Оружейные бароны используют российские воздушные пути для незаконной торговли оружием
Коридоры смерти
Этой осенью Россия открыла своё воздушное пространство для американских самолётов, которые переправляют войска и вооружения в Афганистан. В течение года будет выполнено 4500 таких авиарейсов. Теоретически российскую сторону будут информировать о характере перевозимых грузов – это нам американцы пообещали. Но эксперты уверяют, что на практике всё будет иначе, ведь о том, что находится на борту того или иного военно-транспортного самолёта, не всегда будут знать и сами американцы.
В авиаперевозках есть такое понятие – код-шеринг. Обозначает оно примерно следующее: один и тот же авиарейс может выполняться в интересах двух и более коммерческих или иных компаний. Чтобы было понятно: Военные им в этом нередко оказывают помощь и практически никогда не информируют о дополнительных грузах транзитные страны. А о том, что именно везёт самолёт – мешки с мукой для голодающих или ядерные боеголовки, – будут знать только самые посвящённые. При поставках оружия используется специальный бланк американского оборонного департамента, под классификацией DD190, в котором грузополучатель должен расписаться под всеми позициями поставляемого товара. Согласно инструкциям данный документ должен быть предоставлен компании-отправителю в течение четырёх недель с момента отгрузки, но вот страна, предоставляющая авиакоридор, копию этого бланка не получает никогда. А следовательно, и не может знать наверняка, что именно было в грузовом отсеке того или иного американского самолёта.
Спецслужбы Турции уже давно озадачились вопросом: откуда у курдских сепаратистов в таком немыслимом количестве появляется новейшее чешское и украинское оружие? И это при том, что Черноморское и Средиземноморское побережья они контролируют так, что там и муха не пролетит. А значит, морская доставка исключается полностью. И вот примерно месяц назад они нашли ответ. Выяснилось, что по российскому авиакоридору следуют не только грузы сугубо афганского назначения, везут и кое-что ещё. Проверять некому, бить тревогу – тоже. Самолёт с грузом садится, скажем, на аэродроме Баграм под Кабулом, а через несколько дней курдские сепаратисты получают новейшие ракетные пусковые установки и даже системы ПВО. Граница-то рядом, а точнее её сейчас там как бы и нет вообще.
Но государственные поставки такого рода – это одно: возможно, закрывать на них глаза приходится по тем или иным политическим мотивам. Другое дело – деятельность международных оружейных картелей. В своё время именно для того, чтобы ограничить эту деятельность, российская сторона ужесточила систему предоставления воздушных коридоров для Украины. Впервые это было сделано в 2004 году, и тогда разразился скандал с участием украинской компании «АэроСвит» и министерства иностранных дел Украины.
«АэроСвит» осуществлял рейсы по маршруту Киев – Пекин. У наших спецслужб появилась информация о том, что часть этих рейсов совершается методом код-шеринга, при участии неких структур, торгующих украинским оружием. Так или иначе, но Федеральное агентство воздушного транспорта России закрыло украинцам авиакоридор в Китай. В ответ госдепартамент авиационного транспорта Украины запретил «Аэрофлоту» пролёт над территорией Украины в Грецию и обратно, а дело было как раз накануне Олимпиады в Афинах. Мы понесли немалые финансовые потери, но от принципов не отказались. Впоследствии запрет для украинской стороны отменили, предупредив украинских перевозчиков, что в следующий раз расправа будет гораздо более суровой, узнай мы о том, что наше воздушное пространство используется ненадлежащим образом.
А после начала войны в Южной Осетии выяснилось, что украинские перевозчики вновь злоупотребили нашим доверием. По предоставленным нашей страной авиакоридорам вместо грузов коммерческого назначения в Грузию были поставлены 31 танк Т-72, 20 БТР-80, 40 БМП-2, 12 самоходных гаубиц «Акация», 10 ЗРК «Оса-АКМ», а также запасные части для вертолётов и 40 тонн боеприпасов к стрелковому оружию. Украинским самолётам снова закрыли авиакоридоры, причём на сей раз это сделала не только Россия, но и Турция.
Дело закончилось тем, что украинские авиаперевозчики попали под особый контроль, и тамошние «оружейщики» были вынуждены искать иные маршруты для поставок оружия в страны Юго-Восточной Азии. Если раньше до Китая или Северной Кореи легко и просто было долететь через российскую территорию, теперь приходилось летать кружным путём через Азербайджан, Шри-Ланку и Таиланд. Собственно, арестованный в Бангкоке белорусско-казахский экипаж возил украинское оружие именно этим путём.
«Почему-то по воздуху чаще всего перевозят именно украинское оружие, – сообщил корреспонденту «Нашей Версии» на условиях конфиденциальности высокопоставленный сотрудник ФСБ, курирующий авиационные грузоперевозки. – Этим летом разразился скандал в связи с поставками оружия с Украины повстанцам Движения за освобождение дельты Нигера, которые с 2006 года ведут гражданскую войну с центральным правительством, добиваясь доли в доходах от экспорта нефти. При обыске самолёта с регистрационным номером MEM 4-060, который приземлился в международном аэропорту города Кано на севере Нигерии, агенты служб безопасности обнаружили 18 контейнеров с оружием – автоматы, гранатомёты, ракетные миномёты и гаубицы. Украинские лётчики были арестованы. И аналогичных случаев только в этом году был примерно десяток. За каждым из них – уже примелькавшиеся фамилии депутатов Верховной рады Украины. Мы их знаем как родных, и за все ограничения, которым подвергаются украинские перевозчики, им нужно благодарить именно этих народных избранников».
Но помимо украинских перевозчиков доверием российской стороны вовсю злоупотребляют и их молдавские коллеги, в частности компания «Аэроком». В Европу самолёты этой компании почти не летают, в основном в Африку, а также страны Юго-Восточной Азии. Молдавские власти пять лет назад отняли у «Аэрокома» лицензию, но компания быстро перерегистрировалась и продолжила привычную деятельность.
Доходило до курьёзов. Дважды представители турецкой стороны просили Москву запретить полёты бортов «Аэрокома» над российской территорией – у официальной Анкары были свидетельства того, что именно эта молдавская компания перебрасывает оружейные грузы курдским сепаратистам. Американский журналист Дуглас Фара, сотрудничающий с международной неправительственной организацией Amnesty International, утверждает, что самолёты компании «Аэроком» поставили курдским сепаратистам «не менее 99 тонн самого современного оружия чешского и украинского производства». Часть грузов предназначалась для переброски в Багдад, чтобы вооружить силы коалиции и иракских полицейских, но до Ирака оружие не долетело.
«Россия оказалась заложницей исторической дружбы с Украиной и Молдавией, – считает зампред Госдумы Владимир Жириновский. – Невозможно полностью отследить грузы, которые перевозят тамошние авиакомпании, тем более что в ходу практика двух и более ответственных лиц. Загружают одно, а везут другое, информируя нас только о безобидных грузах. Проверить-то всё равно невозможно. Выход пока один: навсегда закрывать наше воздушное пространство для проштрафившихся перевозчиков, пойманных на подлоге. Кроме того, было бы полезно отслеживать предпринимателей из стран СНГ, которые занимаются поставками оружия и при этом пользуются нашими воздушными коридорами, тем более что фамилии этих людей хорошо известны».
Просмотров: 1988