Мир начинает «закипать» – то ли к войне, то ли к большому переделу и новому мировому порядку

На горячих углях

Горячо повсюду, от Балкан до Индокитая. Турки начали военную спецоперацию в Северном Ираке, сербы, как уверяют косовские албанцы, готовятся к освободительному походу на Приштину, а у китайцев уже всё готово для воссоединения с Тайванем. Добавьте к этому массовые протесты в Европе и неясные перспективы Джо Байдена накануне выборов в сенат и палату представителей США. Ожогов, похоже, не избежать?

«Мы в опасности!» – бьёт в набат косовский премьер Альбин Курти в интервью от 19 апреля греческому изданию Kathimerini. «Во время последней встречи президентов России и Сербии Вучич показал Путину на карте северную часть Косово – районы компактного проживания сербского меньшинства. Зачем он это сделал?!» Курти уверен, что косовской независимости может настать конец уже в этом году. Дескать, ситуация на Украине повлечёт дестабилизацию на Балканах («сербы находятся в патриотическом угаре от действий России на Украине»), «включая Боснию, Косово и Черногорию». «На западе Балкан они (россияне. – Ред.) могут поручить проведение операций Сербии, – указывает косовский премьер, – поэтому я тревожусь за наш регион. В 2012 году Сербия и Россия провели военные учения дважды, в 2016-м – 50 раз, а в прошлом году – уже 100!» Незадолго до президентских выборов и собственного переизбрания Вучич, по сообщениям косовской прессы, и правда чуть было не начал наступательную операцию – поводом стали нападения на сербов на севере Косово. Тогда отложили, но теперь-то, после переизбрания, к чему затягивать неизбежное? Порядка 85% сербов требуют возвращения Косово военным путём и крайне ревниво следят за происходящей спецоперацией на Украине. Так что Вучичу, похоже, не отсидеться. Тем паче что Британия накачивает оружием не только Киев, но и Приштину. И может статься, что косовские албанцы начнут первыми – при такой-то поддержке.

Америка не поможет

Пока сербы решаются, оценивая «за» и «против», турки предпочитают действовать. Спецоперация на севере Ирака, по словам министра обороны Турции Хулуси Акара, обещает быть долгой. В трёх районах Ирака задействованы не только ВВС, но и «наземный» спецназ, и артиллерия. Заявления турок при этом практически повторяют российские – мол, «территориальную целостность нарушать не намерены», «речь о насильственной смене режима не ведётся» и т.п. Хотя в данном случае вряд ли речь идёт исключительно о безопасности – в северо-западном районе есть перспективные месторождения нефти и газа. Ирония судьбы – боевые подразделения Рабочей партии Курдистана освобождают от «чёрного халифата» богатейшие нефтяные месторождения Киркука, и там тут же появляются турки! Кстати, иракская и украинская кампании необычайно схожи сюжетами. На юго-востоке Турции тоже несколько лет шла гражданская война, в которой были задействованы тяжёлая артиллерия и авиация (почти как на Донбассе). Местные курды получали оружие от собратьев с севера Ирака, и противостоянию не было видно ни конца ни края. И турки решились перейти государственную границу, действуя, так сказать, на упреждение. Мало ли что там курды могли затевать! А курдам впору задаться тем же вопросом, что и украинцам: «ну что, сынку, помогли тебе твои ляхи?», то бишь американцы?

Тем паче Америке нынче самой есть чем заняться. В ноябре – выборы в сенат и палату представителей. Перспективы у демократов – хуже некуда, дело идёт если не к импичменту Джо Байдена, то к его добровольно-принудительной отставке по состоянию здоровья. И добро бы у Байдена был толковый вице-президент, которому можно было бы перепоручить страну в столь неловкий момент – как, скажем, Джеральд Форд или Линдон Джонсон. Но к Камале Харрис немало вопросов даже у демократов, не говоря уже о республиканцах. Кстати, «ослы» вовсю изучают опыт «слонов» 1973 года, когда накануне сложения полномочий Ричард Никсон «слил» своего вице-президента – проворовавшегося и крайне непопулярного Спиро Эгню, чтобы назначить формальным преемником Форда. Интересно, кем заменят Камалу Харрис, не умеющую связать двух слов и имеющую крайне смутные представления о внешней политике США? Уж не Бараком ли Обамой? Как бы там ни было, предстоящая собственная суета не позволяет «вашингтонскому обкому» в полной мере сосредоточиться на решении внешнеполитических задач. Множество вопросов друг к другу накопилось у армян и азербайджанцев, у израильтян и палестинцев, у киргизов и таджиков и даже у корсиканцев и французов, не вспоминая лишний раз про испанцев и каталонцев. И не говоря уже о Пекине с Тайбэем.

