На Западе почти не сомневаются – А321 был уничтожен террористами
AIR-акт
Этот номер нашей газеты уже был готов к печати, когда пришло сообщение: Россия отменила все полёты в Египет, признав тем самым неоднозначность версии о поломке на борту. Значит, всё-таки теракт?
Настораживает и реакция Запада. Она видится как минимум странной. Президент США Барак Обама допускает, что разбившийся в Египте российский самолёт был уничтожен в результате взрыва: «Определённо есть вероятность, что на борту была бомба». И британский премьер Дэвид Кэмерон также считает «более вероятным», что аэробус потерпел крушение в результате взрыва. При этом ни тот ни другой не называют спецслужб, на чьи данные они могли бы сослаться, делая свои громкие заявления. И тут явно что-то не так: очень похоже на то, что спецслужбы, как говорится, не при делах и никаких данных о взрыве у них нет и в помине. А заявления Обамы и Кэмерона, таким образом, чистый блеф, цель которого – заставить занервничать их российского коллегу Владимира Путина. «Западу очень выгодно загнать Путина в тупик, вынуждая его принять «вызов» террористов и существенно расширить с ними борьбу, – поясняет востоковед Анатолий Несмиян. – Либо Путину придётся признать, что в таких условиях борьба с терроризмом выглядит для него неподъёмной задачей, свернуться и уйти из Сирии. Собственно, есть и третий вариант, когда Путин закусит удила и сообщит, что будет воевать до последнего террориста. Любой вариант устраивает Запад – поэтому лидеры США и Британии и делают такого рода заявления».
К слову сказать, во время недавней встречи в Лондоне с президентом Египта Абделем Фаттахом ас-Сиси британский премьер гораздо тщательнее выбирал выражения: «Мы не можем быть уверены, что российский лайнер разбился в результате теракта, но это представляется всё более вероятным». Зато ас-Сиси поспешил дезавуировать заявления запрещённого в РФ «Исламского государства» о причастности к теракту, назвав его пропагандой, направленной на подрыв стабильности и безопасности Египта. Ас-Сиси понять можно: если это теракт, то египетскую туристическую отрасль ждут нелёгкие времена. Чем дольше продлится неясность, тем лучше для Каира. Между тем Би-би-си сообщила: британские следователи полагают, что взрывное устройство могло быть установлено в грузовом отсеке A321 непосредственно перед взлётом. По данным английских журналистов, некто, имеющий доступ к багажному отсеку самолёта, мог поместить взрывное устройство сверху или внутри багажа. Так или иначе, но правительство Великобритании на всякий случай запретило авиакомпаниям Соединённого Королевства летать в Шарм-эш-Шейх. Вслед за Британией ряд других европейских стран прервали авиасообщение с этим курортным городом и отказались летать над Синайским полуостровом, на территории которого действуют отряды вооружённой оппозиции.
Между тем в Москве предостерегли от преждевременных выводов о причинах крушения и отметили, что регулярно появляющиеся в прессе «выводы, сделанные до окончания официального расследования», крайне затрудняют работу официальной технической комиссии. В свою очередь, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отметил, что «говорить официально о версиях крушения пока невозможно», а глава Росавиации Александр Нерадько призвал авиационное сообщество «воздержаться от преждевременных заключений».
Тем не менее слово «теракт» звучит всё чаще. И похоже, что всё-таки небезосновательно.
«Техническая неисправность – это самая маловероятная причина»Предположения о том, что имел место именно террористический акт, придерживается и эксперт Леонид Токарский – в недавнем прошлом один из самых известных специалистов израильского концерна «Авиационная промышленность».
– Есть четыре вида аварий в авиации, – утверждает он. – Техническая неисправность, человеческий фактор, некое внутреннее воздействие, внешнее воздействие. Так вот, я очень хорошо знаком с устройством авиалайнера Airbus A321 и могу утверждать, что техническая неисправность – это самая маловероятная причина.
По словам Токарского, система безопасности этого самолёта продумана до мельчайших подробностей; что бы ни произошло, какая бы «деталь» ни вышла из строя, всегда есть некий «дублирующий вариант», предусматривающий работу в экстренном режиме. Так, если, скажем, отказал один из двух двигателей, то самолёт вполне успешно может совершить посадку.
Что же касается второго параметра – человеческого фактора, то и он, по мнению Токарского, не играет сегодня особенной роли.
