Модернизации российского спорта должно помочь бизнес-сообщество

Построили Сочи

В минувшую пятницу в Сочи состоялось заседание Совета по развитию физкультуры и спорта при президенте – первый официальный «разбор полётов» после неудачной для российской сборной Олимпиады в канадском Ванкувере. На нём президент Дмитрий Медведев в очередной раз раскритиковал существующую систему подготовки атлетов к крупнейшим стартам и определил для спортивного сообщества пути реализации задачи успешного проведения зимних Игр-2014, что пройдут на Черноморском побережье Кавказа.

Провал на недавно закончившихся зимних Олимпийских играх вызвал вполне ожидаемую резкую реакцию высшего руководства и, как признают все заинтересованные лица, случился как нельзя вовремя. В ближайшие дни со спортивными чиновниками предстоит разбираться Совету Федерации (31 марта) и Государственной думе (7 апреля), и можно не сомневаться, что они также вынесут функционерам суровый приговор. Время для того, чтобы исправить положение дел, ещё есть. К Олимпиаде 2012 года в Лондоне – а в летних видах спорта ситуация ничуть не лучше, чем в зимних, – пожалуй, не успеть. А вот к домашним Играм в Сочи всё ещё очень даже можно обустроить.

В здании Олимпийского комитета России на Лужнецкой набережной многочисленные отставники уже давно начали паковать чемоданы. Первым в длинном списке оказался лично глава ОКР Леонид Тягачёв... Поступок Леонида Васильевича, который написал заявление об уходе едва ли не на больничной койке – главный олимпиец России был простужен после поездки в Ванкувер, – вызвал уважение на всех уровнях государственной власти. Дескать, услышал человек критику со стороны главы государства, нашёл мужество признать ошибки, взял ответственность на себя... В том же ключе пытались сформировать и общественное мнение.

И как-то совсем незамеченным остался визит г-на Тягачёва в администрацию президента РФ буквально накануне отставки – походу на Старую площадь не помещала даже высокая температура. А это ведь означает, что экс-глава олимпийского ведомства до последнего момента надеялся сохранить за собой престижный пост. Но не сложилось: из пары министр спорта –

Вслед за руководителями широкого профиля начали уходить и начальники, отвечавшие за конкретные виды спорта. Подали в отставку главы федераций лыжных гонок Владимир Логинов, горнолыжного спорта и сноуборда Андрей Бокарев, фристайла Александр Черкасов, санного спорта Валерий Силаков – его, правда, пока не отпустили коллеги-саночники. О том, что не станет выставлять свою кандидатуру на ближайших выборах, объявил представляющий фигурное катание Валентин Писеев. Со дня на день ожидают заявлений о сложении полномочий от Ольги Андриановой (кёрлинг) и Владимира Славского (прыжки с трамплина и лыжное двоеборье). А руководивший российским шорт-треком Геннадий Бурбулис объединил своё ведомство с Союзом конькобежцев России, не претендуя на первые роли...

В стороне пока остаются только те, к кому по итогам Игр-2010 формальных претензий нет: главы федераций биатлона (Михаил Прохоров), хоккея (Владислав Третьяк), бобслея и скелетона (Никита Музыря) и конькобежного спорта (Алексей Кравцов).

К слову, все уходы выглядят как сугубо добровольные акты, ведь формально федерации – организации общественные, и вмешиваться в их дела государственным органам строго запрещено. За этим следят и Международный олимпийский комитет, и межнациональные спортивные структуры. Но, естественно, каждому из российских отставников так или иначе намекали на необходимость принятия «мужественного решения».

Например, Владимир Логинов, по некоторым сведениям, большой приятель Тягачёва, не имевший в прошлом никакого отношения к лыжному спорту, вынужден был уйти по классической схеме советских времён. Лыжники-олимпийцы на традиционной встрече с президентом страны передали Дмитрию Медведеву коллективное письмо, в котором в пух и прах раскритиковали логиновские методы руководства и распределения государственных средств. В подмётной по своей сути бумаге досталось не только главе федерации, но и главному тренеру Юрию Чарковскому.

После этого главному лыжнику страны не оставалось ничего другого, как собирать вещи. Другой вопрос, почему спортсмены молчали о ситуации в сборной прежде, почему не обратились к главе государства накануне Олимпиады или не высказали всё, что накипело, Логинову и Чарковскому лично? Видимо, ждали подходящего повода… В этой связи возникает вопрос: а если бы наша сборная выступила в Ванкувере чуть успешнее и принесла в общую копилку не четыре, а, скажем, шесть медалей, что было вполне реально, то о кризисной ситуации в лыжном спорте никто так бы и не узнал?