Кстати

(фото: Zuma/ТАСС)

Проблема появилась, откуда не ждали, – президент Мексики Лопес Обрадор осудил антироссийские санкции и наотрез отказался поставлять оружие Украине (Вашингтон, по всей видимости, намеревался использовать Мехико в качестве прокладки для поставок американского оружия киевскому режиму). Мало того, Обрадор указал на того, кто спровоцировал российско-украинский конфликт, – на США и лично Джо Байдена. Месть не заставила себя долго ждать – Обрадору подстроили референдум о досрочном отзыве президента Мексики в 2022 году. И народ 10 апреля сказал своё веское слово – за то, чтобы Обрадор остался президентом страны, высказались 93,4% участников референдума! Вашингтон буквально отправили в нокаут, и это, пожалуй, первое столь зримое и тяжёлое поражение американцев на соседней земле. Наверняка Обрадор не забудет Байдену его участия в попытке отстранения его от власти, так что южноамериканский антиамериканский фронт (Куба, Никарагуа, Венесуэла) может вскоре пополниться.

«Ни бросить, ни продать»

Американские аналитики назвали крайнюю дату китайского вторжения на Тайвань – начало осени 2023 года. Но, отмечают заокеанские эксперты, события могут начаться и раньше, да хоть этой весной. На прошлой неделе тайваньский телеканал CTS («Хуанши») «ошибочно сообщил» о нападении китайцев – «Синьбэй под ударом ракет НОАК!», «Взрывы в порту уничтожили корабли» и т.п. Паника, таким образом, нарастает, градус военной истерии зашкаливает. Одновременно звучат заявления из Пекина, что Тайвань – это Китай, и в родную гавань придётся, так или иначе, вернуться. Вместе с тем Запад продолжает накачивать Тайбэй оружием. И вот тут-то для Вашингтона наступает момент истины. Да, Америка официально так и не признала Китайскую республику, но именно Белый дом выступал гарантом независимости Тайваня от материкового Китая. Соскочить, сделав вид, что ничего особенного не происходит (как в случаях с Украиной и Ираком, а в перспективе – и с Косово), не получится. Но и у Пекина, точнее у правящей страной Компартии, назад дороги нет. Во-первых, китайцы восемь лет назад увидели, как воссоединилась с Крымом Россия. Во-вторых, пресса Поднебесной подробно информирует население о спецоперации на Украине. Так что затягивать с воссоединением нет никакой возможности. Остаётся гадать, пойдут ли американцы на открытую военную конфронтацию в Южно-Китайском море или привычно пропустят вперёд англичан? Зацепка такая: суверенность Тайваня признала Федерация Сент-Китс и Невис, входящая в Британское содружество, а стало быть, у Лондона имеются перед Тайбэем некие формальные обязательства. Для Америки, впрочем, китайская угроза носит, можно сказать, экзистенциальный характер, и в случае обострения что-то предпринимать воленс-ноленс придётся. Драки, похоже, не избежать.

Нельзя упустить и следующий немаловажный фактор – японского присутствия в китайско-американских раскладах. К американцам у китайцев нет исторических претензий (напротив, они даже признательны им за поддержку в конфликте с СССР). А вот к японцам – сколько угодно. Веками самураи вырезали своих соседей с материка, и те им этого не забыли. И когда в Пекине слышат о совместных американо-японских учениях, китайцы невольно начинают наполняться «яростью благородною, вскипающей, как волна». Между тем в Японском море сейчас проходят американо-японские военные учения. «ВМС двух стран отработали обмен информацией о запуске баллистической ракеты, – сообщает пресса. – В учениях принимают участие ракетный эсминец «Конго», принадлежащий Японии, и американские эсминцы «Мобайл Бэй» и «Спрюэнс». Для китайцев это вызов.

Но это ещё не самое страшное для Америки, зацепиться с китайцами. Есть у США один партнёр на Ближнем Востоке, которого, как пел Высоцкий, «ни бросить, ни продать». Это Израиль. При Обаме, ухитрившемся испортить отношения с Тель-Авивом, американских военных убрали с Голанских высот. Их место немедленно заняла российская военная полиция – и с тех пор именно наши защищают Израиль на сирийской границе. А где-то рядом бродят иранские прокси, да что там прокси – и Корпус стражей исламской революции тоже потирает руки в ожидании, когда россияне смотают удочки и можно будет спросить с ненавистных израильтян за всё и сразу. При ценящем дружбу Нетаньяху такие планы казались нереалистичными (именно в его бытность премьером началось беспрецедентное по масштабам сотрудничество российской и израильской военных разведок). Но при Нафтали Беннете всё стало не так однозначно, к тому же отношения Москвы и Тегерана стали крепнуть не по дням, а по часам. А ну как американцам однажды придётся вновь подменить россиян на Голанских высотах? А ну как это приведёт к обострению отношений американцев с персами? Тут не просто локальный конфликт, тут до ирано-американской войны недалече. А если Вашингтон вдруг решит отмолчаться, заговорит израильское лобби в США. И тут уж мало Байдену не покажется. Кстати, у еврейского лобби хорошие связи с его ключевым оппонентом, Дональдом Трампом. Нет, никто не говорит о том, что россияне бросят израильтян и уйдут, но чего не бывает в ходе «большой игры»?

