Отечественные сырьевые компании движутся навстречу «идеальному шторму»

Сезон адских скидок

Несмотря на санкции и общую ситуацию на нефтяном рынке, отечественная добывающая индустрия имеет шансы на восстановление экспортных поставок. Вот только при каких ценах и на каких условиях это произойдёт?

Россия улучшит свои позиции на мировом рынке и даже вый­дет на второе место по объёмам экспорта нефти, обогнав США. Правда, произойдёт это лишь к 2050 году, говорится в ежегодном докладе Международного энергетического агентства (МЭА). Но уже в 2035 году, по его прогнозам, российский нефтяной экспорт составит примерно 7 млн баррелей в сутки (в 2024 году было около 4,82 млн б/с) и будет лишь немного уступать поставкам из Штатов.

Генеральный директор агентства «НААНС-Медиа» Тамара Сафонова отмечает, что Россия является нетто-экспортёром, что означает превышение объёмов добычи к объёмам нефтепереработки для обеспечения поставок на экспорт. Тогда как США, являясь крупнейшим производителем чёрного золота, потребляют значительно больше относительно объёмов добычи и являются страной, зависимой от импорта для обеспечения своих нужд.

«Говоря о перспективах развития мирового рынка нефти, следует отметить, что потребность в традиционных энергоресурсах будет расти и требуются инвестиции в развитие добычи углеводородов, но на текущий момент российские компании демонстрируют отрицательные денежные потоки на фоне санкционного давления», – указывает Сафонова. По её словам, высокие процентные ставки и стабильный курс национальной валюты являются дополнительными факторами снижения доходности компаний нефтегазового сектора и снижения инвестиционной активности.

Вместе против профицита

Главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов (ИЭФ) Алексей Громов отмечает, что в текущем году на мировом рынке нефти сформировался переизбыток предложения (по разным оценкам, от 1,5 млн б/с до более 2 млн б/с к концу года). Косвенно это подтверждается ростом и высокими абсолютными показателями накопленных коммерческих запасов нефти в мире.

Именно этот фактор, по словам эксперта, сдерживает активность стран – участников соглашения ОПЕК+. В течение всего текущего года они восстанавливали добычу, но уже на первый квартал 2026 года программа восстановления приостановлена.

«Как долго сохранится профицит в среднесрочной перспективе? Это во многом будет зависеть от двух факторов, – рассказывает Громов. – Первый – поведение стран ОПЕК+. Если они сочтут текущий профицит на нефтяном рынке не ситуативным фактором, а стратегической угрозой, то дальнейшая политика восстановления добычи странами альянса может быть пересмотрена. Более того, возможны новые ограничения добычи нефти или как минимум полная остановка процесса её восстановления в 2026 году».

Сила в сланцах?

Второй фактор – добыча в США. По данным СМИ, точка безубыточности американских компаний, добывающих сланцевую нефть, снизилась до 37 долларов на баррель, что позволяет им наращивать добычу даже при мировых ценах в районе 60 долларов (в августе Штаты добывали рекордные 13,8 млн б/с).

«По нашим данным, такое положение зафиксировано только на отдельных блоках Пермского бассейна, где планка безубыточности действительно опустилась до 37 долларов, – отмечает Алексей Громов. – Но на других сланцевых объектах она как была 50+ долларов, так и осталась. Это касается, например, сланцевых плеев Niobrara и Eagle Ford. Причём там давно нет не то что роста добычи, а происходит её стагнация и даже небольшое снижение».

По оценке Громова, вряд ли упомянутые 37 долларов распространяются на все блоки самого Пермского бассейна. Также нельзя забывать, что США просто для поддержания достигнутых в 2024–2025 годах объёмов добычи нефти придётся поддерживать очень активный уровень бурения и гидроразрыва пласта, в первую очередь на сланцевых проектах. А в условиях существенного снижения мировых цен на нефть, которое произошло во второй половине текущего года (и, вероятно, продлится и в первом полугодии 2026-го), активность сланцевиков в США в 2026 году, напротив, может снизиться. «Просто из-за того, что бурение будет невыгодным для сервисных компаний и они могут снизить или даже приостановить свою активность в ожидании более выгодной рыночной конъюнктуры», – поясняет Громов.

Идём в обход

Учитывая эти факторы, эксперт полагает, что сложившийся профицит нефти будет скомпенсирован уже к концу 2026-го – началу 2027 года и рынок вернётся в сбалансированное состояние, которое наблюдалось в конце 2024-го.

