МС-21 получился слишком «упитанным»
Далеко не улетит
Из приведённых ОАК данных следует, что дальность полёта МС-21-300 в двухклассной компоновке на 175 пассажиров составляет 3830 километров. При этом ранее она равнялась 5100 километрам. «Ранее мы приводили параметры, рассчитанные для проекта будущего, а теперь речь идёт о реальной машине», – объяснили в корпорации.
Авиационные эксперты отмечают: уточнение характеристик самолёта в процессе его создания – ситуация распространённая. Тем более что в случае с МС-21 подобное было ожидаемо. Причиной сокращения дальности полёта стал увеличившийся вес самолёта. А вырос он потому, что из-за санкций ОАК пришлось спешно создавать отечественные заменители иностранным комплектующим и материалам. В том числе крыльям, изготавливаемым из композитов. В результате самолёт потяжелел почти на 6 тонн.
Тем не менее у профессионалов новость вызвала бурную реакцию. «3830 километров – это дальность полёта в типовой двухклассовой компоновке (175 пассажиров, из них 16 в бизнес-классе и 159 в экономе), а не с полной коммерческой загрузкой. При этом стартовый заказчик, авиакомпания «Россия», планирует получить МС-21 в одноклассной компоновке. В этой конфигурации самолёт сможет перевозить до 211 пассажиров, то есть дальность будет ещё меньше: в реальности с учётом запаса топлива машина будет пригодна для маршрутов протяжённостью в районе 3 тыс. километров. То есть этому чуду будут недоступны даже регулярные рейсы Москва – Иркутск?» – возмущается заслуженный лётчик-испытатель, Герой России Александр Гарнаев.
Дальность можно регулировать загрузкой, поясняет пилот Алексей Базеев. Но чем меньше пассажиров, тем дороже стоимость полёта. А для авиакомпаний экономика стоит на первом месте. МС-21-300 называли прямым конкурентом «Боинга-737» и Airbus А320, делая упор на повышенный комфорт салона российского лайнера и его низкую стоимость. Салон у МС-21 действительно на 27 сантиметров шире, чем у американца, и на 11 – чем у аэробуса. Но это, похоже, теперь единственное преимущество. Так, дальность полёта А320 Нео составляет 6500 километров при 180 пассажирах, а у Boeing 737 MAX 9 – 6570 километров при 200 пассажирах. Что же до стоимости, то в июле стало известно: цена МС-21 увеличилась до 7,6 млрд рублей – таким образом, он стал стоить почти как аэробус.
На этом фоне возникает вопрос: что должно побудить зарубежных перевозчиков покупать новый российский самолёт? О том, что иностранцы буквально мечтают получить МС-21, на прошлой неделе рассказал глава ОАК Вадим Бадеха, представивший лайнер на авиасалоне в Дубае. Конечно, если посулить им хорошую скидку, они наверняка согласятся, вот только можно ли назвать такой подход экономически оправданным для России?
«Не до жиру, страна обложена санкциями, поэтому будем летать на том, что есть», – уже звучат аргументы. С одной стороны, как тут не согласиться – из-за прекращения поставок самолётов и запчастей российские перевозчики оказались на грани кризиса. Однако появление МС-21 в его нынешнем виде не только не решит проблему, но может ещё и усугубить её. Как ранее отмечал глава Росавиации Дмитрий Ядров, к 2030 году из парка авиакомпаний выйдет 339 самолётов, в том числе боинги и аэробусы, закрывающие сегодня сектор среднемагистральных перелётов. Как уже ясно, МС-21 не сможет занять их место. И что делать тогда?
Просмотров: 1368