– Нынче пилоты – по большей части статические фигуры, ибо всё решает автоматика.
Проблемы могут начаться только тогда, когда пилот берёт управление на себя по каким-либо причинам. Как было, скажем, в том случае, когда французский пилот, оставшись один в кабине, решил покончить жизнь самоубийством, – уверяет он.
Отметает Токарский и такую причину, как изношенность самолёта.
– Этот термин вообще идёт от невежества, – заявляет эксперт. – Современные авиалайнеры обладают колоссальным запасом прочности. Более того, надёжность использования машины гарантируется четырёхуровневым техническим обслуживанием – от ежедневного до специального, когда проверяются тщательно все детали и узлы самолёта. Любая деталь, любой прибор в данном случае имеют свою документированную «историю», их невозможно подделать и тем самым спровоцировать катастрофу.
Потому, как утверждает Токарский, он и склоняется к версии о хорошо продуманном террористическом акте.
– Я полагаю, что есть лишь две причины, приведшие к трагедии. Это либо попавшая в авиалайнер ракета, либо взрывчатка, сработавшая внутри самолёта.
Кстати, любопытен опрос, проведённый израильским порталом Zahav.ru, в котором респондентам предлагалось оценить различные варианты причин, повлёкших за собой трагедию с рухнувшим самолётом. Так вот, почти 70% опрошенных пришли к выводу, что главная причина – это взрывное устройство, доставленное боевиками на борт лайнера.
Бедуины в аэропорту Шарм-эш-шейха готовы на всё
Увы, с технической точки зрения организовать подобного рода теракт не составляет большого труда. Мы не знаем на 100%, насколько профессионально организована безопасность аэропорта Шарм-эш-Шейха. Но мы знаем о ситуации в Египте вообще и на Синае в частности.
Среди персонала аэропорта Шарм-эш-Шейха много бедуинов, мягко говоря, не симпатизирующих властям, которые относятся к ним как к людям второго сорта. Именно это высокомерное и безразличное отношение побудило многие бедуинские племена поддержать радикальные группировки на Синае. В большинстве своём речь идёт о молодых людях из бедных многодетных семей, для которых не то что миллион, но даже 10 тыс. долларов – баснословные деньги. Добавьте к этому застарелые обиды, и станет понятно, почему бедуинский мужчина без больших сомнений примет предложение экстремистов «помочь правому делу». Кроме того, несмотря на усилия властей, и прежде всего президента Абдель Фаттаха ас-Сиси, в спецслужбах Египта находится много сторонников исламистских группировок типа запрещённой в РФ «Братья-мусульмане». Вспомним, что именно ими был убит Анвар Садат осенью 1981 года. Они пойдут на сотрудничество с экстремистами не из обиды и желания наживы, но по идеологическим соображениям. И они точно знают, что их единоверцы не пострадают, потому как в самолёте находятся только иностранные туристы – «гяуры».
Остальное – дело техники. Бомба может быть пронесена на борт грузчиком, сотрудником службы охраны или кем-либо ещё из персонала. Служба безопасности может «не заметить» человека, проникшего через внешние заграждения; техник, занятый досмотром борта, может «случайно» повредить двигатель или заложить взрывное устройство. Установить виновного, возможно, и удастся, но он уже будет вне досягаемости среди соплеменников, кочующих по гигантской пустыне Синайского полуострова.
Всё это делает теракт вполне возможным с технической точки зрения и мотивированным идеологически, учитывая действия РФ в Сирии. Вот и военно-политический обозреватель Алекс Векслер полагает, что не зря группировка «Вилайят Синай» («Провинция Синай», бывшая «Бейт аль-Макдис»), ассоциированная с запрещённым в России «Исламским государством», взяла на себя ответственность за авиакатастрофу. По его словам, в пользу этой версии говорят многочисленные факты. Как утверждает Векслер, Синай сегодня кишмя кишит игиловцами, у них весьма разветвлённая сеть осведомителей и своих людей повсюду, включая, разумеется, и аэропорт. Таким образом, им ничего не стоило незаметно пронести взрывчатку и подложить, скажем, её в багажное отделение.
