«Наша Версия» исследует феномен джаз-рока

«Сарынь» джаза – на «кичку» рока. Часть 1

Исследователи музыки авторитетно утверждают (и с ними трудно не согласиться), что джаз-рок, представляющий собой «сплав», «синтез» джаза и рока, является одним из наиболее сложных и «навороченных» стилей в музыке ХХ и ХХI веков.

«Увлечено цветами,

как сердце мое могло

остаться со мною?

Разве не думал я,

что все земное отринул?»

Сайгё (из сборника стихов «Горная хижина»).

Уверен, что подкованные в музыкальном отношении читатели сами знают, что к чему в яркой истории джаза и в не менее ослепительной истории рока. Но, как ни странно, при всем изобилии «навороченных» стилей интерес к джаз-року никуда не пропадает, оставаясь стабильным и даже понемногу возрастает с течением времени. Появляются новые имена и весьма любопытные работы как джазовых, так и рок-музыкантов, уводящие нас по проторенным тропам классиков жанра в совсем неизученные области джаз-рока.

(фото: Wikimedia Commons/Norman Bruderhofer)

Думаю, что некоторые моменты, имеющие прямое отношение к теме нашего исследования, посвященного джаз-року, осветить лишний раз не помешает. Напомню основное: принято считать, что джаз родился в Новом Орлеане в конце 19 века. Его рождение произошло от творческого слияния функциональной оркестровой музыки (игра в кабаках по праздникам), музыки негритянских и креольских марширующих оркестров (свадьбы, похороны) со всем многообразием искусства гастролирующих менестрелей, виртуозно жонглировавших этническими мотивами своих музыкально одаренных африканских предков.

Видео не может быть загружено.

Скотт Джоплин (фотоru.wikipedia.org)

Рэгтайм (от «raggin’» – «придумывание на ходу») некоторое время был популярен. В начале ХХ века из смешения маршей, рэгтаймов (где знаковым является имя Скотта Джоплина) и блюзов начинает формироваться так называемый традиционный джаз. Джазовый бум совпал с изобретением граммофона. Символом джаза становится саксофон. К двадцатым годам ХХ века появляются первые мастера игры на саксофоне в основном из «белых» музыкантов. Новоорлеанский (хот-джазовый) стиль доминирует. К тридцатым и сороковым годам радио постепенно вытесняет граммофон.

Процесс развития джаза ускоряется так, что к середине тридцатых годов джаз уже в качестве основного жанра американской музыки тех лет активно прорастает в свинг, подразделяющийся на нью-йоркский свинг «малых оркестров» и свинг, исполняемый биг-бэндами. Соответственно из музыкантов выделяют Бенни Гудмена (из «белых») и Каунта Бэйси (из «черных»). Образуется характерная мода, стиль. Свинг в свою очередь буйно разветвляется, дав утвердиться к середине сороковых годов бопу (или бибопу) и кул-джазу.

Видео не может быть загружено.

Боп по своей сути явился революционной модернизацией новоорлеанского хот-джаза!

Боп провозгласил диктатуру беспрекословной свободы, культ свободной импровизации, новаторство в ритмике, гармонии, мелодике, форме. Джазмены принялись извлекать из своих инструментов дичайшие звуки, а барабанщикам дали такую волю, от которой опомниться им уже было не суждено. Неслучайно знаменитый литератор и битник Джек Керуак объявил бибоп источником «философии нового мира».

Не описать словами то, что начали вытворять «неофилософы» на сцене и в жизни, внося своеобразный протест и самоутверждение также в манеру говорить, одеваться, в проведение досуга, в свое поведение и быт (что, на мой взгляд, отчасти повлияло на современные крафтовые пивную или кофейную субкультуры, развившиеся в начале ХХI века). Например, трубача Ли Моргана после активного выяснения отношений с подругой просто пристрелили, не отходя далеко от сцены, и это был отнюдь не единичный случай…

Диззи Гиллеспи (фото: Wikimedia Commons/Roland Godefroy)
Чарльз Мингус (фото: Wikimedia Commons/ Tom Marcello)

Видимо, от бопа с его культовыми фигурами в лице умевшего непередаваемо надувать щеки Диззи Гиллеспи или виртуозного Чарльза Паркера и перешел к року в наследство весь нерастраченный авантюризм и тяга к покорению вершин духовной и музыкальной раскрепощенности, над которыми играючи парили Майлз Дэвис, Чарльз Мингус, Арт Блэйки и многие другие джазмены.

Расширение в бесконечность джазовой музыки через фри-джаз пятидесятых и шестидесятых годов было стремительным и недолгим. Впитавшее в себя философские мировоззрения битников и хиппи направление фри-джаза реализуется посредством еще большего стремления к музыкальной свободе.

Сесил Тэйлор, Телониус Монк, Орнетт Коулмен, Арчи Шепп, Джон Колтрейн провозгласили полное освобождение от «тирании» тактов, последовательностей аккордов, постоянных темпов и даже определенной высоты звука. Во фри-джазе привлекает полное свободомыслие. Здесь не принято задумываться над тем, что скажут другие. Джазмен говорит: «Я сыграл, значит – можно!». Дэвис и Колтрейн жили музыкой, дышали ею, что аллегорически и очень талантливо описано в повести Хулио Кортасара «Преследователь»…

Видео не может быть загружено.

Можно сказать так, что фри-джаз – не стиль и не жанр. Это – нечто иное. Сказочный мир, где автору дозволено воплотиться в собственное творение! В поп-музыке к такому идеалу нет смысла даже стремиться. Но если говорить о ритмических и стилевых особенностях рок-музыки, то именно ее лучше всего сопоставлять с джазом, как искусством, где впервые зародились профессиональные понятия «драйв», «свинг», «бит». Где от музыкантов требуется не просто развитое чувство ритма, а наличие специфической эмоциональной энергии и особого исполнительского чувства, а также умения передать, всю вырабатываемую гамму эмоций и чувств, слушателю (то есть нам с вами).

Продолжение следует.

Роман Егоров

07.04.2022 12:13

Просмотров: 7384