«Наша Версия» разбирается в этнических нарративах поп-музыки

Открытая варежка. Часть 2

К девяностым годам музыкальные «смеси» этнических взаимовлияний были весьма вдохновляющими. В этом виделся даже некий свежий «прорыв», привлекавший слушателей, своими чудом уцелевшим под натиском прошлых многочисленных рок и поп-музыкальных «потопов», этно-электронными «специалитетами».

Из наших предыдущих исследований становится более-менее понятным, что послужило причиной того, зачем широким народным музыкальным массам были предъявлены «новые» замысловатые ансамбли, певцы и певицы. Проанализируем, как и под каким «соусом» всё это «роскошество» подавалось.

Основными генераторами нового «движа» стали азиатские исполнители. Например, в состав одной из формаций под названием FunDaMental (сокр. FDM), сформировавших звуковую базу World Fusion, вошли: основатель проекта Пропа-Ганди (известный как Аки-Наваз), выходец из Западной Индии ди-джей и рага-рэппер Бад-Ша Лалламан, талантливо рифмовавший скороговорки на английском, пенджаби и владевший основами тоастинга (о котором мы говорили в нашем исследовании корней регги и ямайской музыки – авт.) и электронщик Блэк Ди. В компанию также влился вокалист Голдфингер Мэн-Тароо, уверенно барабанивший своими широкими ладонями на разновидности индийского национального ударного инструмента – «табле».

FDM почти сразу обозначили себя, как азиатский вариант известных «шумопоглотителей» из Public Enemy, чьи яростные эксперименты «на острие» рэпа, хардкора и металла, сопровождаемыми задиристыми текстами, создали им имя среди меломанов и критиков. Справедливости ради, отметим, что FDM не стали дотошно копировать находки Public Enemy, выдвинув на первый план элементы, характерные для азиатской музыки, танцев и сосредоточения, но не оставив без своего внимания политические аспекты. В рагу и рэп были нарочито и несколько сумбурно вплетены некоторые смыслы, обретающиеся в течениях сикхизма, ислама и индуизма. Для полноты впечатления к ним были добавлены цитаты из речей ряда политиков, вроде Нельсона Манделы, Махатмы Ганди и… Малкома Литтла («Икса») – одного из лидеров одиозных «Чёрных Пантер», проповедовавших идеи «чёрного национализма». Получилось, на мой взгляд, лихо, но очень эклектично…

Ангкор. Здание. Лицо (фото: Татьяна Егорова)

Коллектив Trans Global Underground (его иногда кратко именуют TGU) пошёл иным путём. Артисты больше обращали внимание на музыку и не слишком заострялись на политике, выдавая экзотический гибрид даба, хауса, рэпа и ритмов народно-традиционной музыки. Волею случая в нём собрались продвинутые фанаты безумных сэмплов, к которым присоединился вокалист Нейл Спаркес, читающий рэп. Реальным украшением TGU стала индийская певица и исполнительница танца живота Наташа Атлас.

Представления музыкантов изначально были весьма продуманы и искусны. Голисистая Наташа вокалировала, словно сирена из древнегреческих мифов, одновременно, зажигательно танцуя. Остальные надевали экзотические племенные маски и по ходу действа начинали «шаманить», вызывая к жизни гипнотическую смесь электронных клавиш, гула реверберирующих гитар, звуков аутентичных восточных инструментов и разнообразной перкуссии!

Порождаемый ими «сплав» мог напомнить кому-то летнюю сюрную этно – «окрошку», приправленную кисломолочными напитками или бродящим «квасом» танцевальных вибраций. Но не всё было так однозначно! В своё время TGU прославила композиция «Temple Head», где островные таитянские распевы были вкусно наложены на перчёные африканские бурундийские барабаны. Их дебютник «Dream Of 100 Nations» (чьё название можно перевести с английского, как «Мечты» («Сны») 100 Наций»)) вполне оправдал себя не только ярким названием. Он был наполнен экзотическими звуками индийских фисгармоний и гулом женских голосов, где сэмплы служили, скорее, «приправой» для треков, чем личным мелодическим вкладом!

Ангкор. Фигуры на здании (фото: Татьяна Егорова)

Интересно, что TGU не остановились в своём творческом поиске. Они продолжают собирать и пополнять гигантский архив для производства этнических сэмплов, привитых и прививаемых к ветвистым «стволам» танцевальных битов. Их синтез полон сладостных восточных обещаний и туманной танцевальной электроники, но является ли он классическим (в традиционном смысле) и стремится ли стать таковым, будучи музыкальным ремиксом – для меня (пока) остаётся под вопросом, о чём мы поговорим далее.

Видео не может быть загружено.

Продолжение следует.

Ким Филбин

26.08.2024 11:03

Просмотров: 2702