– Кроме того, – говорит Векслер, – я внимательно проанализировал все сообщения, поступавшие с самого начала исчезновения самолёта, и сразу же обратил внимание на их противоречивость, причём как с египетской, так и с российской стороны. Складывалось впечатление, что нас упорно хотят увести от «террористической версии» как наиболее вероятной. Дело в том, что если подтвердится версия с диверсией, – отмечает Векслер, – то возникает, по сути, новая ситуация, при которой Египет должен признать, что несёт всю полноту ответственности за эту трагедию, а Россия вынуждена будет согласиться с тем, что случившееся – это результат её участия в военных действиях в Сирии. Ни одной, ни другой стороне этого не хочется.
ОПЫТ
По законам военного времениЛучшее средство предотвратить теракт – искать террористов, а не бомбу
Даже если выяснится, что причиной катастрофы А321 был не теракт, России всё равно придётся изменить своё отношение к обеспечению безопасности полётов. Готовы ли к этому отечественные спецслужбы и общество в целом?
Призывы к ужесточению норм безопасности уже прозвучали. При этом упор делается на повышение уровня технической оснащённости постов безопасности, а также усиление патрулирования. Однако специалисты отмечают: сегодня в мире есть только один пример успешного противостояния террористической угрозе. Опыт этот – израильский. И успех его базируется совсем на иных приёмах. Которые, увы, в России пока что не развиты вообще.
Аэропорт Бен-Гурион считается одним из наиболее надёжных в мире по той причине, что главная роль отводится здесь не техническому контролю (на каком бы высоком уровне он ни осуществлялся), а работе сотрудников безопасности, опрашивающих пассажиров ещё до регистрации. В большинстве своём это девушки, обладающие развитой интуицией и навыками психологической работы. Их цель – разговорить человека и внешне невинными вопросами заставить потенциального террориста запутаться и начать волноваться, тем самым выдав себя. В случае если возникает подозрение, начинается уже второй этап досмотра – с тщательной технической проверкой.
При этом, по словам бывшего консультанта по вопросам безопасности в аэропорту Бен-Гурион Рафи Села, концентрация внимания на предметах, перевозимых пассажирами (от перочинных ножиков до бутылок с водой и парфюма), приоритет чему отдают в большинстве аэропортов мира, – ошибочный шаг. «У нас вы можете пронести на борт стаканчик с кофе, это не важно. Мы проверяем прежде всего пассажира, а не его багаж. Если ты законопослушный гражданин, какая разница, что ты берёшь с собой на борт?» – говорит он. Вот и Рафаэль Рон, бывший директор службы безопасности аэропорта Бен-Гурион, напоминает, что мегатеракт 11 сентября был совершён с помощью «японских ножей» для вскрытия картонных ящиков, которые вообще не считались оружием. Искать, как утверждает он, следовало не оружие, а террористов. И именно непосредственный разговор, визуальный контакт, интуиция и наблюдение за собеседником лучше всего выдадут его намерения.
Второй приём борьбы с террористами по-израильски – создание сужающихся «концентрических кругов» безопасности вокруг самолёта. В западных аэропортах проверка сосредотачивается на этапе, предшествующем посадке в самолёт. В Израиле она начинается с въезда на территорию аэропорта. Каждое прибывающее транспортное средство проезжает своего рода КПП, на котором осуществляется внешний досмотр. Опять-таки досмотр визуальный, но и здесь ставка делается на то, что террорист выдаст себя нервозностью или неадекватным поведением. Кроме того, проезжающие машины «сканируются» сенсорными датчиками и рентгеновским излучением. Территория аэропорта также оснащена устройствами по распознаванию взрывчатки, а багаж помещается в камеру давления, чтобы спровоцировать взрыв, если он содержит бомбу.
В-третьих, сбор данных о пассажирах начинает осуществляться с момента заказа ими билетов, отчего все они проверяются ещё до посадки. При этом не имеет значения, заведено ли на них в полиции дело и находятся ли они в списках Интерпола.
Эта многоуровневая защита гарантирует безопасность полётов. У неё есть один изъян – вероятность того, что у террористов будет пособник (или пособники) внутри персонала службы безопасности. Однако в Израиле это практически невозможно – в столь маленькой стране еврей не пойдёт на сотрудничество с террористом по той причине, что в самолёте вполне могут оказаться его друзья и родственники, а отбор в систему безопасности крайне жёсток и исключает возможность попадания сюда людей с неустойчивой психикой и экстремистскими взглядами.
Просмотров: 3534