Почему российские музеи не умеют выставлять свои шедевры
Пыль и моль
Аналитики The Art Newspaper составляют рейтинги посещаемости музеев в целом и выделяют в отдельную таблицу самые успешные проекты. Экспертов интересует не только общее количество проданных билетов, но и среднее число посетителей выставок в сутки.
Российские музеи не устают жаловаться на общий упадок культуры и снижение интереса к художественным выставкам, однако сами не стремятся изменить ситуацию и попытаться привлечь публику нестандартными способами. «В нашей стране музейщики лучше всего умеют справляться с функцией хранения шедевров, – говорит главный редактор журнала «Артхроника» Николай Молок. – Но при этом абсолютно не умеют привлекать публику, да им это, видимо, и не нужно. Они сидят в своих комнатушках, вытирают пыль с произведений искусства и ставят их в шкафчик, чтобы никто не видел. В большинстве стран Европы, например, музеи раз в неделю работают допоздна. У нас же они закрываются в 18.00, как раз когда люди только заканчивают работать. Самый «продвинутый» в общении с публикой в России – Эрмитаж. Так, например, он запустил отдельную программу для современного искусства, и в её рамках проводится очень много выставок».
Именно выставки, уверен искусствовед Андрей Ерофеев, сейчас пользуются большой популярностью. Причём основная их часть проходит за стенами музеев. «Во всём мире музей – это некий общественный центр, который активно развивается, – объяснил известный искусствовед. – Но у нас этого нет. В России основные культурные события в сфере изобразительного искусства происходят за стенами музеев. Хотя есть различные способы привлечь посетителей. Мы сами виноваты в том, что наши музеи мало посещают. Когда дворник убирает двор, он не делает подарок жильцам дома, он просто делает свою работу. А когда искусствовед готовит выставку, он почему-то говорит: «Мы сделали подарок публике». Получается такое барское отношение».
Ещё, впрочем, есть и объективные причины невысокой популярности музеев у российской публики. Речь идёт о банальной нехватке помещений. Так, совместная выставка ГМИИ им. Пушкина и галереи Tаte Britain картин Уильяма Тёрнера, несмотря на небывалый ажиотаж, показала, что разместить экспозицию такого уровня на отведённой ей территории достаточно затруднительно. Слишком мало места. Но, похоже, в ГМИИ им. Пушкина всерьёз озабочены этой проблемой, и в ближайшие годы здесь начнётся глобальная реконструкция. Конкурс на реконструкцию музея выиграл британский архитектор Норман Фостер совместно с «Моспроектом-5».
«Пока проекта как такового не существует, есть только идеи, которые мы одобрили, – рассказала директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова. – Лишь через 18 месяцев нам будет представлен итоговый вариант».
Как будет выглядеть музей в будущем, Норман Фостер объяснил ещё в 2007 году. Более десятка разрозненных зданий объединят общей подземной и наземной парковой зоной. Напротив храма Христа Спасителя появится пятизальный выставочный манеж. За Музеем личных коллекций построят новое фондохранилище на 1 тыс. квадратных метров. «Посетители тогда смогут не просто приходить на выставки и потом убегать, а получат возможность полноценно отдохнуть вместе с семьёй: сходить в библиотеку, кафе, посетить зоны отдыха и магазины с литературой по искусству», – рассказала Антонова.
Реализация всего плана реконструкции и строительства, по предварительным данным, будет проходить в три этапа и закончится в 2018 году. Напомним, что вариант, представленный Норманом Фостером, самый дорогой из конкурсных проектов. Он оценивается в 320 млн. рублей. Но, возможно, это поможет одному из самых известных музеев России вернуть былую популярность.
Просмотров: 2471