С другой стороны, для российских компаний ситуация осложняется западными санкциями. В октябре Соединённые Штаты ввели новые ограничения против «Роснефти» и ЛУКОЙЛа, а позднее Дональд Трамп заявил, что поддерживает идею о жёстких санкциях в отношении вообще любой страны, ведущей торговлю с Россией (соответствующий законопроект готовится конгрессом США). Не отстаёт и ЕС, который намерен запретить закупки нефтепродуктов, произведённых из российской нефти.

«Усиление санкционного давления стран коллективного Запада является рычагом для получения сверхдоходности со стороны посредников и стран-импортёров, которые являются конечными бенефициарами санкций», – говорит Тамара Сафонова.

Алексей Громов указывает, что санкционная политика нынешней американской администрации зачастую алогична и непредсказуема и не всегда доводится до логического завершения. Так, Трамп несколько раз поднимал пошлины для Китая, а потом их же снижал. Что касается запрета на нефтепродукты из российского сырья, здесь, по словам эксперта, есть простой выход: их оформление как предназначенных для внутреннего рынка. Такой способ может использовать, например, Индия, перерабатывающая российскую нефть и поставляющая нефтепродукты в том числе в ЕС.

Кстати

По итогам января – октября 2025 года дисконт к цене российской экспортной нефти составлял около 11 долларов на баррель, но сейчас, по данным ИЭФ, вырос примерно до 15 долларов. Однако это касается всей экспортной нефти России (Urals+ESPO). Конкретно в случае сорта Urals дисконт составляет уже около 20 долларов. В 2026 году общий дисконт, по оценке Алексея Громова, сохранится на уровне 15 долларов.

«Bloomberg вообще оценивал стоимость продажи российской нефти на текущий момент в 36–37 долларов за баррель, – рассказал Громов «Нашей Версии». – Однако мы (ИЭФ) общались с участниками рынка, и, по их словам, реальная цена выше примерно на 10 долларов.

Большинство прогнозов относительно мировой цены нефти на 2026 год достаточно пессимистичны: 54–57 долларов за баррель Brent (по итогам 2025-го ожидается средняя цена в 68–69 долларов). Но эти оценки исходят из текущего профицита и ожидания, что ОПЕК+ не будет изменять политику добычи, и того, что в 2025 году на рынок вышел целый ряд новых нефтяных проектов (в частности, в Бразилии и Гайане).

«Мы полагаем, что столь низкие цены будут иметь место в первом квартале (а возможно, во всём первом полугодии) 2026 года, но затем стоимость барреля пойдёт вверх и к концу года достигнет 60 долларов, а возможно, даже превысит эту отметку, – прогнозирует Громов. – С 2027 года рынок вернётся к показателям +60 долларов».

Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов

Алексей Громов, главный директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов

– С точки зрения санкций самым сложным периодом для российского нефтяного экспорта будет конец четвёртого квартала 2025-го – первый квартал 2026 года. Именно тогда мы увидим реальные последствия новых ограничений. Но также стоит важнейшая задача выдержать в январе – июне следующего года «шторм» на нефтяных рынках, связанный со снижением цен и ужесточением конкуренции. Санкции, «шторм» и сезонное снижение спроса снизят экспортные показатели российских нефтяных компаний в первом квартале 2026 года до минимума за последние годы, но уже со второго полугодия 2026-го экспорт нефти из России может начать постепенно восстанавливаться – при условии, что страны ОПЕК+ скорректируют свою политику по объёмам добычи, а производство сланцевой нефти в США станет менее рентабельным.

Тамара Сафонова, генеральный директор агентства «НААНС-Медиа»

Тамара Сафонова, генеральный директор агентства «НААНС-Медиа»

– В случае если по итогам года российские компании нефтегазового сектора продолжат демонстрировать отрицательные потоки чистой прибыли, возможна реструктуризация капитала компаний, перераспределение активов и вхождение банковских и инвестиционных фондов.

Для повышения доходности от реализации нефтяного сырья может стать эффективной утверждённая на государственном уровне система регулирования дисконтов с ультимативным предложением цен на маркерные сорта российской нефти с привязкой к ближневосточному эталону.

Екатерина Астафьева

24.11.2025 11:00

Просмотров: 84