был! — защищал Бауэра Бубнов, тыча пальцем в сторону Толстых. — Дайте слово тому, кого сняли военные организации, не имеющие к футболу никакого отношения! Там печать липовая!» «Почему человеку не даёте сказать? Что за произвол?» — вторил Бубнову другой товарищ Бауэра — Кадиев. «Николай Александрович, будьте мужественны, как вы бывали всегда...» — просил за Бауэра Кавазашвили. В ответ слышалось монотонное: «Ставлю на голосование утверждение повестки дня...»
Судебного оспаривания результатов выборов не будет
Сторонникам оппозиционного кандидата ничего не оставалось, кроме как покинуть зал. И здесь в окружении журналистов Бауэр изложил свою точку зрения на происходящее: «Считаю снятие своей кандидатуры незаконным. Обидно, что не дали возможности высказаться ветеранам футбола. Ситуация выглядит следующим образом: в установленные сроки мою кандидатуру зарегистрировали по всем правилам, и у ПФЛ не возникло никаких вопросов. За два дня до выборов ПФЛ сняла мою кандидатуру, ссылаясь на то, что СКА (Ростов-на-Дону) отозвал мою заявку. Но сделали это совсем не те люди, которые её представляли. Решение об отзыве принимали генералы, которые имеют весьма отдалённое отношение к клубу. Подобное происходит даже на высоких политических уровнях. Знаете, как снимают в большой политике с выборов, так поступили и со мной. Я не собираюсь оспаривать это решение в суде, но легитимность выборов пострадала. Надеялся, что руководство РФС вмешается в происходящее. Десять лет состою в этой организации и не думал, что оттуда будут молчаливо созерцать беспредел, творящийся в ПФЛ под управлением Толстых».
Помимо Владимира Бауэра журналисты внимательно слушали Османа Кадиева, Анзора Кавазашвили и Валерия Четверика — ещё одного футбольного человека, в своё время заработавшего себе имя в большом футболе. «Видите, где интересно! Здесь интересно! — подчёркивал Четверик, обводя рукой вестибюль. — А там, — Четверик небрежно кивал в сторону зала, где в это время продолжалась конференция, — фарс...» Высказав наболевшее минут за 20, Владимир Бауэр со сторонниками вскоре скрылись из виду. И всё стихло.
Победителя пригласили в РФС
Тем временем в зале конференции неожиданно появилась фигура президента РФС Виталия Мутко. Выслушав доклад Николая Толстых, отчитывавшегося о своей деятельности на посту президента ПФЛ, Мутко и сам взошёл на трибуну. Речь главы отечественного футбола была пламенной. Давно известно, что Виталий Леонтьевич говорить любит чрезвычайно. Вот и на этот раз Мутко говорил о многом: о травмах игроков, о негативных явлениях в футболе, об угрозах судьям. Но главную сенсацию он оставил на финальную часть выступления. «Я полностью поддерживаю Николая Александровича Толстых, — объявил г-н Мутко. — Он многое сделал для ПФЛ, и вместе с тем я считаю, что ему пора идти на повышение. Я сделал ему предложение стать освобождённым вице-президентом РФС по организации профессионального футбола в стране. Но это вовсе не значит, что вы не должны за него голосовать. ПФЛ политические функции сейчас вообще не нужны, а с организационными вполне справится и генеральный директор».
После таких слов конференция вышла на финишную прямую. Мутко вскоре покинул сцену, и тут выяснилось, что конкуренты Толстых — Ковалёв и Лексаков — вдруг сняли свои кандидатуры. В итоге в ходе голосования из 94 зарегистрированных делегатов 74 отдали свои голоса Николаю Толстых. Он поблагодарил делегатов за доверие и высказал своё мнение о предложении президента РФС. «Надо ещё все хорошенько обдумать, — заскромничал Николай Александрович. — В любом случае в ПФЛ будет произведена вся подготовительная работа к сезону-2006. Насколько мне известно, конференция РФС намечена на февраль — до этого времени я точно продолжу работу президентом ПФЛ. Я стою у руля этой организации с момента её образования, она мне очень близка, поэтому, конечно, надо будет подумать, кто станет управлять столь сложным хозяйством. Посоветуюсь с коллегами, с руководителями нашего футбола. Но пока о смене речь не идёт. Предстоит обсудить с Мутко, что будет полезнее — моё отсутствие на этой должности или какое-то совмещение. Всё-таки эти два поста неплохо сочетаются».
Действительно, подумать Николаю Александровичу будет над чем. С одной стороны, пост вице-президента РФС с широкими полномочиями влиять на некогда отделившуюся РФПЛ заманчив. Но с другой — Виталий Мутко не зря сказал слово «освобождённый». То есть Толстых должен покинуть свой пост президента ПФЛ... А между выборной должностью главы лиги и постом, с которого запросто могут уволить, есть две большие разницы.
Просмотров: 1561