Почему буксует программа переселения соотечественников в Россию
Родина-мать не зовёт
Для начала напомним, что госпрограмма рассчитана на бывших граждан СССР, получивших гражданство стран, входивших в состав Советского Союза, эмигрантов из СССР и России, а также их потомков.
Стартовала программа в 2006 году с большой помпой. «В ближайшие три года Россия будет готова принять из-за рубежа около 300 тыс. соотечественников, пожелавших вернуться на Родину», – заявил тогда глава ФМС Константин Ромодановский. «Без привлечения соотечественников из-за границы мы ещё дольше будем решать демографические и экономические проблемы» – так ставил задачу тогдашний президент страны Владимир Путин.
Неудивительно, что и cредства на программу выделялись немаленькие. Так, в 2007 году на помощь переселенцам было потрачено из бюджета 4,6 млрд. рублей, в 2008-м – 5, 7 миллиарда. Однако в 2009 году ассигнования резко сократили. Руководитель пресс-службы Федеральной миграционной службы (ФМС) Константин Полторанин подтвердил, что из 9 млрд. рублей, которые планировалось потратить для возвращения соотечественников на Родину, в отредактированном бюджете осталось только 1,8 миллиарда. Но, как уверяют в ФМС, даже такое радикальное сокращение расходов не означает ликвидации программы. Низкая результативность программы ни в коем случае не её провал, уверен глава ФМС Константин Ромодановский. «Механизм возвращения соотечественников отработан детально, – уверен руководитель ведомства. – Требуется только небольшая шлифовка. Поток желающих не иссякает».
Впрочем, действительность опровергает слова чиновника.
При этом власти готовы оплачивать переселенцам транспортные расходы, подъёмные из расчёта 40–60 тыс. рублей в прошлом году и 120 тыс. в 2009-м. А также предоставлять пособие в размере 50% прожиточного минимума в регионе на время трудоустройства, соцпакет на медицинские и образовательные услуги и софинансирование первоначального взноса на ипотечный кредит. В программе участвуют 12 регионов России – Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Липецкая, Новосибирская, Тамбовская, Тверская и Тюменская области.
Увы, регионы не справились даже с «откорректированным» по сравнению с прогнозами потоком переселенцев. Замдиректора департамента информации и печати МИДа Игорь Лякин-Фролов констатирует: на местах возникли серьёзные проблемы с предоставлением жилья и трудоустройством наших соотечественников.
Так, в 2008 году пять семей из Казахстана решили воспользоваться программой и перебрались в село Красное Тамбовского района. Покинуть Казахстан, как объясняют сами переселенцы, их заставило «давление на национальной почве» – все они русские. Но эйфория от возвращения на Родину была недолгой. Мужчин устроили на работу в СПК «Корфовский», женщинам пришлось заняться трудоустройством самостоятельно. Подъёмные закончились, а зарплата оказалась весьма скромной, не более 6 тыс. рублей в месяц. Иными словами, условия жизни на Родине оказались хуже, чем те, к которым переселенцы уже привыкли. Деваться возвращенцам уже некуда: жильё принадлежит СПК, и если они уволятся, его придётся освободить.
Эта история отнюдь не единичная: зачастую у местных властей просто нет возможности нормально обустроить мигрантов. В нынешних, кризисных условиях пространство для манёвра, очевидно, станет ещё уже. Поэтому муниципалитеты пытаются всеми правдами и неправдами избавиться от этой «почётной обязанности». В частности, уже направлено руководству области официальное письмо с отказом принимать гостей из зарубежья, мотивируя это отсутствием жилья.
Но переселенцам приходится сталкиваться не только с бытовыми трудностями, но и с чиновничьими препятствиями. К примеру, по закону о гражданстве «соотечественники» могли рассчитывать на получение российского паспорта лишь через пять лет проживания, как и другие «нерусские» мигранты. Справедливости ради надо отметить, что Дума весьма оперативно откорректировала эту ошибку.
Однако, по мнению экспертов, главная проблема переселенческой политики заключается не в недостатке средств или ошибках.
«Бюрократическая волокита мешает реально оценить необходимость в работниках из числа соотечественников даже там, где потребность в них огромная, – говорит управляющий директор ИА «Регнум», курировавший в недавнем прошлом работу со странами СНГ в администрации президента, Модест Колеров. – Только в Калужской области требуется 50 тыс. человек, в Забайкальском крае – 70 тыс., а в Московской области – 100–150 тыс. ежегодно. Ничтожное число переселенцев, въехавших в страну по госпрограмме, в тысячу раз меньше стихийного переселенческого потока. Очереди на выезд на жительство в Россию в представительствах ФМС, например, в Армении и Киргизии по 40–50 тыс. человек».
Как полагает Колеров, устранить проблему можно путём более тесной координации между работодателями, местными властями и ФМС. «Это реально», – уверен политолог.
«Программа изначально была рассчитана на людей, которые находятся в страшной нужде. И у них нет другого выхода, как принять те условия, что предлагает российская сторона, – говорит исполнительный директор фонда «Русский мир», член Общественной палаты Вячеслав Никонов. — Потому что на самом деле это нищенские условия. При этом не учитывается, что, скажем, в США русская диаспора – самая зажиточная часть населения. По последней переписи, уровень её жизни в 1,5 раза выше, чем у англосаксов. А цифры, которые приводит ФМС, касаются лишь переселенцев по конкретной программе, и они ни о чём не говорят. Тогда как количество возвращающихся соотечественников, работавших в разного рода коммерческих структурах, транснациональных корпорациях и так далее, – огромное. Причём это не только русские. Американская община в Москве почти 40 тыс. человек».
Кроме того, по мнению Никонова, в настоящее время Россия не слишком заинтересована в появлении новых рабочих рук. Хотя бы потому, что в сельской местности наблюдается их переизбыток. И рекомендует в первую очередь подумать о предотвращении утечки мозгов и привлечении специалистов из-за рубежа.
Есть у проблемы и геополитический аспект. Отток русских из Крыма или из Казахстана будет означать ослабление или даже потерю влияния России в этих государствах. «У нас в стране есть демографическая проблема, но решение её за счёт ослабления русских диаспор в разных странах – не самая плодотворная стратегия», – полагает Никонов.
В миграционном ведомстве признают недоработки и готовы работать над улучшением программы. В частности, Константин Ромодановский озвучил следующие меры. Так, предлагается расширить действие программы на тех беженцев, кто уже проживает в России и находится на полулегальном положении. Речь идёт о десятках тысяч людей, бежавших из стран СНГ в 90-е годы, на которых российские власти раньше не обращали внимания. Также в программу включат студентов и тех, кто готов служить в Российской армии. Вдобавок повысят компенсационные выплаты с 120 до 180 тыс. рублей тем, кто согласится переехать в Забайкалье или на Дальний Восток. Кроме того, в ведомстве хотят увеличить количество участвующих в программе регионов с нынешних 12 до 40–45.
Однако даже эти подвижки эксперты считают полумерами, способными незначительно повлиять на ситуацию. Самая действенная мера для привлечения людей в страну – высокий уровень жизни. Как показывает практика, миграционные потоки в богатые страны не ослабевают даже при отсутствии переселенческих программ и наличии глухих заборов по периметру государства.
Просмотров: 2421