Почему отечественные коллекционеры не спешат делиться своими сокровищами с государством
Покажите ваши яйца
Многие произведения искусства до революции хранились в России в частных коллекциях, которые были открыты для посещения публики. Но грянула революция, и практически все крупные отечественные частные собрания были национализированы.
Те же, кого это не коснулось, в итоге всё равно были вынуждены на добровольно-принудительной основе поделиться с народом. Эта же практика действовала и в последующие годы. Так, например, произошло с коллекционером живописи русского авангарда XX века Георгием Костаки. Чтобы в 1977 году вывезти в Грецию своё собрание, он передал государству большую часть уникальной коллекции (до 80%) в качестве компенсации за возможность сохранить за собой оставшуюся часть.
Нынче времена другие, и любители прекрасного не только не обязаны отдавать свои коллекции государству, но могут любоваться ими хоть в гордом одиночестве.
Существует также закон о Музейном фонде РФ, подписанный Борисом Ельциным. Он, в частности, гласит, что если тот или иной гражданин обладает какой-нибудь уникальной вещью или произведением искусства, то он имеет право приписать их к негосударственной части фонда. За это государство согласно статье 24 «может оказывать ему поддержку»: отреставрировать предмет, обеспечить надлежащую охрану, предоставить налоговые льготы. А органы власти, со своей стороны, будут отслеживать сохранность шедевра и его перемещение.
«Делается это абсолютно на добровольной основе и коллекционера ни к чему не обязывает. Государство заверяет, что цель у него только одна – защитить коллекционера и сохранить имущество его лично и нашей страны. Если обладатель уникального произведения искусства занёс его в Музейный фонд, то государство может попросить его принять участие в каких-то выставках, – говорит директор аукционного дома «Гелос» Валерий Бондаренко. – Но идут на это немногие. Наш коллекционер запуган, он не спешит «засвечиваться». От греха, мол, подальше».
И это понятно. Так что многие обладатели шедевров попросту предпочитают не распространяться о своих коллекциях.
Но есть и те, кто не боится «светиться». Среди них, например, президент Альфа-банка Пётр Авен. По словам специалистов, он обладает коллекцией живописи мастеров Серебряного века поистине музейного уровня. Бизнесмен Владимир Логвиненко, в свою очередь, не скрывает, что заплатил за картину Рубенса «Тарквиний и Лукреция» почти 90 млн. долларов, а за его же полотно «Союз Земли и Воды» – 20 млн. долларов. Солидной коллекцией картин русского авангарда обладал бывший владелец сети магазинов «Арбат-Престиж» Владимир Некрасов – более 7 тыс. полотен. Ценную коллекцию иконописи ХV–ХХ веков собрали искусствоведы для бизнесмена Виктора Бондаренко.
Но большинство этих шедевров обычная публика может никогда не увидеть. Хотя некоторые обладатели произведений искусства периодически проводят выставки, а в дальнейшем планируют открыть частные музеи для своих собраний.
И всё же некоторые коллекционеры сотрудничают с государством. Так, в 2004 году Эрмитаж заключил договор о долгосрочном экспонировании в стенах музея двух картин Питера Пауля Рубенса «Союз Земли и Воды» и «Поклонение пастухов» из коллекции Логвиненко. Полотна Рубенса из коллекции Владимира Логвиненко прошли в Эрмитаже полный цикл технической, реставрационной и искусствоведческой экспертизы. «Музей и коллекционер вступают сегодня в конструктивное взаимодействие: с одной стороны, широкая публика имеет возможность познакомиться с картинами из частного собрания, с другой стороны, произведения искусства вводятся в научный оборот благодаря применению всего спектра методов экспертизы, доступных только крупному современному музею», – говорит Логвиненко. Правда, что греха таить, пока немногие коллекционеры готовы последовать его примеру.
Просмотров: 2678