В вину «ответственным лицам» вменяется прежде всего именно неумение расходовать средства, которые на большинство олимпийских видов даёт государство. Не случайно перемены пока не затронули бобслей, спонсируемый одной-единственной компанией, в которой г-н Музыря является президентом, и коньки, где в последние годы рулит г-н Кравцов, глава крупной коммерческой структуры. А добившийся в Ванкувере неплохих результатов президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России (ФГССР) и по совместительству председатель совета директоров УК «Кузбассразрезуголь» Андрей Бокарев, хотя и решил в соответствии с президентскими указаниями уступить место «профессионалу спорта», собирается возглавить попечительский и наблюдательный советы ФГССР.

Ещё одно коллективное письмо президенту страны Дмитрию Медведеву и премьеру Владимиру Путину направили ветераны советского и российского спорта. «По нашему мнению, результаты Ванкувера-2010 явились закономерным итогом длительного периода деградации спортивной системы и многочисленных экспериментов с системой управления отечественным спортом, – утверждают наши звёзды. – В итоге мы получили ситуацию, когда за спорт высоких достижений отвечало сразу несколько ведомств с размытыми функциями, полномочиями и ответственностью, а за массовый спорт по большому счёту – ни одно». При этом спортивные федерации и сборные команды финансируются из государственного бюджета, но являются общественными организациями, не подотчётными государству.

«В стране отсутствуют системная спортивная медицина, производство спортивного инвентаря и технических средств. В итоге нет ни управления, ни ответственности, ни технических возможностей для качественного рывка в развитии российского спорта», – констатируют знаменитые спортсмены, среди которых хоккеист Вячеслав Старшинов, фигурист Александр Горшков, биатлонисты Александр Тихонов и Виктор Маматов, гимнаст Алексей Немов, борец Михаил Мамиашвили.

К сожалению, выводы ветеранов подтверждают и итоги выступлений российских молодёжных и юношеских сборных на чемпионатах мира по зимним видам спорта. В общекомандном зачёте наши юниоры занимают по итогам нынешнего сезона только седьмое место в мире, пропустив впереди себя не только признанных грандов мирового спорта из Германии, Норвегии и США, но и сборные Франции, Голландии и Южной Кореи.

Как и у их взрослых товарищей в Ванкувере, у наших молодых атлетов нет ни одной награды мировых первенств в кёрлинге и фристайле, шорт-треке и лыжном двоеборье, прыжках с трамплина и сноуборде. А ведь речь в данном случае идёт о поколении спортсменов, которые к Играм в Сочи будут находиться в оптимальном для спортсмена возрасте – 23-25 лет.

Одними только отставками первых лиц коренного изменения ситуации в спортивных федерациях не добиться. Можно, например, сколько угодно говорить о российском кёрлинге, из которого его руководители якобы сделали «семейный бизнес», но факт остаётся фактом – никому в нашей стране, кроме г-жи Андриановой, старинная шотландская игра на льду с камнями по большому счёту не нужна. У нас ведь не было и нет ни одного профессионального поля для кёрлинга. Как нет, к слову, ни одной оборудованной по мировым стандартам снежной «трубы» для сноуборда, ни одного трамплина для прыжков на лыжах, ни одной качественной трассы для санного спорта и бобслея...

То же самое можно сказать и о горных лыжах: этапы Кубка мира по этому виду спорта в нашей стране проводить пока негде. Стоит вспомнить и о стоимости льда для занятий фигуристов и мастеров шорт-трека, которые даже в самых крупных спортивных центрах вынуждены довольствоваться тем, что остаётся от расписания хоккейных клубов и школ.

До Олимпиады в Сочи, где перед нашими спортсменами ставится задача минимум войти в тройку сильнейших команд мира, а максимум – победить, остаётся всего четыре года. При этом у российского спорта, по сути, два пути. Первый – китайский. К нему призывают те, кто помнит советские времена и понимает, что сломать систему, в которой воспитывались Старшиновы и Тихоновы, очень сложно. И можно заново отстроить некую «властную вертикаль» с чётким пониманием того, кто и за что отвечает. Сложнее всего будет установить ответственность общественных федераций перед государственным Министерством спорта за выделяемые деньги. Но ведь в Китае как-то с этим справляются? И, к слову, в Советском Союзе справлялись тоже...

Второй вариант развития спорта – по примеру Канады. В Стране кленового листа всерьёз озаботились состоянием спорта, когда Ванкувер получил право на проведение Игр-2010. И за ударную спортивную пятилетку там не только научились правильно расходовать бюджетные средства, но и сумели привлечь к сотрудничеству с федерациями частных инвесторов.

Скорее всего этот путь будет избран и применительно к российскому спорту. Тем более что пример Союза биатлонистов России, глава которого бизнесмен Михаил Прохоров сумел не только «помочь материально», но и за короткий срок отладить дышащую на ладан управленческую структуру, вполне показателен. Так что следует в ближайшее время ожидать привлечения к содержанию и управлению спортивными федерациями и других наиболее прогрессивных представителей бизнеса...

Дмитрий Ледашин

29.03.2010 12:10

Просмотров: 1686