Общество восстало против решения суда по делу «Оборонсервиса»

Преступление без наказания?

Ставить точку в деле «Оборонсервиса» – самом резонансном и показательном антикоррупционном процессе десятилетия – пока рано. Первая неделя «отсидки» Евгении Васильевой прошла в жанре реалити-шоу. Она возмущалась, что у неё в камере нет холодильника, требовала пилку для ногтей, жаловалась на второй ярус жёстких нар и тонкий матрас. Также Васильева заявила, что рисует маслом, а в камере только карандаши.

При этом известно, что в СИЗО № 6 в Печатниках есть спортзал, парикмахерская, меню изобилует такими гастрономическими изысками, как суши, пицца, шашлык… А вскоре экс-глава департамента имущественных отношений Минобороны вообще может выйти на свободу по УДО, поскольку домашний арест в шикарных апартаментах в центре Москвы засчитан ей как половина срока.

Спектакль под названием «следствие по делу «Оборонсервиса», а затем суд и «заключение» Евгении Васильевой в «элитное» СИЗО № 6 Москвы с самого начала напоминали фарс. Бывшая руководительница департамента имущественных отношений Минобороны, ставшая за время следствия звездой социальных сетей, устраивала вернисажи своих чудовищных картин, размещала в Facebook бездарные стихи, пела частушки, издавала поэтические сборники, а в это время следствие снимало с неё один за другим эпизоды, по которым она проходила в качестве подозреваемой. Так, с неё были сняты обвинения в хищении акций на 2 млрд рублей, её оправдали в эпизоде со зданием «Мосвоенторга» на Арбате, из обвинения исключили «кубанскую аферу» – суд посчитал недоказанным обвинение в злоупотреблении полномочиями при продаже участка на Кубани. Всего из 12 эпизодов уголовного дела изъяли 4, признав экс-чиновницу виновной лишь в мошенничестве и отмывании денег.

Сейчас защита Васильевой вообще настаивает на её полной невиновности и уже заявляет о намерении обжаловать приговор. Васильева также не признаёт себя виновной: на суде она просила оправдать её по всем пунктам. Результаты экспертиз следствия она назвала «ложными доказательствами» и обвинила экспертов в «умышленных ошибках». В общем, «не виноватая я…».

СПРАВКА

Бывшей главе департамента имущественных отношений Минобороны Евгении Васильевой изначально инкриминировались 12 эпизодов преступлений по ст. 159, 174.1, 285, 286 УК РФ (мошенничество; легализация денежных средств или иного имущества, приобретённых лицом в результате совершения им преступления; превышение и злоупотребление должностными полномочиями). Статьи, согласно которым осуждена Васильева, в частности мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК), предусматривают до 10 лет лишения свободы.

Бывший следователь по особо важным делам при генеральном прокуроре, адвокат Владимир Калиниченко, напротив, считает приговор слишком мягким: «Суд зачёл в пятилетний срок наказания для Васильевой время, которое она провела под домашним арестом, поэтому теоретически на свободу она может выйти уже через 2–2,5 года. Но фактически, думаю, это произойдёт намного раньше, не исключаю, что через несколько месяцев. Подавать на УДО она сможет уже в конце мая. Вообще, наказание в виде пяти лет колонии общего режима за хищения в особо крупных размерах – это насмешка над правосудием. Особенно если принять во внимание тот факт, что Васильева не раскаялась и не признала свою вину. У неё нет детей, она откровенно нарушала режим, находясь под домашним арестом, – об этом мне рассказывали следователи СК. Какие основания давать ей всего пять лет при таком размере хищений и при таких обстоятельствах?!»

Сравните: прапорщик Валерий Даниелян был приговорён Зюзинским судом Москвы к 12 годам лишения свободы за хищения квартир у Минобороны, подлежавших передаче военнослужащим в столичном регионе. Даниелян, являвшийся адъютантом бывшего главкома Сухопутных войск России, оформлял лицам, не имеющим права на жильё от военного ведомства, фиктивные выписки на право получения квартир и поддельные договоры социального найма. После этого обладатели фальшивых документов добивались приватизации жилья, а затем оно продавалось по рыночным ценам. А ведь в сравнении с миллиардами, украденными у государства Евгенией Васильевой, преступления прапорщика, осуждённого на 12 лет, – «цветочки».

Мысль о том, что Васильева согласилась взять на себя вину Сердюкова и немного отсидеть за него, чтобы успокоить общественное мнение, впервые посетила меня ещё во время затянувшегося следствия. Не случайно, думаю, затянувшегося... Умелый имиджмейкер ловко лепил из жёсткой, волевой дамы образ глупой блондинки, которая позировала ню, собирая в соцсетях тысячи лайков.

В то же время наш источник в военном ведомстве рассказывает, что экс-чиновница позволяла себе не только повышать голос на офицеров, но и нецензурно оскорблять их. После общения с ней генералы и за сердце хватались, и телефоны разбивали, но поделать ничего не могли: Васильева находилась на должности, которую до неё занимал генерал-полковник. Плюс покровительство самого министра…

Доверчивый министр

Дело Сердюкова действительно как-то стыдливо замяли. Официальное обвинение в халатности бывшему министру обороны РФ было предъявлено в декабре 2013 года. Вину он не признал. Хотя экс-министру грозило наказание, не связанное с лишением свободы, вести расследование фактически не стали. Сердюков был амнистирован в 2014 году как «защитник Отечества», а уголовное дело в отношении его закрыли. Главная военная прокуратура подтвердила, что он был амнистирован на законных основаниях. Тем временем именно с деятельностью Сердюкова связаны многомиллионные хищения при сделках с недвижимостью, автотранспортом, продажей земельных участков и сдачей в аренду лесных угодий.

Сейчас Сердюков не просто на свободе – он получил новую руководящую должность, снова ездит на машине с мигалкой, а его сын скупает недвижимость в Петербурге. Экс-министр стал генеральным директором Федерального исследовательского испытательного центра машиностроения. Кстати, возникает естественный вопрос: каков должен быть уровень организаторских талантов руководителя, которого столь легко обвести вокруг пальца, причём на миллиарды рублей? Ведь именно министр обороны согласно указу президента России обеспечивает в Вооружённых силах учёт, хранение и расходование материальных ресурсов и финансовых средств. Поэтому я считаю, что отговорки Сердюкова, что он был «не в теме» и что его «ввели в заблуждение», не имеют под собой оснований хотя бы согласно должностной характеристике министра. Но «доверчивый» экс-министр снова при делах и, не сомневаюсь, при деньгах…

Адвокат Владимир Калиниченко вспоминает: «В своё время я выступал категорически против смертной казни в отношении бывшего директора Елисеевского магазина Юрия Соколова, которого обвиняли в хищениях в особо крупных размерах. Дело в том, что он полностью признал свою вину, раскаялся и возместил ущерб. В случае с «Оборонвервисом» всё наоборот! И ещё во всём этом деле есть один убийственный аспект для всего нашего правосудия: понятие неотвратимости наказания отныне публично размыто. Нам как бы дают понять: воровать можно, но только избранным».

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Иван Мельников, первый вице-спикер Госдумы:

– Экс-глава департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгения Васильева большую часть ответственности, видимо, взяла на себя – решила выгородить своего шефа. Нас такая постановка вопроса не устраивает.

Ирина Мишина

18.05.2015 11:50

Просмотров: 3236