Минобороны отказывается от спорного наследия Сердюкова

«Назад в будущее»

Минобороны готовит масштабное обновление системы подготовки офицеров. Для этого с 2025 по 2034 год планируется открыть 15 новых военных вузов. Они должны будут закрыть дефицит офицеров, который выявила СВО, а также создать задел для новых родов войск, в частности для войск беспилотных систем.

Острая нехватка офицеров младшего состава проявилась уже в первые месяцы боевых действий. Особенно не хватало командиров взводов, рот и батарей. Именно на этих должностях требуется высокая плотность офицеров, поскольку они обеспечивают управление личным составом «на земле». Часть дефицита кадров компенсировали за счёт мобилизации: в войска вернули офицеров запаса, в том числе уволившихся в предшествующие годы.

Параллельно пришлось использовать решение времён Великой Отечественной войны. Для этого в ключевых военных вузах – Рязанском воздушно-десантном училище, Казанском танковом, Военно-воздушной академии, Михайловской артиллерийской академии – были проведены ускоренные выпуски. Курсы обучения сжимались на полгода-год, часть дисциплин объединялась, упор делался на тактику и боевую подготовку. Лучшие из старшекурсников досрочно получили погоны младших офицеров и направлялись в войска. Эти меры позволили закрыть самые критические пробелы, но показали, что точечные решения не могут заменить системного подхода.

Новые специальности

Уже в этом году открылись Саратовское высшее военное инженерное училище радиационной, химической и биологической защиты (артиллерийское училище возобновило работу ещё в прошлом году), а также Нижегородское высшее военное инженерное училище. В 2026 году курсантов примут ещё три учреждения: Челябинскоое высшее танковое командное училище, Ульяновское высшее военное авиационное училище лётчиков и Новочеркасское высшее военное командное училище связи. Эти направления традиционно считаются костяком армии. Следом в Омске появится общевойсковое командное училище, в Красноярске – училище радиоэлектроники ПВО, а в Санкт-Петербурге – училище воздушно-космической обороны. Также план предусматривает создание четырёх филиалов Военно-медицинской академии – в Севастополе, Самаре, Новосибирске и Хабаровске. Такой шаг позволит готовить врачей ближе к регионам дислокации войск и уменьшить нагрузку на центральные учебные заведения.

Параллельно в Московской области будет создано училище для войск беспилотных систем. Сегодня отдельной базы для их подготовки в России нет: будущих операторов БПЛА обучают в рамках факультетов других академий. Новый вуз позволит систематизировать этот процесс и превратить дроновые подразделения в полноценный род войск.

По сути, речь идёт о пересмотре всей системы подготовки кадров. Если раньше упор делался на традиционные направления, то теперь в учебные программы будут включены дисциплины по дроновым технологиям, кибербезопасности, радиоэлектронике. Таким образом, военные вузы могут стать не только школой командиров, но и центрами технической мысли.

Эти преобразования имеют и международное значение. Военные вузы России традиционно принимают на учёбу иностранных курсантов. Расширение сети позволит увеличить их приём, что станет важным инструментом мягкой силы на десятилетия вперёд. Выпускники российских училищ знают язык, знакомы с культурой и традициями, что в будущем формирует целые пласты лояльных военных элит за рубежом.

Хорошо забытые старые

Примечательно, что большая часть учебных заведений, которые планируется открыть, существовала ранее. Они были закрыты в 2000-е годы в ходе масштабной оптимизации, проведённой тогдашним министром обороны Анатолием Сердюковым. Теперь приходится восстанавливать то, что некогда было разрушено.

В советское время военное образование было максимально распределено по стране, что позволяло готовить кадры на местах и обеспечивать армию тысячами молодых офицеров ежегодно. В 1990–2000-е годы часть этой сети была свёрнута: многие училища закрылись, а система перешла на укрупнённые академии. Это уменьшило расходы, но одновременно сократило возможности набора и создало кадровый вакуум. Сегодня Россия фактически возвращается к прежней модели.

Однако проблема заключается в том, что создать военный вуз – не значит покрасить стены, завезти оборудование и расставить парты. Главную ценность любого образовательного учреждения составляют преподавательские кадры. Причём в случае с военным образованием педагогический состав в идеале должен сочетать наличие академических знаний с реальным боевым опытом. Для преподавания общих дисциплин – математики, физики и т.д. – планируется набирать специалистов из гражданских вузов. Такой опыт уже был в советское время, и он показывает, что интеграция гражданской и военной науки может быть весьма продуктивной. Привлекать педагогов планируется дополнительными выплатами, однако не факт, что необходимое количество хороших преподавателей удастся найти – их дефицит наблюдается и в гражданской сфере. Они обычно есть в столицах, но есть сомнения, что высокопрофессиональные специалисты согласятся переехать в другие города.

Бюджет программы создания новых вузов по понятным причинам не афишируется, однако понятно, что он огромен. Ведь среди прочего придётся создавать гигантскую материальную базу. Каждое училище нуждается не только в учебных классах и казармах, но и современных полигонах, тренажёрах и т.д. Это потребует усилий не только от Минобороны, но и со стороны региональных властей, которым придётся помогать с инфраструктурой: выделять землю и здания, софинансировать строительство и т.д. Впрочем, развитие сети военных училищ может стать мощным толчком для регионов. Появление крупного учебного заведения – это новые рабочие места, контракты для местных предприятий и повышение престижа города.

Офицеры или сержанты?

Однако звучат и иные мнения. Так, некоторые военные аналитики указывают на неизбежные минусы программы. Стоимость содержания военных вузов очень велика – именно поэтому их в своё время и пустили под нож. Кроме того, бюджету дорого обходится содержание офицера, ведь ему помимо денежного довольствия положены различные льготы и даже квартира. К тому же офицеры регулярно растут в званиях, в связи с чем возникает ситуация, что штабы оказываются полностью укомплектованы, а лейтенантов, чтобы командовать ротой, не хватает. А ведь именно младшие офицеры и являются главными на поле боя. Что также немаловажно, гибель младшего офицера, обучение которого длилось пять лет, становится существенной потерей.

Потому звучат мнения: не стоит ли обратить внимание на зарубежную модель и развивать профессиональный сержантский корпус? Это позволило бы не только сэкономить средства, но и подготовить многочисленный состав младших командиров, которые годами служат на одном месте, обучая новобранцев. Недаром ещё Георгий Жуков говорил, что «войсками командую я и сержанты». Сержантский корпус традиционно является становым хребтом американской армии. С недавних пор он начал создаваться в армиях Казахстана и Украины. В Российской армии также прежде планировалось создать корпус сержантов – провозглашалось, что именно он является «ключом к модернизации Вооружённых сил на современном этапе военного строительства». Однако затем от этой идеи, видимо, было решено отказаться и использовать традиционные решения.

Справка

После распада СССР в России насчитывалось около 166 военных вузов – академий, училищ и институтов. Офицеров готовили в каждом округе и практически по всем направлениям. В 1990-е годы на фоне общего кризиса и сокращения армии начались укрупнение и ликвидация части учебных заведений, к концу десятилетия их осталось порядка 120.

Самое масштабное сокращение произошло в период реформ министра обороны Анатолия Сердюкова (2008–2012 годы). Тогда сеть вузов была урезана более чем вчетверо, многие училища были закрыты или присоединены к крупным академиям. Это вызвало резкую критику и привело к кадровому дефициту в армии.

С приходом Сергея Шойгу в 2012 году курс изменился: часть закрытых заведений вновь была открыта, появились новые направления подготовки, а число вузов увеличилось примерно до 50.

Александр Степанов

15.09.2025 09:30

Просмотров: 1044