Очередь лизать

Она выстраивается быстро, но пока ещё нет свалки, аврала, паники. Нет, просто одна за другой подъезжают длинные чёрные лимузины с правительственными номерами и, тихо сигналя, втекают один за другим в Кремлёвскую башню. Губернаторы и прочие товарищи прибыли «лизнуть».

Сегодня обязательная «форма лизания» определилась так: требуем третьего срока! Не корысти ради, а токмо волею пославшей нас России. Да, надёжа Государь, готовы бунтовать не сходя с колен — не покидай нас, милостивец, не на кого нас оставить, не отпустим тебя, хоть ты нас режь на куски.

Немудрено. Пошловато. Тошнотворно. Халтура она и есть халтура. Ну, что ж, нет Станиславского в зале, который крикнет «не верю!».

И правильно сделает, что не крикнет. Потому что вполне можно верить.

Ну, конечно, этим местным начальникам глубоко... ну, как бы то сказать по-парламентски... Да им глубоко безразлична судьба России, а тем более судьба обожаемого ими венценосца. Да они, собственно, и не пытаются всерьёз продемонстрировать, что их подобные тонкие материи волнуют.

Всерьёз же они демонстрируют власти то, что, несомненно, соответствует действительности: нам глубоко небезразлична наша личная судьба. И ради сохранения своих (сроков, банков, фирм детей и зятьёв и т.д., и т.п.) мы, как всегда, готовы на всё. Что мы и показываем. Сегодня возникла такая мода — стучать лбом «по третьему сроку» (или «за третий срок»). Значит, стучим лбом так. Завтра другая мода — стучим эдак-с. Наше дело стучать — на то и лоб. И не рассуждать!

Почему в Кремле не должны этому верить? Верят. Ведь это правда. Не любовь к России (про российскую нефть — спору нет, а зачем им остальная Россия?), не любовь к Президенту (зачем ему «любовь» этих пузатых дядек?), а абсолютная холуйски-радостная и торопливая покорность. Есть такое святое чувство? Есть. Ценит его власть? Ценит. Демонстрируют его все начальники «в очередь»? Демонстрируют. Где же тут ложь? Нет тут лжи...

Да, тут не ложь, тут вся история Государства Российского...

Осталось понять главное: мода спущена сверху или это «живое творчество начальственных масс»? А вот этого мы никогда не узнаем — так всё перепутано под ковром власти.

Ну и два слова «по сути». Вообразим на секунду, что «суть» не в желании «лизнуть, чтобы облизнуться», а в государственных заботах государственных мужей.

Итак. Первый аргумент. Нет никого на смену. 140 000 000 человек, из них 100 000 000 взрослых, из них 100 000 начальников, из них 1000 губернаторов, министров, депутатов, олигархов — и, представьте, никого нет! Да, сильно... Если бы в 1998-м Ельцин не обнаружил в своей администрации никому тогда не известного Путина, то или бы до сих пор нами правил Б.Н., или России бы уже не было на карте мира...

Второй аргумент. В такой момент... Это в какой? Когда некуда нефтедоллары девать? Или есть ещё какая-то вострая беда? Или предполагается резкое падение нефтяных цен к 2007 году? Но, боюсь, тогда столь же резко свалится и рейтинг президента, и третий срок сделается совсем уж странной мечтой начальства...

Всё. Аргументы кончились.

Теперь контраргументы.

Контраргумент, по сути, один. Нет вопросов — народ проголосует за третий срок. Но если это будет сделано, то с такими всем очевидными (см. выше) натяжками, под такой всем очевидной (см. выше) липой, что плохим, «неуважаемым» станет этот третий срок. А власть, над которой ухмыляются (ухмыляются те самые, кто проголосовал «как надо»), — слабая власть, шаткая, с ухмылкой в фундаменте. Такая власть чревата той самой революцией, чего хотелось бы избежать.

Каков же выход?

О, выход парадоксальный: соблюсти закон, провести выборы.

Да, в России — управляемая демократия, в особенности в том, что касается выборов президента. При том состоянии СМИ, административного ресурса, источников финансирования, какое мы имеем сейчас, выбор проводит один человек, как и в 1999-м. Выбор своего преемника.

Это так, всем известно. Но, с одной стороны, это лучше, чем «полулегитимный» третий срок. А с другой стороны, это, может быть, лучше, чем действительно свободные выборы. Когда народ реально говорит своё слово, то побеждает такой, наверное, хороший человек, но странный губернатор, как покойный Евдокимов. И кому от его победы стало лучше — ему? Или краю?

Разумной, нехолуйской, ответственной национальной элиты, способной из своей среды выбрать и предложить нации нескольких вменяемых кандидатов, у нас, увы, нет. А президент — хотя бы по должности — всё-таки наиболее ответственный человек в элите.

Бесполезно гадать, на ком он мог бы остановить свой выбор.

Мы на самом деле почти ничего не знаем об окружающих его «чекистах». Чуть более публичны «верные либералы» — Жуков, Кудрин, Греф. Впрочем, в этой среде, как говорят, идёт самая жестокая — внутривидовая — борьба (Греф — Кудрин). И совсем уж туманны губернаторы — от либерала Хлопонина до националиста Ткачёва.

Но на выбор у Путина в любом случае есть ещё целых два года...

Леонид Радзиховский

13.08.2007 16:37

Просмотров: 1252