Кстати

(фото: AP/ТАСС)

Ливия закрыла своё крупнейшее нефтяное месторождение Шарара из-за разрастающихся протестов. Рабочие, недовольные действиями премьер-министра Абдель Хамида Дбейбы, потребовали его изгнания. Все работы остановлены, компании Zueitina, Mellitah и Sarir свернули добычу. Экономический коллапс начинается! Дбейба возглавляет правительство национального согласия той небольшой части Ливии, столица которой в Триполи. Вторая и большая часть со столицей в Тобруке – по сути, другая страна, во главе которой стоит фельдмаршал Халифа Хафтар (кстати, симпатизирующий России). Интрига новости в том, что Дбейба, условно говоря, прозападный политик (хотя фактически оказавшийся протурецким). Но что-то пошло у него с Западом не так, и он, вслед за предшественником Фаизом Сараджем (тоже прозападным!) попал под раздачу. Понятно, что образ действия Запада – использовать свою марионетку и бросить. Но не переоценивают ли США поддержание такого количества точек напряжения по всему миру в период финансового кризиса в своей экономике?

Новый мировой порядок

Убедившись в несостоятельности партнёрства с американцами, израильтяне могут двинуть проторённой дорогой Исламабада (собственно, они уже по ней движутся, выстраивая партнёрство с Москвой). Был ли у американцев партнёр преданней Пакистана? Именно благодаря ему Вашингтон заставил СССР увязнуть в афганской войне, но, как водится, впоследствии кинул своих верных партнёров. Исламабаду пришлось идти на сближение с Пекином (сыграл принцип «враг моего врага мне друг» в непростых отношениях обеих стран с Индией). Кульминацией этого сближения стало премьерство Имрана Хана, выстраивавшего независимую от США политику не только с Китаем, но и с Россией. Именно на Пакистан могли переключиться наши европейские поставки зерна (да и не только). Но американцы решили разыграть пакистанскую карту в пику Москве и Пекину – военные, традиционно настроенные проамерикански, надавили на правительство, и премьера отправили в отставку, объявив ему вотум недоверия. Дельце сделано? Ничего подобного: жители Исламабада и Карачи вышли на улицы протестовать против этой отставки. «Никогда в нашей истории такие толпы не выходили так спонтанно и в таком количестве, отвергая импортированное правительство, возглавляемое мошенниками», – написал Имран Хан в своей социальной сети, обвинив США в попытке государственного переворота. «Пакистан не является рабом Запада, не будет подчиняться его приказам, а в отношении России сохранит нейтралитет». Так что удался американцам переворот или нет, пока бабушка надвое сказала. И это ещё одно свидетельство утраты американцами былого влияния.

Тем временем забурлила Европа. Кто бы нынче ни победил на французских выборах, Марин Ле Пен или Эмманюэль Макрон, Париж больше не станет огульно проводить проамериканскую политику, ставя под удар собственные интересы. Противостоять сепаратизму Корсики легко и просто, если у страны нет серьёзных экономических проблем и внутренних вызовов, а у Франции они появляются то и дело, как и у прочих государств Старой Европы – из-за политики антироссийских санкций, навязываемой из Вашингтона. В Италии массовые выступления недовольных экономическим курсом правительства Марио Драги. Небывалые цены на топливо и зерно того и гляди спровоцируют социальный взрыв – и начнётся столь хорошо знакомая итальянцам правительственная карусель. Но если раньше ценой этой карусели был курс итальянской лиры, то теперь падать будет евро, и тут уж немцам-спасателям придётся непросто. Тем паче что и в Германии у руководства проблемы, коалиция канцлера Шольца трещит по швам, а христианские демократы потирают руки, предвкушая реванш. И вот уже Шольц наотрез отказывается выполнять приказы «вашингтонского обкома» – напичкать Украину самым современным оружием и отказаться от российского газа. Здравый смысл побеждает повелительный окрик? Или немцы выходят из-под контроля США? А тем временем митинги в поддержку России прокатились по Греции, Кипру и Болгарии – Балканы и Средиземноморье взбунтовались?! И в этой связи вспоминаем, что там говорилось чуть выше о Сербии. Вот то-то и оно. Настаёт время нового мирового порядка, не иначе. Везде становится жарко, везде закипает – как перед извержением вулкана.

Влад Крымский

26.04.2022 09:00

Просмотров: 11919